Человек оттепели

В Национальном художественном музее Украины представлена монографическая выставка «Олег Соколов: цвет, музыка, слово»

Это творческий проект Национального художественного музея Украины (NAMU) в партнерском сотрудничестве с Музеем современного искусства Одессы (кураторы Анна Алиева и Татьяна Осадчая).
    Проект продолжает музейную программу «Клетка» и предлагает зрителю определенную кураторскую стратегию: акцент на рассмотрении определенного явления — наследия художника или отдельной темы, без претензии на всесторонний охват или многолетнее исследование. Таким образом, данная выставка призвана сосредоточить внимание на особенностях мировоззрения и самобытной практики художника. Для NAMU репрезентация наследия Соколова является также продолжением исследования модернизма и его наследников, изучение междисциплинарных связей в искусстве ХХ в.
    Об Олеге Соколове (1919-1990 гг.) Можно говорить и как о художнике-экспериментаторе, который еще с середины 1950-х смог не просто отойти от метода соцреализма, а коренным образом сломать его, закладывая основы «второго одесского авангарда». Он оставил также большое количество поэтических произведений. Заслуживает внимания и рассказ о нем как о гражданском активисте, диссиденте, который решался выйти на единоличный протест с собственноручно нарисованным плакатом «Не дадим снести кирху» в защиту старинной лютеранской церкви, которую хотели превратить в общежитие из-за запущенного состояния.

— Для нас он не просто художник, он — коллега, который более 35 лет проработал в Одесском музее западного и восточного искусства», — отметила на открытии генеральный директор NAMU Юлия ЛИТВИНЕЦ. В Одессе за Соколовым закрепилось прозвище «человек оттепели», который в себе воплотил идеалы шестидесятников.


«КУЛЬТ ДВУЛИЧИЯ»

Человек ренессансного типа мышления, которому было интересно работать не в отдельном виде искусства, а выходить на другие, более качественные пласты понимания того, чем оно есть и каким может быть. Соколов активно разрабатывал теорию свето— и звукопередачи, его интересовал синтез аудиального и визуального. Его попытка воспроизвести музыкальный строй через изображение воплотилась в серии абстракций по мотивам музыкальных произведений. Они «напоминают схемы, призванные проверить гармонию рациональностью».


«ВЫ ЗАХОДИТЕ В ПОДЪЕЗД». КОЛЛЕКЦИЯ ВЛАДИМИРА И ТАТЬЯНЫ ОСАДЧИХ

Творческое наследие Олега Соколова насчитывает несколько тысяч работ: рисунки, коллажи, монотипии, каллиграфия, арт-буки (вырезки из газет с точными авторскими комментариями, литературными произведениями и рисунками), карикатуры, иллюстрации, афиши. Кроме произведений художника, в экспозиции представлены также архивные материалы, которые дополняют рассказ об этой выдающейся личности. Искусство Олега Соколова является очень камерным, он почти никогда не работал в большом формате. Тем не менее визуальная смелость, работа с нетрадиционными материалами, использование приемов коллажа и ассамбляж превращают каждое его произведение в целый микрокосм.


«ЛЮБИТЕЛЬ АБСТРАКЦИИ», 1951 Г., КОЛЛЕКЦИЯ МСИО

Куратор Татьяна ОСАДЧАЯ видит особенность данной выставки в том, что на ней представлены работы как из музейных, так и из частных коллекций: «Олег Аркадьевич за свою жизнь охотно делился своим творчеством с людьми, которым это было интересно. И при всей своей отчужденности от официального искусства его работы действительно часто встречаются в одесских домах. Его можно назвать «своим художником»».


«ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ». КОЛЛЕКЦИЯ ВЛАДИМИРА И ТАТЬЯНЫ ОСАДЧИХ

Сейчас из-за эпидемической ситуации выставка проходит онлайн, потому музей подготовил насыщенную параллельную программу: онлайн-экскурсии и специальные интерактивные лекции, пространные публикации на страницах в социальных сетях.

Монографическая выставка «Олег Соколов: цвет, музыка, слово» в NAMU продлится до 30 мая.