Бесценные уроки
Сорок дней, как ушел в мир иной выдающийся украинский педагог, заслуженный артист Украины Владимир ДенисенкоВспомним: из года в год каждый день ровно в 10.00 он уже в репетиционном зале. За спиной – сплошная стена зеркал. Перед ним несколько десятков танцовщиков, как совсем молоденьких юношей и девушек, так и уже взрослых мужчин и женщин. И хотя балетный экзерсис как система упражнений сформировался добрых два столетия назад и с тех пор не слишком изменился, но артисту, чтобы быть в форме, нужно правильно настроить не только руки-ноги, но и душу. То есть балетный педагог должен стать эдакой батарейкой, способной заряжать других. Именно такой батарейкой полвека был выдающийся педагог Киевского хореографического училища и Национальной оперы Украины Владимир Андреевич Денисенко, который на 89 году жизни отошел в вечность, оставив хорошую память среди сотен выпускников училища и тысяч «учеников»-артистов!
Владимир Андреевич Денисенко родился в 1933 году в Москве. Отец его был украинец из Воронежской области (в той местности, откуда он был родом, многие даже говорили на украинском языке). Когда он был маленьким, папа часто брал гитару, играл и говорил: «Володя, танцуй». И он с таким удовольствием пускался в пляс... От отца, наверное, и передалась любовь к искусству. К сожалению, в 1944 отец погиб на фронте – вскоре после того, как Владимир поступил в Московское хореографическое училище, в класс Николая Ивановича Тарасова. Встреча с последним стала для В. Денисенко судьбоносной как в смысле овладения мастерством артиста балета, так и с точки зрения формирования мировоззрения, отношения к хореографии и искусству в целом. Н. Тарасов проводил со своими учениками кропотливую воспитательную работу. Ни одно движение, прыжок или вращение его учащиеся не исполняли механически, бездумно. Внимательно прислушиваясь к мелодии, ее характеру, каждый из них наполнял движения своим восприятием музыкальных интонаций. Педагог не навязывал им свое отношение к тому или иному музыкальному произведению. Часто для показа педагог выбирал одного из своих учеников, чтобы тот по подробным указаниям демонстрировал предложенную комбинацию перед всем классом, и почти всегда этим избранником становился невысокий, но очень изящный и искусный Володя Денисенко.
Действительно, по оценкам современников, у него был широкий и легкий шаг, высокий и далекий прыжок, необычайная гибкость и пластичность. Кроме этого, ему были присущи экспрессия, пылкий темперамент, смелость и безупречность в выполнении самых сложных классических движений. Все это позволяло В. Денисенко надеяться на то, что его как одаренного и перспективного танцовщика пригласят в труппу Большого театра. «Время было тяжелое, голодное, – рассказывал Владимир Андреевич, – но с какой радостью я постигал мир балета – словами этого не передать... На выпускном экзамене в училище главой комиссии у нас была сама Галина Сергеевна Уланова. И я, единственный из всех мальчиков выпуска, получил отметку «5». Но в Большой театр меня не взяли – из-за маленького роста. Дали направление в Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Но я так расстроился, что решил балет совсем забросить. Без проблем поступил в Московский авиационный институт. Учился хорошо, но страсть к балету не давала покоя... Через полтора года решил попытаться вернуться. Попросил мачеху, чтобы она сходила в театр Станиславского и расспросила, не возьмут ли меня обратно. А там сказали: "Он тогда не захотел нас, а теперь мы не хотим его". Тогда я пошел в министерство культуры: «В каком городе Советского Союза нужны танцовщики?» Сказали: «Поезжай в Харьков». И я поехал... Восемь лет танцевал сольные партии в Харьковском театре оперы и балета».
Появление на сцене украинского театра артиста с безупречной хореографической подготовкой стало знаковым событием не только для театра, но и для всей харьковской сцены. В. Денисенко сразу заявил о себе как исполнитель главных партий. Вместе с тем, проблема маленького роста осталась, и потому танцовщик исполнял преимущественно характерные роли. В поисках новых средств художественной выразительности артист активно участвовал в новых постановках, готовил сольные миниатюры. В харьковский период жизни началась педагогическая деятельность В. Денисенко. Балетная труппа Харьковского театра оперы и балета была довольно пестрой по уровню подготовки. На одной сцене выступали балетные артисты из разных театральных, местами полупрофессиональных школ. Поэтому руководство театра обратилось к В. Денисенко с просьбой проводить регулярные занятия с труппой. Он организовал на харьковской сцене не просто класс усовершенствования – его занятия стали настоящей школой хореографического мастерства и профессионального роста. Он создавал комбинации, отрабатывал движения, показывал незнакомые технические элементы и параллельно сам получал необходимый педагогический опыт.
В середине 60-х гг. ХХ ст. начался новый этап в жизни и творчестве В. Денисенко: он переезжает в Киев, где ему было предложено место в педагогическом коллективе Киевского хореографического училища. «В Киев попал благодаря жене, – рассказывал Владимир Андреевич, – точнее ее отцу – Владимиру Михайловичу Скляренко. Он был известным режиссером, ставил и драматические спектакли и оперные – в Харькове, Львове, Киеве. Он и посватал меня в Киевское хореографическое училище. В киевский театр меня опять-таки из-за роста не взяли – что поделаешь, принц должен быть видным и рослым». Углубившись в преподавательскую работу, больше не пытался вернуться на балетную сцену. Весь свой талант, творческие замыслы, исполнительский опыт и амбиции он начал реализовывать в своих учениках.
Из стен Киевского хореографического училища вышла целая плеяда учеников В. Денисенко, которые впоследствии заняли ведущие исполнительские позиции во многих театрах оперы и балета в Украине (В. Лебедь, В. Видинеев, С. Серков, А. Козлов, Д. Клявин, С. Лукин, М. Прядченко, В. Писарев, Т. Таякина, Л. Сморгачева, Р. Хилько, М. Мотков, С. Бондур, А. Гура, И. Булычев, Г. Жало, Е. Кайгородов, М. Михеев, О. Стоянов и др.). Именно в его классе учились Л. Сарафанов (ныне звезда Михайловского театра), М. Белоцерковский (премьер Американского театра балета), А. Рябко (премьер Гамбургского театра), И. Мамонов (руководитель балетной школы «Стар Балет», г. Майнц, Германия), И. Путров (Лондонский Королевский балет)… Педагогический стиль В. Денисенко неоднократно становился объектом изучения его коллег по хореографической сцене. Его успехи высоко оценивал мэтр балетной педагогики – руководитель кафедры хореографии Ленинградской консерватории П. Гусев.
В балетные педагоги ради славы не идут. Просто есть искусство классического балета, и есть ремесло – учить этому искусству других. В. Денисенко никогда не ставил перед собой цель – вылепить из ученика звезду. Звездами они становятся сами в зависимости от степени таланта, характера, фортуны. «Если выпускник нашел себя в профессии – нашел свой театр, амплуа, востребован в работе, то я искренне радуюсь за него». Владимир Андреевич никогда не пропускал премьерные представления своих учеников, которых за все годы педагогической деятельности у него было больше 300! Поэтому в украинском балете он личность поистине легендарная... Выдающийся хореограф XX века Анатолий Шекера не только высоко ценил деятельность В. Денисенко на ниве создания собственной украинской школы мужского танца, но и стал активным помощником и главным пользователем результатов работы педагога с теми, кому суждено было затем стать исполнителями созданных фантазией хореографа партий. Среди учеников Владимира Денисенко многие после завершения блестящей танцевальной карьеры нашли признание как хореографы. Именно такой путь – от станка под наблюдением учителя до собственных постановок – прошли Виктор Литвинов, Вадим Федотов, Давид Авдыш…
Очень важным является то, что В. Денисенко оставил после себя четкую систему координат на пути создания будущего профессионального танцовщика, которой теперь плодотворно пользуются его последователи – современные педагоги как училища, так и театра. Считается, что если артист балета позволяет себе пропускать утренний класс, то постепенно превращается в халтурщика. «Классического балета без класса не бывает, – настаивал педагог, – это основа основ. Не скрою, есть артисты, которые презирают класс. Даже среди премьеров такие встречаются. Но равняться все же нужно на других. К примеру, Елена Филипьева к классу относится с очень большим уважением. Казалось бы, уж кому-кому, а ей можно было бы пожалеть себя. Но чтобы она хоть когда-нибудь на уроке позволила себе халатность в позе или движении – ни разу такого не было. Всё зависит от человека. Например, наша прославленная в прошлом балерина Раиса Хилько каждый день делает класс у станка, хотя давно ушла со сцены... Балетный экзерсис – он очень дисциплинирует артиста и помогает держать в форме не только тело, но и душу»...
Раду Поклитару несколькими словами и очень точно изобразил вклад этого Педагога с большой буквы: у него столько выпускников, что ими можно было бы наполнить труппы нескольких балетных сцен. Благодарные ученики неоднократно устраивали грандиозные концерты в честь юбилеев любимого педагога, ради которых съезжались из разных стран мира. Так же, как и в последний раз – чтобы попрощаться с ним навеки… Память о выдающемся Учителе будет жить в сердцах его учеников, которые развернули активную работу по увековечиванию имени и школы Владимира Денисенко, по сбору и аккумуляции его педагогического наследия. Один из репетиционных залов хореографического училища будет носить его имя; на стене зала Национальной оперы Украины, где он проводил свои бесценные уроки, мудрыми добрыми глазами с портрета он будет следить за нелегким трудом нынешних и будущих танцовщиков; собираются материалы для создания фильма о деятельности В. Денисенко, а также книги, которая станет как памяткой о выдающемся учителе, так и бесценным методическим пособием для тех, кто станет после него на путь воспитания артистов Балета – самого изысканного и тяжелого из искусств!
Автор
Лариса ТарасенкоSection
Культура