И учить, и учиться

Киевская муниципальная академия эстрадного и циркового искусств — новый игрок на поле театрального образования

Жизнь сегодня меняется столь стремительно, что устоявшихся вещей, понятий и процессов в ней остается достаточно немного. Огромный конкурс на актерскую специальность — один из традиционных признаков вступительной кампании, остается актуальным уже много десятилетий. Пока будущие юристы состязались по популярности с будущими международниками, им в спину дышали будущие менеджеры и пиарщики, а затем этот круговорот модных профессий заворачивал на новый виток — из года в год у главного корпуса Театрального вуза имени Карпенко-Карого на улице Ярославов Вал весной стояли когда сотни, а когда и тысячи юношей и девушек, которые, лихорадочно повторяя слова басни, стихов и прозы, всячески демонстрировали искреннее желание и даже жизненную необходимость посвятить себя ее величеству Мельпомене.

В последнее время мест весенне-летнего скопления будущих звезд сцены стало больше, так как соответствующие факультеты открыли другие вузы. В прошлом году к театральному образованию присоединилась Киевская муниципальная академия эстрадного и циркового искусств: совместно с Киевским академическим театром драмы и комедии на левом берегу Днепра и театром «Золотые ворота» основано еще одно направление развития Академии (с использованием элементов дуальной формы образования) — комплексная подготовка специалистов по театральному делу.

— Традиционно, практически с первых лет существования (1961 г.) в Академии существовали направления подготовки «Артист разговорного жанра» и «Режиссер театрализованных зрелищ, эстрады и цирка», которые готовили специалистов для театральной сферы Украины, — комментирует такое решение ректор КМАЕЦМ Александр ЯКОВЛЕВ. — Долгое время, например, актерское искусство в Академии преподавал Эдуард Митницкий — украинский театральный режиссер, основатель и художественный руководитель Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра. В настоящее время в структуре Академии есть профессиональный колледж и два факультета — факультет музыкального искусства и факультет сценического искусства. Заведение осуществляет подготовку специалистов по двум специальностям (025 Музыкальное искусство и 026 Сценическое искусство) по образовательным ступеням младший специалист, профессиональный младший бакалавр, бакалавр, магистр и учит иностранцев из таких стран, как США, Финляндия, Германия, Эквадор, Индия, Молдова, Беларусь.

Куратором этого направления КМАЕЦМ стал нынешний руководитель Театра драмы и комедии Стас Жирков, который в прошлом году набрал первый курс режиссеров театра. — Вместе со студентами мы пытаемся пройти большой путь — совершенствования, понимания этой профессии, — рассказывает руководитель курса Стас Жирков. — Я учусь вместе с ними, это совершенно честно. Для меня важно привить любовь к театру, хотя я откровенно говорю, что вряд ли они все станут актерами или режиссерами... Самая большая проблема, на мой взгляд, нынешнего театрального образования заключается в том, что среди преподавателей, педагогов и даже мастеров курсов большинство не имеют к современному театру никакого отношения. Это люди, которые сейчас не работают в театре, некоторые не работали там вообще. Если говорить о преподавании режиссуры в Университете имени Карпенко-Карого — там крайне мало практиков. (За исключением разве что Андрея Белоуса, Тамары Труновой...) Студенты учатся у преподавателей, которые не любят театр, не понимают, не знают его проблем и потребностей, студенты учатся на материале, который уже устарел, соответственно, они не имеют возможности окунуться в современный театр, осознать его вызовы, они видят этот театр глазами преподавателей, которые сами давно отдалились от профессии. Я уже имел опыт преподавания, когда был вторым преподавателем на курсе Андрея Белоуса, известная и успешная студентка этого курса — Таня Губрий, которая имеет уже несколько постановок в Киеве, Одессе... В общем преподаю почти десять лет и имею определенный опыт, чтобы возглавлять это направление в академии.

В этом году курсы актеров и режиссеров в Киевской муниципальной академии эстрадного и циркового искусств набирают, соответственно, Тамара Трунова и Влада Белозоренко.

Мне кажется, сегодня в вопросе высшего образования наша задача — выпускать уверенных в себе и своей профессии людей, которые не боятся жизни — убеждена Влада БЕЛОЗОРЕНКО. — С чего начинается режиссура? Как по мне — с личности, которая не боится. Такой человек в любом случае найдет себя в творческом пространстве. Качества абитуриента, на которые буду обращать особое внимание? Прежде всего, это наличие субъективного мнения и позиции, это самое ценное. Когда человек наблюдает, анализирует и не остается равнодушным к жизни, мне кажется, это необходимое качество для режиссера.

— Желание работать с актерским курсом для меня — логическое продолжение и углубление в театральном деле, — говорит Тамара Трунова. — Также важен диалог с другим поколением, творческое сосуществование и соразвитие с людьми «другого мира».

Самая главная черта будущего актера — это...

— Возможность анализа собственной индивидуальности, видение себя как уникальной части большого мира, осознание собственной иначести и умения с этим работать.

Вы готовы к тому, что довольно часто желание посвятить себя актерству — не столько осознанный выбор, сколько определенные романтические рефлексии молодого человека?

— Романтические рефлексии — это также материал и ресурс для творческого процесса. Я не могу надеяться на плодотворный диалог и в то же время отрицать природу другой стороны.

— Сколько студентов вы должны набрать, когда запланированы консультации?

— Есть минимальный количественный предел — это 10 студентов. Но все будет зависеть от того, с кем придется встретиться. Консультации состоятся в первой половине июля.

— Как планируете работать в режиме карантина?

— Надеюсь, что будет возможность работать в привычном формате, но выход найдем в любой ситуации. Уже вторую сессию подряд провожу почти полностью в режиме онлайн с заочным режиссерским курсом в Университете имени Карпенко-Карого. Есть определенные неудобства, но открываются и новые возможности. Поражает способность группы к объединению и энергия, которая возникает вопреки обстоятельствам.

Будете ли привлекать своих студентов к работе в театре?

— Ничего не планирую заранее. Хочу встретиться с людьми, которые будут гореть именно театром. Моя режиссерская практика и преподавание — это один и тот же процесс. Центральная задача — создание условий для развития. Обоюдного.

И учить, и учиться

И учить, и учиться

Киевская муниципальная академия эстрадного и циркового искусств — новый игрок на поле театрального образования

Жизнь сегодня меняется столь стремительно, что устоявшихся вещей, понятий и процессов в ней остается достаточно немного. Огромный конкурс на актерскую специальность — один из традиционных признаков вступительной кампании, остается актуальным уже много десятилетий. Пока будущие юристы состязались по популярности с будущими международниками, им в спину дышали будущие менеджеры и пиарщики, а затем этот круговорот модных профессий заворачивал на новый виток — из года в год у главного корпуса Театрального вуза имени Карпенко-Карого на улице Ярославов Вал весной стояли когда сотни, а когда и тысячи юношей и девушек, которые, лихорадочно повторяя слова басни, стихов и прозы, всячески демонстрировали искреннее желание и даже жизненную необходимость посвятить себя ее величеству Мельпомене.

В последнее время мест весенне-летнего скопления будущих звезд сцены стало больше, так как соответствующие факультеты открыли другие вузы. В прошлом году к театральному образованию присоединилась Киевская муниципальная академия эстрадного и циркового искусств: совместно с Киевским академическим театром драмы и комедии на левом берегу Днепра и театром «Золотые ворота» основано еще одно направление развития Академии (с использованием элементов дуальной формы образования) — комплексная подготовка специалистов по театральному делу.

— Традиционно, практически с первых лет существования (1961 г.) в Академии существовали направления подготовки «Артист разговорного жанра» и «Режиссер театрализованных зрелищ, эстрады и цирка», которые готовили специалистов для театральной сферы Украины, — комментирует такое решение ректор КМАЕЦМ Александр ЯКОВЛЕВ. — Долгое время, например, актерское искусство в Академии преподавал Эдуард Митницкий — украинский театральный режиссер, основатель и художественный руководитель Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра. В настоящее время в структуре Академии есть профессиональный колледж и два факультета — факультет музыкального искусства и факультет сценического искусства. Заведение осуществляет подготовку специалистов по двум специальностям (025 Музыкальное искусство и 026 Сценическое искусство) по образовательным ступеням младший специалист, профессиональный младший бакалавр, бакалавр, магистр и учит иностранцев из таких стран, как США, Финляндия, Германия, Эквадор, Индия, Молдова, Беларусь.

Куратором этого направления КМАЕЦМ стал нынешний руководитель Театра драмы и комедии Стас Жирков, который в прошлом году набрал первый курс режиссеров театра. — Вместе со студентами мы пытаемся пройти большой путь — совершенствования, понимания этой профессии, — рассказывает руководитель курса Стас Жирков. — Я учусь вместе с ними, это совершенно честно. Для меня важно привить любовь к театру, хотя я откровенно говорю, что вряд ли они все станут актерами или режиссерами... Самая большая проблема, на мой взгляд, нынешнего театрального образования заключается в том, что среди преподавателей, педагогов и даже мастеров курсов большинство не имеют к современному театру никакого отношения. Это люди, которые сейчас не работают в театре, некоторые не работали там вообще. Если говорить о преподавании режиссуры в Университете имени Карпенко-Карого — там крайне мало практиков. (За исключением разве что Андрея Белоуса, Тамары Труновой...) Студенты учатся у преподавателей, которые не любят театр, не понимают, не знают его проблем и потребностей, студенты учатся на материале, который уже устарел, соответственно, они не имеют возможности окунуться в современный театр, осознать его вызовы, они видят этот театр глазами преподавателей, которые сами давно отдалились от профессии. Я уже имел опыт преподавания, когда был вторым преподавателем на курсе Андрея Белоуса, известная и успешная студентка этого курса — Таня Губрий, которая имеет уже несколько постановок в Киеве, Одессе... В общем преподаю почти десять лет и имею определенный опыт, чтобы возглавлять это направление в академии.

В этом году курсы актеров и режиссеров в Киевской муниципальной академии эстрадного и циркового искусств набирают, соответственно, Тамара Трунова и Влада Белозоренко.

Мне кажется, сегодня в вопросе высшего образования наша задача — выпускать уверенных в себе и своей профессии людей, которые не боятся жизни — убеждена Влада БЕЛОЗОРЕНКО. — С чего начинается режиссура? Как по мне — с личности, которая не боится. Такой человек в любом случае найдет себя в творческом пространстве. Качества абитуриента, на которые буду обращать особое внимание? Прежде всего, это наличие субъективного мнения и позиции, это самое ценное. Когда человек наблюдает, анализирует и не остается равнодушным к жизни, мне кажется, это необходимое качество для режиссера.

— Желание работать с актерским курсом для меня — логическое продолжение и углубление в театральном деле, — говорит Тамара Трунова. — Также важен диалог с другим поколением, творческое сосуществование и соразвитие с людьми «другого мира».

Самая главная черта будущего актера — это...

— Возможность анализа собственной индивидуальности, видение себя как уникальной части большого мира, осознание собственной иначести и умения с этим работать.

Вы готовы к тому, что довольно часто желание посвятить себя актерству — не столько осознанный выбор, сколько определенные романтические рефлексии молодого человека?

— Романтические рефлексии — это также материал и ресурс для творческого процесса. Я не могу надеяться на плодотворный диалог и в то же время отрицать природу другой стороны.

— Сколько студентов вы должны набрать, когда запланированы консультации?

— Есть минимальный количественный предел — это 10 студентов. Но все будет зависеть от того, с кем придется встретиться. Консультации состоятся в первой половине июля.

— Как планируете работать в режиме карантина?

— Надеюсь, что будет возможность работать в привычном формате, но выход найдем в любой ситуации. Уже вторую сессию подряд провожу почти полностью в режиме онлайн с заочным режиссерским курсом в Университете имени Карпенко-Карого. Есть определенные неудобства, но открываются и новые возможности. Поражает способность группы к объединению и энергия, которая возникает вопреки обстоятельствам.

Будете ли привлекать своих студентов к работе в театре?

— Ничего не планирую заранее. Хочу встретиться с людьми, которые будут гореть именно театром. Моя режиссерская практика и преподавание — это один и тот же процесс. Центральная задача — создание условий для развития. Обоюдного.