«Заряд уверенности для украинцев»

Авторы «Дня» — о «Детокс» и о том, как вместе с проектами газеты борются за правду об украинской истории

Книги «Дня» известны своим «созвездием» авторов. Ведь каждый раз работа над книжной новинкой объединяет известных историков, культурологов, литературоведов, философов... Не стало исключением и издание «Детокс», которое предлагает украинцам новый взгляд на свое прошлое и предоставляет вектор для дальнейшего развития. На этот раз именно авторы книжной новинки «Дня» поделятся размышлениями о необходимости «детоксикации» украинской истории.

«ЭТО ТЕМЫ, КОТОРЫЕ ОБЩЕСТВО ДОЛЖНО БЫЛО БЫ ОБСУЖДАТЬ»

Татьяна ОСТАШКО, исследователь истории освободительной борьбы в Украине в 1917 — 1923 гг., истории культуры, украинской биографистики и украинского консервативно-монархического движения, автор «Дня»:

— Очень благодарна Ларисе Алексеевне, газете «День» за то, что меня пригласили в это издание. Это уже третья книга, в которой я участвую, и все они, как правильно отмечает редакция, являются книгами «на вырост». Потому что это темы, которые общество должно обсуждать. Это те смыслы, над которыми мы должны думать. Это уроки для элиты из нашего прошлого, чтобы мы от этих ошибок навсегда избавились и имели возможность делать шаги вперед. И если посмотреть «Детокс», то большинство статей посвящены именно украинской элите, которая меняла историю: в той или иной степени входила в империю и играла роль в общем имперском строительстве или здесь, в Украине, создавала свое государство, то почву, благодаря которой мы уже никогда не могли бы вернуться назад.

«НА СТРАНИЦАХ И В ПРОЕКТАХ «ДНЯ», ДРУГОМ КОТОРОГО Я СЕБЯ СЧИТАЮ УЖЕ 21 ГОД, НЕ УДЕЛЯЕТСЯ ВНИМАНИЕ ВРЕМЕННЫМ ЛЮДЯМ, СЛИШКОМ ГРОМКИМ «ЖЕЛТЫМ» СОБЫТИЯМ, АБСОЛЮТНО БЕСПЕРСПЕКТИВНЫМ ИНИЦИАТИВАМ. А ВСЕ ВРЕМЯ АКЦЕНТ — НА ТОМ, ЧТО, ВОЗМОЖНО, НЕВИДИМОЕ, НО, КАК АТЛАНТ, ДЕРЖИТ НА СВОИХ ПЛЕЧАХ ВСЮ ОТРАСЛЬ, ЦЕЛУЮ СФЕРУ — ИСТОРИЮ, МУЗЫКУ, ПОЛИТИКУ, ВСЕ ЧТО УГОДНО», — ГОВОРИТ МУЗЫКОВЕД, ЖУРНАЛИСТКА ГАЛИНА БАБИЙ

В этой книге есть интересные статьи, посвященные П.Чаадаеву и Д.Мережковскому, двум философам, которые являются интеллектуальной вершиной русской культуры, но почему-то сама русская культура этих людей не восприняла. В частности, Д.Мережковский, украинец по происхождению, был совершенно чужим для имперского мышления. Поэтому мы должны знать, что империя никогда нас не пожалеет, никогда никто из нас там не приживется и не будет играт достойную роль. Свою реализацию украинская элита может осуществить только в Украине. Собственно к этому она и должна себя готовить. Другое дело, что наша элита лишь частично осознает себя национальной и понимает ту ответственность, которую должна нести и перед государством, и перед людьми. Потому что когда она клянется именем народа, это еще не значит, что она ему служит. Во-вторых, народ всегда есть и будет, он постоянно будет выдвигать каких-то людей. Другое дело, эта элита, которую выдвинул народ, достойна того, чтобы ее выдвинули, и способна ли она сыграть ту роль, которая на нее возлагается обществом. Мне кажется, что сейчас все меньше и меньше надежд на это.

Для меня было очень важно, чтобы в этой книге вышла статья об украинских «самостийниках». Потому что в самом начале ХХ века, когда почти вся украинская элита была захвачена марксистскими идеями и боролась за место в социалистических партиях, лишь небольшая часть украинцев была «самостийниками». Мы помним Николая Михновского, Вячеслава Липинского, Сергея Шелухина, Ивана Луценко, Юлиана Бачинского... Кроме того, у нас длительное время остается без внимания такое важное событие, как тайное совещание украинских деятелей, состоявшееся 4 — 6 марта 1911 г. во Львове. Собственно на этом совещании, на котором присутствовал и Вячеслав Липинский, впервые встал вопрос о возможности самостоятельной Украины. И не революционным путем, а вполне легальным. Это была возможность для создания основы, чтобы при Первой мировой войне (тогда многие понимали, что война будет, а Украина, разделенная между двумя империями, станет полем битвы) предпринять шаги, чтобы заявить о своих стремлениях к государственности и самостоятельности. Тогда был создан Украинский информационный комитет — один из первых институтов, который информировал западный мир об истории Украины и ее роли в мировом процессе. А также о том, что собой представляет экономическая, географическая Украина, какие имеет перспективы развития. И тогда же были заложены основы для создания Союза освобождения Украины. Это очень важные шаги.

К сожалению, совещание прошло, о нем сейчас мало кто говорит и мало кто знает, но значение его, безусловно, большое. Потому что украинцы стремились не только к автономии в составе Российской империи, но и к значительно большему. И то, что элита не воспользовалась этим шансом, — это и есть те недоработки, невыученные уроки нашей элиты. И тот же В.Липинский еще тогда говорил, что украинцам не стоит участвовать в российском демократическом движении, потому что им от этого не будет никакой пользы, только вред получат. Предупреждал, что украинцев используют, а потом русификация еще больше усилится. То, что он сказал в 1911 году, мы увидели в 1917-м, 1918-м и далее, когда началась советская империя.

К тому же у Д.Мережковского, Н.Бердяева, известного философа, украинца по происхождению, и В.Липинского возникает тема Хама. Они предрекали эту страшную силу, которая впоследствии пришла в Украину с процессом марксизма-ленинизма и на долгие годы оторвала наше государство от нормального развития. Они как настоящая элита понимали, что впереди ждет страшная трагедия. И мы знаем, чем это все закончилось. А победили ли мы этого Хама? Мне кажется, что нет. Эта навязчивая сила, которая приходит к нам в виде бескультурья, серости, но с наглым желанием иметь материальную выгоду, продолжает давить  до сих пор, и не только украинцев.

Поэтому в этой книге содержится много очень интересных тем, над которыми нужно думать. Это издание будет очень полезным для тех, кто ставит задает себе следующие вопросы: «Что мы не успели изучить за последние сто лет из нашей истории?», «Почему случилось так, что мы отдали свое государство в жертву сильному соседу, который нами только пользуется — украинскими человеческими ресурсами, материальными, природными и т.д.?» И еще это издание — хороший урок для нашей элиты. Я бы очень советовала всем, у кого будет такая возможность, ознакомиться с этой книгой.

«ДЕТОКСИКАЦИЯ УКРАИНСКОЙ НАЦИИ»

Сергей КОТ, историк, краевед, сотрудник Института истории Украины НАН Украины, автор «Дня»:

— Я с огромным удовольствием принял участие в очередном, не побоюсь этого слова, глобальном проекте Ларисы Алексеевны Ившиной, который получил неожиданное для меня, но невероятно точное название — «Детокс». Дело в том, что вместе с проектами газеты «День» мы, авторы, уже в течение очень длительного времени боремся за правду украинской истории. Истории, которая была выхолощена, искажена, обескровлена, обезличена. А если какие-то лица из нашей истории и оставались, то или присваивались другими, или превращались в карикатуру. Для чего? Чтобы не могли вызывать восхищения. Ведь это были, как правило, те, кто не шел на компромиссы, кто боролся, защищал эту землю и, наконец, украинскую нацию. И именно их пытались высмеивать, дискредитировать, наклеив все возможные ярлыки.

«ВМЕСТЕ С ПРОЕКТАМИ  ГАЗЕТЫ «ДЕНЬ» МЫ, АВТОРЫ, УЖЕ В ТЕЧЕНИЕ ОЧЕНЬ ДЛИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ БОРЕМСЯ ЗА ПРАВДУ УКРАИНСКОЙ ИСТОРИИ», — ГОВОРИТ СЕРГЕЙ КОТ, ИСТОРИК, КРАЕВЕД, СОТРУДНИК ИНСТИТУТА ИСТОРИИ УКРАИНЫ НАН УКРАИНЫ

Именно поэтому название «Детокс» чрезвычайно меткое. Ведь что такое детоксикация? Это в медицинском смысле — очищение организма от токсинов, от всего, что разрушает его изнутри. И эта книга — это детоксикация украинской нации, этого большого политического организма, который строит свое государство. Мы говорим о том, что построить здоровое государство может здоровая нация, которая уверена сама в себе, знает свою историю и свои корни. Только такая нация способна поднять свою страну на высокий уровень. Бесспорно, эта книга является еще одной ступенью, еще одним колоссальным вкладом, и персонально Ларисы Алексеевны и в целом всего коллектива газеты «День», в эту великую цель. И я рад, что смог присоединиться к этому в своей тематике.

Поэтому, дорогие читатели, прочитайте эту книгу. Вы получите заряд уверенности в себе, по-новому посмотрите на нашу историю. Здесь содержится невероятное количество фигур и оригинальных сюжетов, которые введены в научный оборот с очень интересными названиями, например, «О двух хлопцах из Житомира: Короленко и Королеве». Или о невестке украинской казацкой матери — российской императрице Елизавете, которая себя, кстати, очень комфортно чувствовала в Киеве. Книга по-другому раскрывает и фигуры братьев Разумовских, и их отношения с императорским двором и российской императрицей. И еще много других сюжетов, которые охватывают наши историю и искусство от древней эпохи, Киевской Руси, до современных событий.

Красной нитью через всю книгу проходит этот водораздел нашей отдельности от имперской России, которая в силу своей исторической скудности пытается любой ценой присвоить историю Украины и принять ее себе на вооружение. Речь идет прежде всего о наследии наших великих князей, которые положили начало киевской империи, как называл Киевскую Русь Ольжич, он говорил об имперском духе, который надо возродить в украинской нации, учитывая величие, которое было в нашей прошлой истории. И эта империя по своими просторами почти равнялась Византийской, от Северного моря до Черного моря — это все были земли под контролем великих киевских князей. Давайте об этом открыто говорить и помнить, чтить именно своих предков, опираться на них и воспитывать свой дух уверенности в величии украинской нации, а главное — в ее способности не просто иметь свое государство, но и построить его таким, чтобы оно было на уровне современных ведущих демократических государств.

Я в этой книге писал о том, что Россия, что во времена царизма Российской империи, во времена советской большевистской империи, использовала культурные ценности, чтобы, во-первых, уничтожать, прятать неудобные исторические страницы украинской истории. И для этого объекты культурного наследия (неимоверного значения памятники украинской культуры) или, в лучшем случае, прятались далеко в запасники, или просто уничтожались тем или иным способом. А во-вторых, россияне всеми правдами и неправдами пытались присваивать эти бесценные реликвии украинской истории, чтобы объявлять их своими, чтобы подпитывать этот имперский дух и на весь мир, за счет найденных на территории Украины артефактов, рассказывать о своем величии.

Я называю в статье конкретные факты, как все цинично происходило, например, как очень часто вещи брались на выставки и потом просто не возвращались обратно в Киев. Придумывались различные схемы, объяснения, о каких-то якобы обменах, а то и вообще ничего не придумывали, чтобы эти артефакты оставались там. Я пишу о том, как, когда не могли договориться административным путем, чтобы украинские музеи отдали в Россию свои артефакты, это осуществлялось решением «директивных» советских органов — издавались приказы, распоряжения, постановления о том, что эти вещи из Украины передаются в лучшие российские музеи, архивы и библиотеки. И в условиях большевистского террора, когда подобные постановления «подкреплялись» персонами из НКВД, ГПУ или МГБ СССР, ясно, что противостоять такому ограблению не было никакой возможности.

Я пишу о том, как этот упорный, наглый цинизм и самоуверенность в ограблении украинских музеев, архивов, библиотек достиг, на мой взгляд, своего апогея во время Второй мировой войны. Когда украинские вещи, эвакуированные в восточные районы СССР, грабились: просто их начинали считать музейными фондами тех музеев, куда их привезли, чтобы спасти от уничтожения. Мы говорим о том, что еще большим цинизмом было, когда украинские вещи, украденные нацистами, которые были после войны найдены на территории Германии, Австрии и возвращались в СССР, не возвращали в Киев, Чернигов, Умань... Их тайно вывозили в музеи России, в частности в Новгород, Петербург, в Государственный Эрмитаж, где, кстати, сегодня и украинские, и западные исследователи с большой долей вероятности идентифицировали от пяти до семи картин, которые Эрих Кох, бывший рейхскомиссар в Украине, забрал из музея (теперь это  Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко) для своей коллекции. И когда эти вещи были найдены, то вместо того, чтобы вернуть их в Киев, украинские картины тихонько отправили в Государственный Эрмитаж, где они находятся и сейчас. Так же фрески, мозаики Михайловского Златоверхого собора, возвращенные в СССР из Германии, потихоньку были отправлены в Новгород. Отсюда они «расползлись» и в Эрмитаж, и в Государственный русский музей, и частично остались в Новгороде. То, что было в Эрмитаже, мы с трудом вернули. И в современной истории Украины, и вообще в истории СНГ это фактически единственный пример, когда кто-то что-то «вырвал» свое у России. Мы «вырвали» из Эрмитажа 11 фресок ХII века со стен Михайловского собора. Но это еще не все. Еще остались и в Государственном русском музее, и в Новгороде, и в Третьяковской галерее наши вещи, связанные с историей собора, и за них наша борьба еще впереди.

Вот об этом книга. Она разносторонняя, это как бы пазлы, которые складываются в единую картину и дают нам ощущение, с одной стороны, уверенности в своих силах, в своих корнях. С другой стороны, боль от ощущения того, насколько искажалась, менялась, обескровливалась наша история и насколько это было несправедливо. Но эта книга дает и путь, куда нам надо идти. Я еще раз советую ее почитать. Поверьте, ваше ощущение как украинцев поднимется на совершенно новый уровень, и вы получите свою новую планку как граждане нашего независимого государства.