Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«У потребителя природного газа появляется больше прав»

Богдан Оксененко — о том, что ждет украинцев 1 августа этого года
08 июля, 19:17

Кабмин продлил до августа спецобязательство «Нафтогаза» продавать газ для населения по льготной цене (ПСО). Это откладывает запуск рынка газа, — заявила и.о. министра энергетики Ольга Буславец.

По ее словам, правительство пока должно решить проблемы с переходом на газовый рынок, главная из них — определение поставщика газа последней надежды, которого не смогли определить вовремя.

Как сообщал ранее глава Нацкомиссии в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКП) Валерий Тарасюк, пока единственное, что было сделано по состоянию на 23 июня, — это то, что НКРЭКП упростила процедуру смены поставщика газа для населения.

 НАК «Нафтогаз України» намерен продавать газ для населения через государственные Ощадбанк и ПриватБанк. В отделениях банков можно будет заключить договор. Об этом сообщил глава ООО «Газоснабжающая компания «Нафтогаз України» Максим Рабинович.

Как известно, открытие рынка природного газа для бытовых потребителей планировалось еще 1 мая 2020 г. В связи с введением карантина из-за распространения коронавируса сроки перенесли на 1 июля.

Глава правления НАК «Нафтогаз України» Андрей Коболев заявлял, что полноценный запуск рынка природного газа для населения и конкуренция поставщиков позволят украинским домохозяйствам воспользоваться всеми преимуществами низкой цены на природный газ. Пока бытовых потребителей, не имеющих счетчиков, суд обязал не расслабляться, а платить за газ по завышенным нормам... образца 1996 года. И хотя Кабмин грозится обжаловать отмену Шестым апелляционным судом решения правительства о снижении нормы потребления газа населением без счетчиков с 9,8 куб. м до 3,28 куб. м, в настоящее время действуют обновленные судом нормы, вдвое, если не втрое выше!

Что должно измениться 1 августа для потребителей природного газа в Украине и почему это важно для частных компаний, которые пытаются вести бизнес рядом с таким гигантом, как НАК «Нафтогаз» на рынке, который много лет был политизированным и... коррумпированным — в интервью «Дню» представителя рынка — главы правления ПрАО «Кременчуггаз» Богдана ОКСЕНЕНКО.

— Начало реформирования законодательства на рынке природного газа было положено еще в конце 2015 года. То есть скоро будет 5 лет, и до сих пор, к сожалению, рынок газа в Украине не сформирован. Весь этот процесс напоминает «шаг вперед и два назад». То есть законодатели принимают какой-то документ, он начинает действовать, а потом его начинают корректировать и корректировка отвергает большое количество хороших идей, которые были в этой области, на 2 или 3 шага назад.

Эта ситуация меня, как сотрудника отрасли, не очень устраивает. Мы в 2015 году очень обрадовались тому, что на газовом рынке принимается законодательство европейского образца или хотя бы направленности. Специалисты в газовой отрасли предлагали провести в Украине анализ и полностью взять законодательство одной из европейских стран с тождественными условиями в газовой отрасли (например, Германии, Франции), сделать адаптированный перевод и принять, чтобы у нас образовалась целостная система. Но эта идея не была поддержана правительством, поэтому сейчас некоторые важные вопросы исключают из законопроектов просто в процессе принятия, и поэтому мы успели накопить критически большой разбаланс, который на сегодняшний день мешает функционированию рынка природного газа.

А с 1 августа утрачивает силу постановление Кабинета Министров Украины, в котором регулируются вопросы взаимодействия предприятий, формирующих ресурсы природного газа для населения, — это «Нафтогаз України», предприятия, которые продают газ непосредственно населению, — для нашего региона это «Кременчуггаз снабжение», операторов газораспределительной сети — это ПрАО «Кремечуггаз» и, соответственно, потребителей. С 1 августа регулятор планирует уменьшить установленные еще в январе тарифы за счет повышения цены на технологический газ для операторов газораспределительных и газотранспортных сетей.

И, согласно новым правилам, открывается свободный рынок для потребителей.

— Значит, с 1 августа рынок газа для потребителей будет открыт. Что это значит? Что человек сможет выбирать газопоставщика так же, как сейчас выбирает оператора мобильной связи?

— Мы переходим на рыночные механизмы, то есть поставщики будут конкурировать за потребителей, а потребители смогут свободно переходить от одного поставщика к другому. Механизмы для этого есть. Существует пакет документов, который потребителю нужно для этого оформить. Но вопрос в цене. Потребители смогут выбирать компанию с наиболее выгодной для них ценой. Однако возникает проблема с долгами у предыдущих поставщиков. То есть потребитель должен понимать, что, если у него были долги перед предыдущим поставщиком, у него могут возникнуть проблемы с переходом или дальнейшим сотрудничеством с другим поставщиком.

— Много ли в Украине компаний, которые имеют соответствующие лицензии для того, чтобы заключать договоры с потребителями и поставлять им газ?

Что касается поставщиков в Украине — точно больше ста предприятий получили необходимую лицензию. То есть любой поставщик, обладающий ресурсом и имеющий лицензию, может без проблем работать на этом рынке.

Мы, как оператор газораспределительной сети, готовы к переходу на рыночные механизмы продажи газа населению. Мы уже имеем большую базу частных потребителей. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, установила для потребителей правила перехода от одного поставщика к другому.

— По вашему мнению, будет ли в Украине фактическая конкуренция между газоснабжающими компаниями за потребителя? Не на бумаге, а в жизни.

— Будет. Есть активные потребители, которые будут с первого дня анализировать ситуацию. А есть  инертные, которые не будут ничего менять. С помощью этой реформы у активных появляется больше возможностей для перехода от одного к другому поставщику.

Если за транспортировку газа потребитель платит отдельно, то для него не будет иметь значения, что этот газ, например, из Винницкой области, или из других регионов?

— Да, сто процентов, для того это и было сделано. Для того, чтобы отделить оплату для «Кременчуггаза», как газораспределительной компании, и для компании поставщика.

Вы говорите, что большую роль при переходе могут сыграть долги, а большая часть населения имеет сейчас долги? Как изменилась ситуация, в частности, в связи с карантином, на примере вашего производства?

— Если мы говорим о «Кременчуггазе», то ситуация с карантином повлияла, но не существенно. Я ожидал гораздо худших результатов. На сегодня процент проплат от потребителей за газораспределение более 85%. И я хочу поблагодарить потребителей за то, что они исправно платят! Потому что нам было бы очень трудно без этих денег обеспечивать слаженную безаварийную работу распределительных сетей. Что касается газопоставляющих компаний — какая там ситуация с оплатами — я не знаю, это нужно спросить непосредственно у них.

Вы сказали, что в Украине изменения на рынке газа происходят по системе «шаг вперед и два назад». Конкретно этот переход к рыночной системе — это «шаг вперед»?

— В принципе, это шаг вперед. Правительство задекларировало и установило обязательства перед Международным валютным фондом — перейти на рыночные механизмы продажи газа для населения. Но в то же время Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, решила сократить долю в тарифе, которую мы можем тратить на технологический газ. И если для «Кременчуггаза» это не очень критично, то для некоторых операторов газораспределительных сетей это большие суммы, и они не смогут рассчитываться с операторами газотранспортных систем, которые поддерживают передачу этого газа от добывающей компании + импорт природного газа, поэтому у оператора газораспределительной системы могут возникнуть проблемы.

В июне была встреча подкомитета Верховной Рады, в которой я принимал участие. На ней обсуждались вопросы, связанные с рынком. Иностранные специалисты и операторы наших газотранспортных систем подчеркивали, что реформа требует сбалансирования. Рынок не заработает, если частично будут введены рыночные механизмы и в то же время частично продолжат существовать манипулятивные договоренности. То есть необходимо внедрить рассчитанные выверенные нормы, которые будут учитывать результаты проверок научно-исследовательских институтов. Ну вот, например, возникнет вопрос нормы для той части населения, которая не имеет счетчиков. Если помните, несколько лет назад была эта история с нормами, когда правительство принимало сознательно заниженные нормы, которые потом невозможно было перекрыть. Теперь опять по решению суда отменено постановление Кабинета Министров и возвращена норма, которая была установлена еще много лет назад и не соответствует современным реалиям. И мы, ПрАТ «Кременчуггаз» и другие операторы газотранспортных систем, обращались в Кабмин с просьбой принять адекватные сбалансированные нормы. Проект решения для этой ситуации был у Кабинета Министров еще 2 года назад, но до сих пор он не принят, потому что, как они считают, этот вопрос имеет глубоко политический подтекст.

Запас газа, согласно действующему законодательству, формируется за счет украинских газодобывающих компаний, непосредственно — «Укргаздобыча». И хотя «Нафтогаз Украины» декларирует, что он провел анбандлинг, то есть разделил функции добычи, продажи и транспортировки природного газа, он фактически непосредственно контролирует «Укргаздобычу». Неоднократно «Нафтогазу» задавали вопрос: «А давайте «Укргаздобыча» будет продавать свой газ для населения на той самой украинской бирже, которая уже работает и на которой уже сейчас можно покупать природный газ для промышленности? Свободные торги: кто более выгодную цену дал, у того и приобрели».

До сих пор этот механизм не приняли.

Поэтому вопрос с обеспечением ресурса летом еще не будет стоять, а вот зимой — мы не знаем, хоть примерно и понимаем, как будут себя вести «Укргаздобыча» и Кабмин.

Если мы вводим рыночные механизмы, то они должны быть рыночными на каждом этапе этой цепочки — от добычи до продажи природного газа.

Согласно решению суда, норма использования газа для одного человека?

— 9,8 куба на человека в месяц.

— Означает ли это, что будет пересчет цены?

— Пока что говорить рано. Общемировая тенденция такова, что цена на газ должна понемногу уменьшаться. Я думаю, что она должна упасть и в Украине. Но если будет сделан искусственный дефицит ресурса в стране, то цена может и повыситься. Я именно этого и опасаюсь, чтобы не было искусственного дефицита ресурса, что может разбалансировать рынок. Мы обращались и обращаемся официально через Ассоциацию газового рынка Украины к правительству, чтобы он урегулировал этот вопрос, и очень надеемся на справедливое решение. Конечно, меня очень беспокоит возможность пересчета цены из-за неадекватных норм, и морально я против этого процесса, но мы как облгаз должны действовать исключительно в правовом поле и будем придерживаться тех норм, которые правительство оставит.

По моему мнению, первые выводы можно будет делать с 1 сентября, через месяц. Потому что есть вопросы, которые пока что непонятно как будут работать.

Расскажите подробнее о процедуре перехода от одного газопоставщика до другого для конкретного человека.

— Процедура перехода была прописана и до этого. Раньше процедура была такая: потребитель, который нашел себе более выгодного поставщика, обращается к действующему поставщику с заявлением, в котором информирует, что у него появляется новый поставщик. И в ответ действующий поставщик должен выдать справку о том, что потребитель не имеет долгов. В установленные законом сроки эти документы должны поступить к новому поставщику. Эта процедура была несколько громоздкой, но она уже работала. Сейчас будет проще. НКРЕКУ (регулятор — ред.) упростила ее. К сожалению, текста я еще не видел, поэтому комментировать не буду — там нужно разбирать дословно.

Какие риски стоит учитывать потребителю при переходе к новому газопоставщику?

По новым правилам, существует несколько нюансов. Например, может возникнуть ситуация, когда человек разорвал договор с одним поставщиком, подписал с другим, и с этим другим что-то пошло не так. Раньше для таких случаев действовало Правило поставщика со специальными обязанностями, а с 1 июля оно теряет силу. Соответственно, если у потребителя вообще не будет газопоставщика, даже короткое время, то «Кременчуггаз» должен будет его отключить. В противном случае мы оплатим штраф оператору газотранспортной системы, а человек должен будет заплатить штраф нам. Поэтому потребителям отныне следует очень внимательно контролировать свое взаимодействие с поставщиком природного газа.

И вообще, мы все время говорим, что с образованием рынка газа у потребителя появляется больше прав, но появляются и дополнительные обязанности. В Украине уже более чем полгода действует всеукраинская электронная система учета природного газа, в который ежесуточно вносятся объемы использованного потребителем природного газа, и мы как операторы газораспределительных сетей видим это. Там наши все 140 тысяч потребителей + юридические лица. Мы видим, кто поставщик газа у каждого из них. Если, например, для юридических лиц поставщик открепляет своего потребителя, то мы обязаны в этот же момент отключить его от системы снабжения. Так же теперь и со всеми потребителями.

— А если ваши потребители не обращаются с просьбой о смене поставщика, они автоматически остаются вашими? Все договоры продолжают свое действие и ничего не изменится?

Да, сейчас для людей ничего не изменится, если они не обращаются. Но, скорее всего, через некоторое время придется перезаключить соглашения с ООО «Кременчуггаз-поставка», но уже по упрощенной схеме. На самом деле это вопрос еще не до конца урегулирован. Как и, например, вопрос с должниками, от которых за неуплату отказывается газопоставщик. Сейчас таких людей просто отключают от снабжения. А должен быть сформирован рыночный механизм, по которому такие потребители «выпадали» бы к какому-то установленному государством газопоставщику, и этот газопоставщик вел бы этих потребителей в течение определенного переходного периода. Соответственно, не было бы сбоев в системе поставок. Для «Кременчуггаза» мы анализировали: около 30% потребителей рассчитываются несвоевременно. Они находятся в зоне риска и могут быть отключены от поставок на неопределенный срок.

А что вы как потребитель будете делать 1 августа?

— Я думаю, что самым разумным решением сейчас будет сделать паузу и посмотреть, как оно будет функционировать некоторое время. Потому что там действительно есть вопросы, которые пока не прописаны достаточно понятно.

И у меня, как у представителя оператора газораспределительной системы, есть сомнения, что эта система заработает с 1 августа так, как она должна работать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать