За три года ничего не изменилось

Невзирая на одобрение национальной стратегии, количество воспитанников заведений институционного присмотра не уменьшается

Работники Управления по соблюдению прав ребенка и семьи Секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека осуществили безвыездную проверку 38 домов ребенка системы здравоохранения, сообщается на официальной странице ombudsman.gov.ua. Проанализирована ситуация относительно поступления и пребывания детей в домах ребенка в течение 2018-2020 года.

Мониторинг показал, что на сегодня ситуация в сфере защиты прав ребенка, к сожалению, не имеет позитивных результатов, несмотря на то, что правительством одобрена Национальная стратегия реформирования системы институционного присмотра и воспитания детей на 2017-2026 годы. В частности, Национальной стратегией предусматривается прекращение с 2020 года практики поступления детей в возрасте до трех лет в заведения институционного присмотра и воспитания детей и уменьшение количества детей, которые воспитываются в этих заведениях.

Впрочем, за три года количество детей в заведениях практически не изменилось. Если на начало реализации Национальной стратегии (2017 год) в 38 домах ребенка находился 2691 ребенок, то на конец февраля 2021 года — в них воспитывается 2375 детей. Из общего количества детей подавляющая часть имеют статус детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, — 1606 детей (68 %); по заявлениям родителей устроено 769 детей (32%).

Неизменной остается ситуация относительно количества детей с инвалидностью, которые находятся в домах ребенка:

• 514 детей (19%) на начало 2018 года, в том числе 168 — устроены по заявлению родителей;

• 456 детей (19,2%) на начало 2021 года, в том числе 148 — устроены по заявлению родителей.

Также анализ подтвердил, что на начало 2021 года в домах ребенка находилось 23 ребенка, которым уже исполнилось 10 лет, и 259 детей в возрасте от 5 до 10 лет. Такая ситуация свидетельствует об отсутствии услуг раннего вмешательства в территориальных громадах, а также о неэффективной работе органов местного самоуправления относительно создания условий для усыновления или устройства детей в семейные формы воспитания.

В то же время не все регионы имеют заведение соответствующего профиля для детей с инвалидностью, а те, что теперь функционируют, не имеют свободных мест.

При таких условиях решения вопроса дальнейшего устраивания ребенка с инвалидностью или повернуть на воспитание в биологическую семью с учетом ее наилучших интересов практически невозможно. Следовательно, нарушается право детей на воспитание в семьи и надлежащую социальную защиту в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

Вместе с тем, Уполномоченный обращает внимание, что процесс прекращения устраивания детей до трех лет к домам ребенка не должен быть самоцелью. В первую очередь должны быть введены и развитые социальные услуги для семейств в обществе: медицинские, реабилитационные, услуги по поддержке семьи и тому подобное.

Результаты безвыездной проверки будут направлены к Министерству социальной политики Украины, Министерства здравоохранения Украины и областных, Киевской городской государственных администраций с целью осуществления объективного анализа оснований пребывания детей в домах ребенка и защиты прав детей.

За три года ничего не изменилось

За три года ничего не изменилось

Невзирая на одобрение национальной стратегии, количество воспитанников заведений институционного присмотра не уменьшается

Работники Управления по соблюдению прав ребенка и семьи Секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека осуществили безвыездную проверку 38 домов ребенка системы здравоохранения, сообщается на официальной странице ombudsman.gov.ua. Проанализирована ситуация относительно поступления и пребывания детей в домах ребенка в течение 2018-2020 года.

Мониторинг показал, что на сегодня ситуация в сфере защиты прав ребенка, к сожалению, не имеет позитивных результатов, несмотря на то, что правительством одобрена Национальная стратегия реформирования системы институционного присмотра и воспитания детей на 2017-2026 годы. В частности, Национальной стратегией предусматривается прекращение с 2020 года практики поступления детей в возрасте до трех лет в заведения институционного присмотра и воспитания детей и уменьшение количества детей, которые воспитываются в этих заведениях.

Впрочем, за три года количество детей в заведениях практически не изменилось. Если на начало реализации Национальной стратегии (2017 год) в 38 домах ребенка находился 2691 ребенок, то на конец февраля 2021 года — в них воспитывается 2375 детей. Из общего количества детей подавляющая часть имеют статус детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, — 1606 детей (68 %); по заявлениям родителей устроено 769 детей (32%).

Неизменной остается ситуация относительно количества детей с инвалидностью, которые находятся в домах ребенка:

• 514 детей (19%) на начало 2018 года, в том числе 168 — устроены по заявлению родителей;

• 456 детей (19,2%) на начало 2021 года, в том числе 148 — устроены по заявлению родителей.

Также анализ подтвердил, что на начало 2021 года в домах ребенка находилось 23 ребенка, которым уже исполнилось 10 лет, и 259 детей в возрасте от 5 до 10 лет. Такая ситуация свидетельствует об отсутствии услуг раннего вмешательства в территориальных громадах, а также о неэффективной работе органов местного самоуправления относительно создания условий для усыновления или устройства детей в семейные формы воспитания.

В то же время не все регионы имеют заведение соответствующего профиля для детей с инвалидностью, а те, что теперь функционируют, не имеют свободных мест.

При таких условиях решения вопроса дальнейшего устраивания ребенка с инвалидностью или повернуть на воспитание в биологическую семью с учетом ее наилучших интересов практически невозможно. Следовательно, нарушается право детей на воспитание в семьи и надлежащую социальную защиту в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

Вместе с тем, Уполномоченный обращает внимание, что процесс прекращения устраивания детей до трех лет к домам ребенка не должен быть самоцелью. В первую очередь должны быть введены и развитые социальные услуги для семейств в обществе: медицинские, реабилитационные, услуги по поддержке семьи и тому подобное.

Результаты безвыездной проверки будут направлены к Министерству социальной политики Украины, Министерства здравоохранения Украины и областных, Киевской городской государственных администраций с целью осуществления объективного анализа оснований пребывания детей в домах ребенка и защиты прав детей.