Беспрецедентные небалансы

Долги облгазов достигли критического для отрасли размера

С января 2020 года в результате анбандлинга Нефтегаза украинской газотранспортной системой руководит независимая государственная компания — ООО «Оператор ГТС Украины» (ОГТСУ). Именно она ответственна за транспортировку газа внутри страны и транзит за ее пределы.

С этим Оператор успешно справляется — даже невзирая на долгосрочную стратегию Кремля относительно сокращения транзита российского газа через территорию Украины. По итогам 2020 года компания вошла в перечень наибольших налогоплательщиков в Украине, оплатив в бюджет 14,9 млрд грн. Однако дальнейшую финансовую стабильность Оператора поставили под сомнение события на внутреннем рынке газа.

«Ложку дегтя» недавно созданной госкомпании подбросили частные облгазы — операторы газораспределительных систем. Именно эти компании доставляют газ конечным потребителям, в частности и бытовым. Им люди платят за распределение, или так называемую доставку газу.

Облгазы, в свою очередь, также используют газ в своей деятельности, для так называемых производственно-технических расходов (ВТР). Его берут прямо из газотранспортной системы, ведь «Оператор ГТС» обеспечивает еще и ее балансирование. Хотя по законодательству операторы ГРМ должны самостоятельно обеспечивать себя газом для производственно-технологических расходов. Но проблема заключается не только в том, что облгазы несанкционированно отбирают значительные объемы газа из ГТС, но и в том, что они за него не платят.

Теперь их общий долг перед ОГТСУ достиг 10 млрд грн. Для сравнения: это больше годового бюджета в поддержку культуры. Вся чистая прибыль «Оператора ГТС Украины» за 2020 год составила 20,4 млрд грн. Таким образом, деньги от транзита, заработанные ОГТСУ, вместо госказны фактически идут к бенефициарам облгазов.

Среди наибольших облгазов-должников — «Тернопольгоргаз» (почти 482 млн грн долга) и «Донецкоблгаз» (почти 894 млн грн долга). И взыскать такую задолженность не помогают даже постановления суда.

При этом в последние месяцы долговая тенденция существенно ухудшилась.

«В течение февраля-марта облгазы ускорили темпы отбора газа для ВТР: январь — 38 млн куб. м газа, в феврале — 380 млн куб. м, в марте — 675 млн куб. г. Лишь за три месяца облгазы отобрали по меньшей мере 1,1 млрд кубометров газа для ВТР — это втрое больше, чем за весь 2020 год. И нет никакого логического или технического объяснения, почему потери в распределительных сетях облгазов выросли почти в 20 раз за последние месяцы отопительного сезона», — констатирует генеральный директор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон.

Глава госкомпании напоминает: средства на закупку необходимого облгазам топлива для ВТР предвидены в их тарифах на распределение. Их регулярно платит население. Но, как дальше используются эти средства, до сих пор неизвестно.

«К сожалению, ни штрафы НКРЭКУ, ни постановления суда «не мотивируют» облгазы платить согласно целевому назначению, — отмечает Сергей Макогон. — Проблема требует срочного решения, поскольку ставит под угрозу бесперебойное снабжение газа потребителям Украины. С такими долгами «Оператор ГТС» не сможет провести до завершения контракт с «Газпромом» в 2024 году такую необходимую оптимизацию и модернизацию газотранспортной системы и финансировать в полном объеме текущие ремонты».

Единственным выходом из ситуации в госкомпании видят срочное рассмотрение в Верховной Раде законопроекта, которым будут введены специальные распределительные счета. Это будет гарантировать целевое использование тарифного дохода операторов ГРМ. Лишь тогда станет понятно, куда именно идут средства, которые украинцы платят за распределение газа, убеждены в ОГТСУ.

А между тем Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), аннулировала лицензию одному из наибольших должников перед ОГТСУ — «Донецкоблгаза». Как отмечается в сообщении регулятора — за нарушение законодательства и злоупотребление во время снабжения природного газа.

НКРЭКУ провела проверку «Донецкоблгаза» и установила, что тот дважды в течение 2020 года не выполнил условия соответствующего договора по транспортировке газа, не оплатив стоимость ежесуточных небалансов за газовые месяцы октября, ноября и декабря 2020 года.

«Действия «Донецкоблгаза» — это не просто повторное нарушение лицензионных условий, это диверсия против потребителей, против страны. Ведь в прошлом месяце это предприятие отключало от газоснабжения теплокоммунэнерго, невзирая на четкую позицию Регулятора, «Оператора ГТС», НАК «Нефтегаз Украины» относительно недопустимости таких отключений. Государству не нужен лицензиат, который накапливает долги перед оператором ГТС и отключает теплокоммунэнерго, — отметил глава НКРЭКУ Валерий Тарасюк. — После консультаций с причастными органами государственной власти мы решили, что лицензия ПАО «Донецкоблгаз» аннулируется с 1 августа 2021 года. До 1 августа 2021 года НКРЭКУ должен выдать лицензию новому предприятию, которое начнет деятельность с чистого листа».

Но для «Оператора ГТС Украины» критически важно, если бы долговой кризис развязали как можно скорее, а образованные предприятием долги — вернули. Неэффективность менеджмента облгазов, их ошибки или даже преступные умыслы в любом случае не должны стать финансовым грузом для государственной компании. Ведь иначе «дыру» в бюджете компания будет вынуждена закрывать средствами, предвиденными на усовершенствование и развитие ГТС. Это угрожает стабильной работе газотранспортной системы.

Беспрецедентные небалансы

Беспрецедентные небалансы

Долги облгазов достигли критического для отрасли размера

С января 2020 года в результате анбандлинга Нефтегаза украинской газотранспортной системой руководит независимая государственная компания — ООО «Оператор ГТС Украины» (ОГТСУ). Именно она ответственна за транспортировку газа внутри страны и транзит за ее пределы.

С этим Оператор успешно справляется — даже невзирая на долгосрочную стратегию Кремля относительно сокращения транзита российского газа через территорию Украины. По итогам 2020 года компания вошла в перечень наибольших налогоплательщиков в Украине, оплатив в бюджет 14,9 млрд грн. Однако дальнейшую финансовую стабильность Оператора поставили под сомнение события на внутреннем рынке газа.

«Ложку дегтя» недавно созданной госкомпании подбросили частные облгазы — операторы газораспределительных систем. Именно эти компании доставляют газ конечным потребителям, в частности и бытовым. Им люди платят за распределение, или так называемую доставку газу.

Облгазы, в свою очередь, также используют газ в своей деятельности, для так называемых производственно-технических расходов (ВТР). Его берут прямо из газотранспортной системы, ведь «Оператор ГТС» обеспечивает еще и ее балансирование. Хотя по законодательству операторы ГРМ должны самостоятельно обеспечивать себя газом для производственно-технологических расходов. Но проблема заключается не только в том, что облгазы несанкционированно отбирают значительные объемы газа из ГТС, но и в том, что они за него не платят.

Теперь их общий долг перед ОГТСУ достиг 10 млрд грн. Для сравнения: это больше годового бюджета в поддержку культуры. Вся чистая прибыль «Оператора ГТС Украины» за 2020 год составила 20,4 млрд грн. Таким образом, деньги от транзита, заработанные ОГТСУ, вместо госказны фактически идут к бенефициарам облгазов.

Среди наибольших облгазов-должников — «Тернопольгоргаз» (почти 482 млн грн долга) и «Донецкоблгаз» (почти 894 млн грн долга). И взыскать такую задолженность не помогают даже постановления суда.

При этом в последние месяцы долговая тенденция существенно ухудшилась.

«В течение февраля-марта облгазы ускорили темпы отбора газа для ВТР: январь — 38 млн куб. м газа, в феврале — 380 млн куб. м, в марте — 675 млн куб. г. Лишь за три месяца облгазы отобрали по меньшей мере 1,1 млрд кубометров газа для ВТР — это втрое больше, чем за весь 2020 год. И нет никакого логического или технического объяснения, почему потери в распределительных сетях облгазов выросли почти в 20 раз за последние месяцы отопительного сезона», — констатирует генеральный директор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон.

Глава госкомпании напоминает: средства на закупку необходимого облгазам топлива для ВТР предвидены в их тарифах на распределение. Их регулярно платит население. Но, как дальше используются эти средства, до сих пор неизвестно.

«К сожалению, ни штрафы НКРЭКУ, ни постановления суда «не мотивируют» облгазы платить согласно целевому назначению, — отмечает Сергей Макогон. — Проблема требует срочного решения, поскольку ставит под угрозу бесперебойное снабжение газа потребителям Украины. С такими долгами «Оператор ГТС» не сможет провести до завершения контракт с «Газпромом» в 2024 году такую необходимую оптимизацию и модернизацию газотранспортной системы и финансировать в полном объеме текущие ремонты».

Единственным выходом из ситуации в госкомпании видят срочное рассмотрение в Верховной Раде законопроекта, которым будут введены специальные распределительные счета. Это будет гарантировать целевое использование тарифного дохода операторов ГРМ. Лишь тогда станет понятно, куда именно идут средства, которые украинцы платят за распределение газа, убеждены в ОГТСУ.

А между тем Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), аннулировала лицензию одному из наибольших должников перед ОГТСУ — «Донецкоблгаза». Как отмечается в сообщении регулятора — за нарушение законодательства и злоупотребление во время снабжения природного газа.

НКРЭКУ провела проверку «Донецкоблгаза» и установила, что тот дважды в течение 2020 года не выполнил условия соответствующего договора по транспортировке газа, не оплатив стоимость ежесуточных небалансов за газовые месяцы октября, ноября и декабря 2020 года.

«Действия «Донецкоблгаза» — это не просто повторное нарушение лицензионных условий, это диверсия против потребителей, против страны. Ведь в прошлом месяце это предприятие отключало от газоснабжения теплокоммунэнерго, невзирая на четкую позицию Регулятора, «Оператора ГТС», НАК «Нефтегаз Украины» относительно недопустимости таких отключений. Государству не нужен лицензиат, который накапливает долги перед оператором ГТС и отключает теплокоммунэнерго, — отметил глава НКРЭКУ Валерий Тарасюк. — После консультаций с причастными органами государственной власти мы решили, что лицензия ПАО «Донецкоблгаз» аннулируется с 1 августа 2021 года. До 1 августа 2021 года НКРЭКУ должен выдать лицензию новому предприятию, которое начнет деятельность с чистого листа».

Но для «Оператора ГТС Украины» критически важно, если бы долговой кризис развязали как можно скорее, а образованные предприятием долги — вернули. Неэффективность менеджмента облгазов, их ошибки или даже преступные умыслы в любом случае не должны стать финансовым грузом для государственной компании. Ведь иначе «дыру» в бюджете компания будет вынуждена закрывать средствами, предвиденными на усовершенствование и развитие ГТС. Это угрожает стабильной работе газотранспортной системы.