Искусство в... «оранжевой зоне»

15 августа Львовская национальная опера начинает 121-й сезон — рассказал «Дню» руководитель коллектива Василий Вовкун

Во Львове постепенно возвращаются к работе учреждения культуры. Несколько дней тому назад «День» рассказывал об открытии нового сезона во Львовской национальной филармонии. Вскоре, после нескольких месяцев карантинной тишины, открывает зрительный зал и национальный театр оперы и балета имени Соломии Крушельницкой. 15 августа состоится гала-концерт, посвященный открытию нового театрального сезона.

Сколько именно зрителей, с учетом требований «оранжевой» зоны, в которой находится Львов из-за пандемии коронавируса, может принять зал Львовской оперы (ведь речь идет о дистанции в двадцать метров!), «День» расспросил генерального директора театра Василия Вовкуна. Также в разговоре — о найденных через много лет шедеврах Евгения Лысыка, которые считались утраченными, монографических изданиях к 120-летию театра, восстановлении экскурсий, очередной отсрочке международных проектов, новых лицах в составе художественного руководства и не только об этом...

На открытие сезона мы подготовили несколько гала-программ из самых известных классических произведений, арий и дуэтов из опер Генделя, Верди, Пуччини, Моцарта, Россини, Сен-Санса и украинской музыки, — говорит Василий Вовкун. — Оркестра на сцене не будет! Наши солисты будут петь в сопровождении фортепиано, хотя планировали их выступления в сопровождении оркестра. Рассадка зрителей будет происходить, согласно требованиям карантина —   двадцать метров на одного человека. Билеты будем продавать из расчета сто на один концерт. Эти гала-вечера должны дать нам ответ, будет ли привлекательна и интересна для публики такая концертная форма.

— Но есть спектакли с небольшим количеством действующих лиц, камерные и с меньшим составом оркестра. Например, «Служанка-госпожа» Перголези или «Ключ на мостовой» Оффенбаха...

Сейчас ограничимся гала-концертами, чтобы не нарушать норм «оранжевой» зоны. Начинаем и рекламную кампанию, чтобы сообщить зрителя, что мы уже открыты. Мы могли бы начать и раньше, но продолжается генеральная реконструкция площади перед театром. В ближайшие дни ремонт передвинется, а это значит, что будет свободным доступ к главному входу в нашей Оперы.

— Восстановятся ли экскурсии по театру с открытием сезона?

— Да. И экскурсии восстанавливаются, и само открытие сезона должно быть интересным, потому что первых в этом сезоне зрителей ждут сюрпризы. Приятной неожиданностью для публики должно стать и то, что гала-концерты будут проходит в декорациях Евгения Лысыка. Открытие сезона — это радость как для публики, так и для театра, потому что театр просто рвется в работу. Но мы должны соблюдать нормы, которые диктует карантин.

— Знаю, что нашлись декорации Евгения Лысыка к балету Арама Хачатуряна «Спартак», а это давняя постановка — 1987 года...

— Да. Задники, интермедийный занавес и падуга (верхняя вспомогательная декорация. — Т.К.) к этому спектаклю долгое время считались потерянными. Я уже несколько лет об этом слышу. Мы с вами в прошлый раз говорили о том, что несколько месяцев тому назад состоялась фотофиксация сохранившихся декораций Евгения Никитича, и отдельным приказом эти декорации отнесены к «Золотому фонду» театра. Во время карантина мы делали ремонтные работы на складах, соответственно, пересмотрели списанные декорации, а под ними нашли полотна Лысыка к «Спартаку». Их уже также сфотографировали, и они войдут в издание к 90-летию Евгения Никитича. Уже макетируется альбом рисунков Лысыка и альбом декораций ко всем его спектаклям, которые шли в нашем театре и не только. Планируем издание книги-альбома «Архитектура Львовской оперы» авторства Юрия Ямаша. Эта работа продолжалась несколько лет. Речь идет об интерьере и экстерьере театра, потому что он вызывает много вопросов, по-разному трактуется экскурсоводами. Презентация должна была состояться к дню открытия нашего театра, а это — 4 октября.

— Ваши коллеги во Львовской филармонии одновременно с концертом в зале дают прямую трансляцию на YouTube и Facebook, чтобы заинтересовать публику зрелищем. Вы будете делать так же?

— Мы одними из первых начали демонстрацию архивов наших на YouTube-канале. Сегодня также заключили соглашение с одним из иностранных телеканалов на право трансляции нашей постановки «Цвет папоротника» Евгения Станковича. Но... Убедились на собственном опыте, что онлайн не дал результатов, на которые мы надеялись. Потому что большинство заинтересованной публики слушает постановки Венской оперы или «Метрополитен-Опера». В конце концов мы не можем предложить публике такое качественное видео и звук, как только названные мной коллеги. То есть наши технологии, к сожалению, не являются совершенными. Конечно, можем позаботиться о качестве, но это, опять же, финансы, о которых при длительном отсутствии хозяйственной деятельности речь не идет. Поэтому сейчас думаем не о расходовании, а о зарабатывании средств. Поэтому нам важно, чтобы зритель пришел в театр.

— В предыдущей беседе, к закрытию сезона, вы, Василий, говорили, что идете в отпуск с долгами за коммунальные услуги. Состоялся ли разговор с чиновниками относительно списания хотя бы части этих долгов?

— Да, у нас был онлайн-разговор. Директора театров обращались к премьер-министру с просьбой оплатить коммунальные расходы, а также — рассчитаться с пожарными. Нам идут навстречу. Средств пока не получили. Ждем...

— Говорили мы с вами и о концертах под открытым небом. Что-то планируете?

— Наши коллеги из Харькова имеют Летнюю сцену и там работают. Но у них — «зеленая» зона. Если нас переведут из «оранжевой» в легкую зону, то почему бы и нет? А пока даже не можем провести полноценную репетицию оркестра. Нельзя!

— Но ко Дню Независимости готовите концерт?

— К нам обратились из департамента культуры ЛОГА с предложением о проведении концерта с участием наших ведущих солистов. Уже утверждена программа праздничного вечера. Но опять повторяю: этот концерт должен состояться с соблюдением всех карантинных требований, потому что не можем подвергать людей опасности. Должны быть осторожны!

— А что с премьерами? Переносятся теперь уже на 2022 год?

— Ситуация зависит не только от нас — также от наших зарубежных партнеров. Поскольку те вещи, которые мы задумывали, были в копродукции с коллегами из других стран. Сейчас думаем над тем, чтобы сделать премьеру «Турандот» — даже при условии «шахматки» при посадке людей.

— Расскажите, пожалуйста, о кадровых изменениях в коллективе?

— У нас состоялось несколько конкурсов. А особенно удивил нас конкурс в оркестре, потому что на 14 мест было 99 заявок! Приехали соревноваться 75 музыкантов со всей Украины. Выиграли звездные музыканты. 26 заявок поступило на конкурс в балет. Это также достаточно высокого уровня исполнители. То же самое касается солистов. Для нас это важно, потому что это отношение к статусу Львовской национальной оперы. Руководитель музыкальной части у нас — лауреат международных конкурсов Иван Чередниченко, который в ноябре прошлого года победил в конкурсе на замещение этой вакантной должности. Так же, как и молодой хормейстер из Киева Вадим Яценко. Художественный руководитель балета — Андрей Мусорин, который приехал к нам из Одессы. То есть у нас полностью изменился художественный руководящий состав! Театр работает и в закрытом режиме. Нам непросто, но работаем!

Искусство в... «оранжевой зоне»

Искусство в... «оранжевой зоне»

15 августа Львовская национальная опера начинает 121-й сезон — рассказал «Дню» руководитель коллектива Василий Вовкун

Во Львове постепенно возвращаются к работе учреждения культуры. Несколько дней тому назад «День» рассказывал об открытии нового сезона во Львовской национальной филармонии. Вскоре, после нескольких месяцев карантинной тишины, открывает зрительный зал и национальный театр оперы и балета имени Соломии Крушельницкой. 15 августа состоится гала-концерт, посвященный открытию нового театрального сезона.

Сколько именно зрителей, с учетом требований «оранжевой» зоны, в которой находится Львов из-за пандемии коронавируса, может принять зал Львовской оперы (ведь речь идет о дистанции в двадцать метров!), «День» расспросил генерального директора театра Василия Вовкуна. Также в разговоре — о найденных через много лет шедеврах Евгения Лысыка, которые считались утраченными, монографических изданиях к 120-летию театра, восстановлении экскурсий, очередной отсрочке международных проектов, новых лицах в составе художественного руководства и не только об этом...

На открытие сезона мы подготовили несколько гала-программ из самых известных классических произведений, арий и дуэтов из опер Генделя, Верди, Пуччини, Моцарта, Россини, Сен-Санса и украинской музыки, — говорит Василий Вовкун. — Оркестра на сцене не будет! Наши солисты будут петь в сопровождении фортепиано, хотя планировали их выступления в сопровождении оркестра. Рассадка зрителей будет происходить, согласно требованиям карантина —   двадцать метров на одного человека. Билеты будем продавать из расчета сто на один концерт. Эти гала-вечера должны дать нам ответ, будет ли привлекательна и интересна для публики такая концертная форма.

— Но есть спектакли с небольшим количеством действующих лиц, камерные и с меньшим составом оркестра. Например, «Служанка-госпожа» Перголези или «Ключ на мостовой» Оффенбаха...

Сейчас ограничимся гала-концертами, чтобы не нарушать норм «оранжевой» зоны. Начинаем и рекламную кампанию, чтобы сообщить зрителя, что мы уже открыты. Мы могли бы начать и раньше, но продолжается генеральная реконструкция площади перед театром. В ближайшие дни ремонт передвинется, а это значит, что будет свободным доступ к главному входу в нашей Оперы.

— Восстановятся ли экскурсии по театру с открытием сезона?

— Да. И экскурсии восстанавливаются, и само открытие сезона должно быть интересным, потому что первых в этом сезоне зрителей ждут сюрпризы. Приятной неожиданностью для публики должно стать и то, что гала-концерты будут проходит в декорациях Евгения Лысыка. Открытие сезона — это радость как для публики, так и для театра, потому что театр просто рвется в работу. Но мы должны соблюдать нормы, которые диктует карантин.

— Знаю, что нашлись декорации Евгения Лысыка к балету Арама Хачатуряна «Спартак», а это давняя постановка — 1987 года...

— Да. Задники, интермедийный занавес и падуга (верхняя вспомогательная декорация. — Т.К.) к этому спектаклю долгое время считались потерянными. Я уже несколько лет об этом слышу. Мы с вами в прошлый раз говорили о том, что несколько месяцев тому назад состоялась фотофиксация сохранившихся декораций Евгения Никитича, и отдельным приказом эти декорации отнесены к «Золотому фонду» театра. Во время карантина мы делали ремонтные работы на складах, соответственно, пересмотрели списанные декорации, а под ними нашли полотна Лысыка к «Спартаку». Их уже также сфотографировали, и они войдут в издание к 90-летию Евгения Никитича. Уже макетируется альбом рисунков Лысыка и альбом декораций ко всем его спектаклям, которые шли в нашем театре и не только. Планируем издание книги-альбома «Архитектура Львовской оперы» авторства Юрия Ямаша. Эта работа продолжалась несколько лет. Речь идет об интерьере и экстерьере театра, потому что он вызывает много вопросов, по-разному трактуется экскурсоводами. Презентация должна была состояться к дню открытия нашего театра, а это — 4 октября.

— Ваши коллеги во Львовской филармонии одновременно с концертом в зале дают прямую трансляцию на YouTube и Facebook, чтобы заинтересовать публику зрелищем. Вы будете делать так же?

— Мы одними из первых начали демонстрацию архивов наших на YouTube-канале. Сегодня также заключили соглашение с одним из иностранных телеканалов на право трансляции нашей постановки «Цвет папоротника» Евгения Станковича. Но... Убедились на собственном опыте, что онлайн не дал результатов, на которые мы надеялись. Потому что большинство заинтересованной публики слушает постановки Венской оперы или «Метрополитен-Опера». В конце концов мы не можем предложить публике такое качественное видео и звук, как только названные мной коллеги. То есть наши технологии, к сожалению, не являются совершенными. Конечно, можем позаботиться о качестве, но это, опять же, финансы, о которых при длительном отсутствии хозяйственной деятельности речь не идет. Поэтому сейчас думаем не о расходовании, а о зарабатывании средств. Поэтому нам важно, чтобы зритель пришел в театр.

— В предыдущей беседе, к закрытию сезона, вы, Василий, говорили, что идете в отпуск с долгами за коммунальные услуги. Состоялся ли разговор с чиновниками относительно списания хотя бы части этих долгов?

— Да, у нас был онлайн-разговор. Директора театров обращались к премьер-министру с просьбой оплатить коммунальные расходы, а также — рассчитаться с пожарными. Нам идут навстречу. Средств пока не получили. Ждем...

— Говорили мы с вами и о концертах под открытым небом. Что-то планируете?

— Наши коллеги из Харькова имеют Летнюю сцену и там работают. Но у них — «зеленая» зона. Если нас переведут из «оранжевой» в легкую зону, то почему бы и нет? А пока даже не можем провести полноценную репетицию оркестра. Нельзя!

— Но ко Дню Независимости готовите концерт?

— К нам обратились из департамента культуры ЛОГА с предложением о проведении концерта с участием наших ведущих солистов. Уже утверждена программа праздничного вечера. Но опять повторяю: этот концерт должен состояться с соблюдением всех карантинных требований, потому что не можем подвергать людей опасности. Должны быть осторожны!

— А что с премьерами? Переносятся теперь уже на 2022 год?

— Ситуация зависит не только от нас — также от наших зарубежных партнеров. Поскольку те вещи, которые мы задумывали, были в копродукции с коллегами из других стран. Сейчас думаем над тем, чтобы сделать премьеру «Турандот» — даже при условии «шахматки» при посадке людей.

— Расскажите, пожалуйста, о кадровых изменениях в коллективе?

— У нас состоялось несколько конкурсов. А особенно удивил нас конкурс в оркестре, потому что на 14 мест было 99 заявок! Приехали соревноваться 75 музыкантов со всей Украины. Выиграли звездные музыканты. 26 заявок поступило на конкурс в балет. Это также достаточно высокого уровня исполнители. То же самое касается солистов. Для нас это важно, потому что это отношение к статусу Львовской национальной оперы. Руководитель музыкальной части у нас — лауреат международных конкурсов Иван Чередниченко, который в ноябре прошлого года победил в конкурсе на замещение этой вакантной должности. Так же, как и молодой хормейстер из Киева Вадим Яценко. Художественный руководитель балета — Андрей Мусорин, который приехал к нам из Одессы. То есть у нас полностью изменился художественный руководящий состав! Театр работает и в закрытом режиме. Нам непросто, но работаем!