Большие деньги – под цифровой лупой!

Игорь ПЛИСА: «Все трансакции, которые проходят через Государственную казначейскую службу Украины публикуются на Е-data независимо от воли распорядителя государственных средств»

Игорь Плиса – проектный менеджер Государственного управления «Открытые публичные финансы». В команду пришел три года назад, когда платформе Е-data уже исполнилось три года. На то время платформа представляла собой один портал –  Единый веб-портал использования публичных средств.

Игорь пришел как бизнес-аналитик в ІТ-компанию, которая создает цифровые решения для государств. О Едином веб-портале использования публичных средств не знал.

Первый проект Игоря – Портал реестра проектов МФО. Сегодня он – проектный менеджер всех порталов платформы Е-data.

Платформа Е-data для Игоря – это не просто любимая работа, но и гражданская позиция. Ведь Е-data, говорит он, это – платформа, которая возобновляет доверие украинцев к государству путем доступного и качественного информирования.

- Игорь, пользуетесь ли вы порталами платформы Е-data в свободное от работы время? С какой целью?

- У меня есть маленькая дочка, и я часто мониторю историю платежей детского садика, в который она ходит.

- Находили что-то интересное?

- Интересное – вряд ли. Но просмотрел всю историю капитального ремонта детского садика. И проверил наличие странных трансакций – не нашел, все оказалось чисто и прозрачно.

- Какой портал Е-data пользуется наибольшей популярностью у украинцев?

- Безусловно, это – Единый веб-портал использования публичных средств, который многие знают под названием Spending. Аналогов этому инструменту в Украине нет. И мы существенно опередили в этом направлении многих наших соседей и международных партнеров.

С этого портала практически зародилась культура общественного контроля  использования публичных средств в Украине.

Миссия у другого портала платформы Е-data – Государственного веб-портала «Бюджет для граждан», или же OpenBudget, немного другая. Он больше о просвещении граждан, формировании бюджетной грамотности в обществе: откуда у государства деньги, как они приходят и как используются.   

Для меня оба этих портала – это инструменты большого значения. Хотя стоит отметить, что Единый веб-портал использования публичных средств  действительно получил больше лавров и экспертной любви. Возможно, потому, что первый.

- А роль Портала реестра проектов МФО – IFIs projects, над которым вы работали?

- На этом портале размещена информация обо всех проектах экономического и социального развития, на реализацию которых Украина одолжила  или одалживает средства у Международных финансовых организациях. По сути, это реестр ссуд, которые нужно будет отдавать. Граждане должны понимать целесообразность проектов, на которые государство одалживает средства, условия этих ссуд. Ведь возвращать долги все равно будем из наших налогов.

- Что вы считаете ключевым достижением Е-data?

- Появление этой платформы – это в целом революция прозрачности публичных средств. И уже само ее появление – это большое достижение украинского государства.

В 2019 году мы открыли бюджетные показатели по всем местным бюджетам. Я помню, какой ажиотаж это вызвало в прессе.

Потом, в 2019 году мы открыли аналитический инструмент Boost, позволяющий анализировать в разных разрезах бюджетные показатели как местных бюджетов, так и государственного бюджета. Он очень удобен, разработан по методологии Всемирного Банка. Сразу после этого к экспертам ВПФ обращались представители других стран, которые хотели ввести такой инструмент у себя.

- Кто и с какой целью им пользуется?

- Безусловно, это – профессиональный инструмент. На первый взгляд, он может показаться невероятно сложным. Но это не так. Просто он  не для широкой общественности. Его с легкостью могут использовать эксперты, аналитики, работники финансовых отделов в ОТГ, муниципалитетов. Также этот инструмент стал удобным для использования студентами при написании курсовых и дипломных работ в сфере фискальной политики.

На основе данных сравнительного анализа можно повышать качество управленческих решений.

- Игорь, а Единый веб-портал использования публичных средств не имеет ограничений? Вот, например, в ситуациях, когда государство выводит закупки из тендерных процедур – как, например, в случае с мероприятиями к 30-летию возобновления независимости Украины – транзакции же все равно отобразятся на портале?

- В действительности, приведенный вами пример неодиночный. Я вспоминаю, когда с целью экономии времени на проведение тендеров освобождались закупки в рамках противоковидных мероприятий.

Единый веб-портал использования публичных средств состоит из двух частей. Первая – это все трансакции, которые проходят через Государственную казначейскую службу Украины (ГКСУ). И они публикуются независимо от воли распорядителя государственных средств. Если трансакция прошла через ГКСУ, и она не подпадает под гриф «секретно», то обязательно будет опубликована на Едином веб-портале использования публичных средств. Закупки к 30-летию не подпадают под это ограничение. Но чтобы их проверить, нужно знать, кто и кому платит.

Вторая часть портала – это место, где распорядители и получатели бюджетных средств отчитываются сами. И вот если распорядители, которые готовили мероприятия к 30-летию возобновления независимости Украины, были добросовестными и отчитались, то как раз в этой части можно посмотреть условия всех договоров: когда, кому, на какую сумму и за что платили государственные средства.

- Что значит «если добросовестные»? То есть могут и не отчитаться?

- К сожалению, да. Неподача такого отчета предусматривает лишь административную ответственность, потому есть недобросовестные распорядители, которые не публикуют свои данные. Но мы делаем все возможное, чтобы это исправить. В частности на своих страницах в социальных сетях публикуем информацию о тех, кто не отчитывается. Таким образом через социальные медиа и публичное давление мы пытаемся вернуть недобросовестных распорядителей на путь истины.

- И какие пропорции добросовестных и недобросовестных?

- Отчитываются приблизительно 60-70%. Но опять же, их трансакции о бюджетных средствах все равно обнародованы на сайте. Сложнее с государственными и коммунальными предприятиями, потому что о средствах от хозяйственной деятельности они должны объявлять самостоятельно. Если государственные предприятия не зарегистрированы на портале, то, соответственно, эта информация остается для общества закрытой. Поэтому контроль над расходами и оценка эффективности со стороны общественности вполне возможны. 

- А пользователей у портала много сейчас? Отслеживаете ли вы, сколько аналитических ресурсов появилось на базе данных Единого веб-портала использования публичных средств?

- Аналитических платформ в действительности очень много. Мы за этим процессом не следим. Платформы то появляются, то исчезают.

Но я вижу, что стабильно ежедневно 200-250 так называемых ботов выгружают из портала информацию о трансакциях и договорах. Как она дальше используется – мы не отслеживаем. Знаем лишь о таких громких порталах как YouControl, 007.org.ua. 

Мы видим, что нашей информацией пользуются, и это круто.