Фестивальная «лихорадка»

Нынешняя осень в Украине запомнится разнообразием театральных событий

Большинство культурных событий, которые в прошлом году из-за пандемии COVID-19 пришлось отменить, перевести в онлайн или проводить в достаточно сжатом формате, в этом году удалось провести вживую. Поэтому, очевидно, осенью страну охватила, в хорошем (и здоровом) смысле этого слова, фестивальная «лихорадка».

***

Сначала в сентябре Херсон превратился в театральную столицу - с громким размахом проходил ХХII Международный фестиваль «Мельпомена Таврии». Затем эстафету на неделю перехватила «колыбель» украинских театральных корифеев - город Кропивницкий: в 51-й раз провели «Сентябрьские самоцветы». В начале октября в Киеве на несколько дней сплотил вокруг себя ценителей моноспектаклей Международный фестиваль «Мария», параллельно с которым в Николаеве проходил фестиваль Homo Ludens, а в Северодонецке - «СвітОгляд».

Но больше всего форумов прошло во Львове. Открывал театральный марафон в городе Льва фестиваль с многолетней историей - «Золотой лев», которого через несколько дней догнал «Струс» - фестиваль для детей и молодежи, который в этом году состоялся впервые. И завершало львовское театральное «дерби» - «Квадриеннале сценографии». На нем и остановимся подробнее.

***

В отличие от вышеупомянутых форумов, основной программой которых является просмотр спектаклей, афиша «Квадриеннале...» включает разные мероприятия и события, основной целью которых является продемонстрировать лучшие образцы художественного оформления постановок - сценографию и костюмы. Это выставки костюмов и их эскизов, макеты и фото сценографий, кураторские экскурсии по экспозициям, презентации печатных изданий и фильмов о театральных художниках, показы спектаклей, мастер-классы художников, лекции театро- и искусствоведов.

Как отмечают сами организаторы Олег Онещак, Юлия Глушко и Богдан Полищук, главной идеей «Квадриеннале...» является организация творческой платформы для обмена опытом и идеями между театральными художниками, режиссерами, актерами, что должно побуждать к развитию украинской сценографии, а также к популяризации ее и театрального искусства в целом. Основанное Львовской галереей сценографии в 2018 году, мероприятие проходит раз в четыре года.

***

В этом году фестиваль был проведен второй раз (с 8 по 10 октября), и его темой стал слоган «Эволюция через революцию». В большей степени внимание форума было сосредоточено на театральном костюме. Ведь именно через костюм зрители в первые минуты спектакля знакомятся и открывают для себя того или иного героя: одежда без слов может рассказать о характере, привычках, вкусах, поведении, политических или религиозных взглядах и даже о мировоззрении своего владельца. Она может помогать исполнителю роли или, наоборот, мешать; может быть не просто одеждой, а нести в себе глубокие смыслы, заложенные художником и одухотворенные актером. Костюм может даже стать ключевым визуальным образом спектакля. Именно поэтому этот важный элемент любой постановки стал центральной темой для размышлений и дискуссий нынешнего «Квадриеннале...».


Богдан Полищук

Открылся фестиваль художественной экспозицией в изысканном помещении Львовского дворца Потоцких, посвященной истории украинского театрального костюма ХХ-ХХI веков. Выставка состояла из эскизов костюмов знаковых отечественных художников, среди которых работы Василия Кричевского, Александры Экстер, Анатоля Петрицкого, Вадима Меллера, Александра Хвостенко-Хвостова, Бориса Косарева, Людмилы Семыкиной. А также из работ самых интересных и активных современных украинских художников - Марии Левицкой, Андрея Александровича-Дочевского, Людмилы Нагорной, Олега Татаринова, Натальи Рудюк и др.

Кроме эскизов, на выставке присутствовали раритетные костюмы: Донны Соль к спектаклю «Каменный хозяин» по Лесе Украинке Первого государственного театра им. Т. Шевченко (режиссер Александр Загаров, художник Анатоль Петрицкий, 1921) и Рабочего к спектаклю «Газ» Георга Кайзера Театра «Березиль» (режиссер Лесь Курбас, художник Вадим Меллер, 1923 г.). А еще костюмы к спектаклям 2000-х гг. - Людмилы Нагорной («Риголетто»), Натальи Рудюк («Брат Чичиков») и Андрея Романченко («Тетя Мотя приехала»). Большинство экспонатов выставки были предоставлены Музеем театрального, музыкального и киноискусства Украины (г. Киев), часть - самими художниками.

В этом же помещении состоялась презентация уникальной книги «Украинский театральный костюм ХХ - ХХI вв. Эскизы», составителями которой являются кандидатки искусствоведения Елена Ковальчук и Лилия Волошина, главная хранительница Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины Татьяна Руденко, а также художник и режиссер Богдан Полищук. Последний на встрече отметил, что «издание является первым в Украине, которое фокусируется на театральном костюме как на самодостаточном искусстве и предлагает рассмотреть театральный эскиз как произведение графического искусства».

Этот художественный альбом представляет многообразие и развитие театрального костюма и графики в течение 100 лет на примере эскизов самых ярких художников-сценографов Украины. Поэтому его львиная часть состоит из цветных крупноформатных иллюстраций: представлено 80 эскизов костюмов 22 художников разных поколений и художественных школ. Кроме того, книга содержит тексты (на украинском и английском языках) ведущих искусствоведов, исследователей визуального и театрального искусства, среди которых - докторка искусствоведения Ольга Лагутенко. Она была создана в сотрудничестве Галереи сценографии, Музея театрального музыкального и киноискусства Украины, Национального художественного музея Украины и издателя Александра Савчука, при поддержке Украинского культурного фонда и Львовского городского совета.

***

На второй день «Квадриеннале...» в Галерее сценографии (директор Олег Онещак), которая находится в здании Львовского театра имени Леси Украинки, открылась выставка работ семьи Ниродов. Она сначала должна была представить художественные произведения только Ярослава Нирода - известного художника театра, который работал в Театре оперы и балета (Львов, Одесса, Донецк), ТЮЗе им. Максима Рыльского (Львов), Молодом и театре им. Ивана Франко (Киев). Но пан Ярослав решил представить наработки всей своей творческой семьи. Поэтому экспозиция состоит из работ его отца Федора, супруги Ольги, детей - Марго, Доминики и Филиппа, племянников Александра и Никиты, внуков Ольги и Анастасии, и демонстрирует, насколько интересной и неординарной является семья Ниродов. Все работы разные по тематике и технике исполнения (графика, бумажная вышивка, живопись, портреты, эскизы костюмов и сценографии к спектаклям и т.д.), но всех их объединяет общее увлечение рисованием, которое передается из поколения в поколение. Выставка продлится до 12 ноября.


Ярослав Нирод

***

Третьей и основной локацией «Квадриеннале...» стало креативный пространство Lem Station (бывшее трамвайное депо). Здесь прошел театрализованный показ костюмов трех современных художниц - Алии Межениной, Анны Ипатьевой и Инессы Кульчицкой. Первая представила костюмы к мюзиклу «Дориан Грей» Киевского национального театра оперетты, вторая - к опере «Лис Микита» Львовской национальной оперы, третья - куклы и костюмы к спектаклям «Золоторогий олень» и «Засвітнє танго» Львовского театра кукол. Затем они стали частью экспозиции Lem Station и гости могли вблизи их рассмотреть.

В целом урбанистическое пространство Lem Station было разделено на несколько зон. Значительную часть занимали инсталляции, костюмы и эскизы, фото и макеты сценографий к спектаклям современных украинских художников. Часть этих художников (Алия Меженина, Дарья Завьялова, Сергей и Наталья Рыдванецкие, Людмила Нагорная и др.) присутствовала на фестивале и проводила мастер-классы. Образовательную программу «Квадриеннале...» составляли лекции искусствоведок Елены Ковальчук и Лилии Волошиной. Последняя также была кураторкой Международного онлайн-симпозиума, на котором своими знаниями и опытом в течение двух фестивальных дней делились специалисты из Беларуси, Великобритании, Канады, Грузии и Украины.

Кинопрограмму «Квадриеннале...» составляли показы двух документальных фильмов: «СценоГраф» об известном украинском сценографе и художнике Мироне Киприяне (режиссерки Дария Гирная и Оксана Шпакович) и «Самоидентификация во время изоляции» - исследование взаимодействия художника, хореографа и композитора в работе над совместным проектом, их самоидентификации и профессиональной реализации в современном мире (авторы идеи Богдан Полищук и Светлана Олексюк). Кроме того, хореограф Александр Маншилин представил технологию ALT Stage, благодаря которой присутствующие смогли посмотреть три пластических миниспектакля с использованием дополненной реальности.

***

Три выделенные зоны Lem Station стали сценическими площадками для показа спектаклей: литературно-музыкальных этюдов «Меланхолический вальс» Ольги Кобылянской (режиссерка Татьяна Воронова) и «Курбас» по поэме Ивана Светличного (режиссерка Анастасия Торос), а также футуристической киберновеллы «Андроид. Номер на твоей спине» Киевского Малого театра (художник и режиссер Богдан Полищук). Последняя была наиболее интересной и совершенной работой, которая приоткрывает занавес нашего возможного будущего - минимизированного, стерильного, технически взвешенного, максимально ограниченного в контакте с окружающей средой, где людей ждет полное уединение. Именно этот спектакль стал завершающим событием фестиваля и собрал наибольшее количество гостей Lem Station.

«Квадриеннале сценографии» однозначно стало ярким событием фестивального всплеска 2021 года, впрочем, не последним, ведь осень еще не закончилась - впереди, наверное, еще немало интересных мероприятий. Поэтому продолжаем следить за афишей и быть частью театрально-увлекательной «лихорадки».