Знания на экспорт: украинский опыт в таджикских реалиях

Как бы это банально ни звучало, но инвестиции в знания - это действительно то, что приносит наибольшие дивиденды в перспективе. В Таджикистане, откуда я вернулся недавно, этот тезис, к счастью, приняли на вооружение. На государственном уровне там запустили проект «Основы создания и управления бизнесом», в рамках которого, с одной стороны, происходит обмен опытом с Украиной в направлении экспортной деятельности, а с другой - идет подготовка к созданию Центра обучения предпринимательству при Государственном унитарном предприятии «Таджинвест». Именно в этой части проекта мне посчастливилось быть занятым в качестве преподавателя курса «Тренинг тренеров» от Бизнес-школы МИМ-Киев (Международный институт менеджмента).

Я помню Украину конца 90-х - начала 2000-х, когда мы имели несформированный, полный рисков рынок, далекий от мировых процессов. С одной стороны, было понимание, что так, как раньше, уже не работает. А с другой - неясно, как должно быть. Тогда образовательное пространство начало насыщаться преподавателями и консультантами по разным бизнес-дисциплинам, появились возможности учиться за рубежом - существовали различные грантовые программы, которые или удешевляли процесс получения этих знаний, или делали их бесплатными. Я сам во многом обязан тем программам, благодаря которым я ездил на стажировку в Соединенные Штаты Америки и Нидерланды. Нечто подобное сейчас происходит в Таджикистане, где благодаря международным донорам, в данном случае GIZ, началось насыщение бизнес-среды знаниями международного уровня.

Так же, как в Украине, импорт знаний помог сделать качественный скачок в бизнес-образовании, так, думается, и мы с МИМ, экспортируя знания в Таджикистан, станем фактором роста местного бизнеса. На сегодняшний день большая его часть подвязана под государственные институты, но впереди их точно ждут времена, когда частный сектор будет набирать больший вес. Собственно, эта специфика приводит к тому, что запрос на образование исходит именно от государства - на смену формальному управленческому образованию постепенно будут приходить практические бизнес-знания. Для чиновников накопление образовательной критической массы должно пройти определенные этапы: первый - «зачем мне это нужно», второй - «если об этом говорят, то это, возможно, имеет смысл», третий - «давайте попробуем» и четвертый - «как мы без этого раньше жили». Сейчас страна в целом находится на втором этапе, и бизнесмены и служащие госсектора хотят услышать, как то, к чему они стремятся, происходит у других, на что стоит обратить внимание. Этот этап нельзя проскочить, нельзя заменить на «мы сейчас вам расскажем все и у вас будет развитый рынок». Здесь работает сила примеров, но с учетом местной специфики - сочетание азиатского культурного кода и понимание того, что тридцать лет назад это была часть Советского Союза.

Следует также понимать, какие возможности есть у страны в данный момент. Таджикистан нельзя назвать богатым, большое влияние на его развитие оказала гражданская война, которая отразилась на темпах развития. Теперь они нацелены наверстать упущенное. Причем им нужен опыт тех, кто сам недавно проходил нечто подобное, - я думаю, знания, принесенные из Украины, для них более практичны сейчас, чем из тех стран, которые имеют стабильное развитие 50 и более лет.

Мои коллеги из Офиса по продвижению экспорта после этого учебного визита уже видят перспективы сотрудничества между государствами, ведь как Украина для Таджикистана является перспективным направлением, так и наоборот. В частности, соглашения о свободной торговле позволяют рассматривать Украину в качестве хаба для товаров из Восточной Азии. Так и Таджикистан может стать хабом для торговли с Пакистаном, Афганистаном или Индией.

Меня очень поразили искренние благодарности от участников моего тренинга, для которых благодаря GIZ образование международного уровня было бесплатным. Бытует мнение, с которым я согласен лишь частично, что человек не способен ценить знания, за которые он не заплатил. Это справедливо только в тех случаях, когда человек, имея средства, выводит в приоритет что-то другое, тем самым ставя знания на какие-то низшие ступени. Таджикистан же привлекает внешние средства, чтобы приобрести образовательные услуги высокого уровня из-за границы и тем самым начать формирование собственной базы бизнес-тренеров. Кстати, сама идея проекта, на мой взгляд, является весьма продуктивной. Ведь ряд тренинговых модулей от преподавателей МИМ и привлеченных экспертов поможет специалистам не только повысить персональные компетенции, но и в будущем самим стать тренерами и выполнять роль кураторов для компаний-экспортеров и предприятий, которые привлекают инвестиции в Таджикистан. Показательно, что слушатели были невероятно заинтересованы и углублены в процесс, что свидетельствует о готовности и желании расширять свои знания, умения и навыки.

В конце концов, интересно было воспользоваться своеобразной «машиной времени» и увидеть страну, которой еще только предстоит пройти тот путь, который мы уже успешно прошли и теперь преодолеваем новые вызовы. С другой стороны, я могу только порадоваться за таджиков, потому что впереди их ждут возможности, открытия, достижения и новые перспективы. И в дальнейшем мне особенно интересно будет наблюдать за их путем развития: каким образом они будут проходить подобные украинским точки бифуркации и к каким выводам и результатам это приведет.