«Аисты возвращаются – а с ними и мир»
Каневский орнитолог Виталий Грищенко рассказал о своих 30-летних наблюдениях за птицами, которых в этом году останавливает война«Прилет аистов в этом году начался заметно позже, чем в предыдущие. Одна из причин этого – неблагоприятные погодные условия на путях перелета. Так, польские аисты со спутниковыми передатчиками, перемещение которых можно точно отслеживать, задерживаются из-за холодной погоды на Ближнем Востоке. А в Турции вообще лежит снег. В Украине снега давно уже нет, но в родные края еще надо долететь. А здесь птиц, к сожалению, во многих местах ожидает другая беда...», – такую заметку недавно написал в Facebook заместитель директора по научной работе Каневского природного заповедника в КНУ им. Т.Г. Шевченко Виталий ГРИЩЕНКО.
Виталий Николаевич проводит мониторинг аиста белого 30 лет (начиная с 1992-го). Основная цель – оценить состояние популяции вида и спрогнозировать его изменения. Для этого ежегодно ученый объездил мониторинговые участки во всех регионах страны, фиксировал количество заселенных гнезд и рожденных птенцов, а дальше – делал выводы об определенных закономерностях относительно того, как живется аистам в Украине. В целом глобальных проблем с сохранением вида в Украине не было. Исключение – нынешний год, когда птицы, к счастью, к нам летят, но не везде смогут гнездиться и вывести потомство.
Поскольку в этом году вряд ли получится проконтролировать все самостоятельно, пан Виталий обратился к гражданам, которые могут отследить сейчас прилет аистов в свои населенные пункты. Сообщить об этом можно на фейсбук-странице ученого (https://www.facebook.com/vitaly.grishchenko.1). В комментариях или личных сообщениях стоит указать, когда и где в этом году впервые увидели этих птиц (дату и место). Если вы встретили пролетную стаю, желательно указывать хоть приблизительно количество птиц и по возможности – направление полета. Что же касается привычного мониторинга с подсчетом заселенных гнезд и птенцов, Виталий Грищенко констатирует: «В этом году не получится ничего сделать. Даже если война вдруг закончится, то дороги, мосты разрушены же. Сейчас я просил всех, кто может, сообщать о прилете птиц. Летом мы контролируем состояние популяции белого аисты, то есть непосредственно проводим мониторинг – изучаем, сколько заселено гнезд, сколько птенцов выросло. Таким образом, можно контролировать численность в сравнении с предыдущим годом. Есть сеть мониторинговых участков (около полутора сотни), где можем сравнить, если в одном селе 10 заселенных участков, а в этом году восемь, то это уже минус 20%. Потом вычисляются средние показатели в целом по Украине или отдельных регионах. Я надеюсь, что в этом году хоть что-то удастся сделать. Это зависит от ситуации, сами понимаете. Если активность боевых действий утихнет, то можно будет сделать мониторинг. Нам помогают в этом волонтеры (в науке тоже такое бывает), то есть те, у кого есть желание и возможность. То есть, какая-то информация, возможно, будет. Просто ежегодно мы обследовали около 100 мониторинговых участков. Понятно, что сейчас это нереально сделать».
По словам Виталия Николаевича, до 2013 года удавалось бывать во всех областях Украины. «Потом по понятным причинам две области и Крым отпали, - продолжает он. - Но некоторая информация оттуда поступала от местных жителей, но это так – фрагменты. То есть была разработана сеть мониторинговых участков, которые мы контролировали ежегодно, и из этого выводили основные показатели о состоянии популяции. Все это объездили вместе с женой самостоятельно, собственными силами и за собственные средства. Кто-то собирал деньги на отдых в Египте, а мы, чтобы объехать свои маршруты и свои мониторинговые жатвы».
Интерес к птицам формировался у ученого еще с детских лет. Учился в Киевском национальном университете им. Т.Г. Шевченко на кафедре зоологии позвоночных. А по завершении пошел работать в Каневский природный заповедник орнитологом. Наблюдать за аистами начал впервые в 1986 году. Виталий Николаевич вспоминает, что тогда даже велась пропаганда относительно построения искусственных гнездований для аистов.
«А в 1992 году возникла идея мониторинга популяции аиста, поскольку у нас этих птиц много, пересчитать всех нереально, поэтому постепенно так складывалось, что были отдельные участки для мониторинга. Потом их количество росло. Контроль вели пробных участков, которые показывают динамику численности, успешность размножения, то есть из этого можно понимать, в каком состоянии наши аисты, - рассказывает наш собеседник. - Много чего удалось изучить, описать, понять определенные закономерности, которые имеют значение в целом для науки. Я могу по годам расписать численность аистов, в известной степени анализировать причины, почему их количество уменьшалось. Например, в последние годы была сильная засуха. На аистах это обозначилось тем, что был спад численности, потому что возникли проблемы с едой, пересыхали болота и мелкие водоемы, поэтому им было сложнее находить пищу».
Принимая во внимание то, сколько сейчас у нас изувеченных территорий из-за войны, птицам тоже будет нелегко. «Разные виды птиц по-разному на это реагируют. Например, для болотных птиц это не так страшно, наихудшее будет тем птицам, которые живут вблизи людей, в частности, белому аисту. Скорее всего, в этом году будет много бродячих стай аистов, - прогнозирует орнитолог. - Дело в том, что белый аист начинает размножаться в возрасте 4-5 лет. Молодые птицы, которые еще не достигли половой зрелости, собираются в так называемые холостяцкие стаи, которые кочуют все лето в тех местах, где много еды, где тихо. Это, как правило, заводи больших рек, к ним могут присоединяться птицы взрослые, которые по определенным причинам не гнездились, или гнездование начиналось, но самка погибла или еще что-то случилось. Тогда такие птицы присоединяются к бродячей стае. В этом году можно ожидать увеличение количества таких стай. То есть в тех местах, где ведутся активные боевые действия, вряд ли будут гнездиться аисты. Это для них стрессовая ситуация. Известны случаи, когда аисты покидали гнезда даже тогда, когда неподалеку запускались фейерверки. То есть, и в этом году можем ожидать спад рождаемости. Потому что в 2015 году, например, это было предопределено недостатком пищи, а теперь засуху заменили наши соседи».
Но ученый верит, что популяция аистов возобновится: «Надо понимать, что причинами уменьшения количества птиц могут быть гибели на путях миграции, а могут они просто не гнездиться, как в 2015-ом или 2020 годах. Потому что была полностью бесснежная зима и сухая весна. Вовсе не было наводнения на реках, аистам не было что есть. Количество заселенных гнезд на наших помеченных участках уменьшилось на 10%. Но в 2021 году в этих же местах было плюс 11%. То есть все возобновилось. Скорее всего, так будет и через несколько лет, потому что в этом году птицы могут где-то не гнездиться, будет спад, а потом, когда все успокоится, они вернутся и выведут птенцов».
Ежегодно данные о мониторинге аистов публикуются в научных журналах. Поскольку до последнего времени такого мониторинга на государственном уровне не велось, то робота Виталия Николаевича и его жены была эксклюзивной и важной. «Все 30 лет независимости ведутся разговоры, что необходимо создавать кадастр животного мира, проводить мониторинг, но дальше разговоров дело не идет. А ведь можно что-то делать, даже не имея государственного финансирования», - считает орнитолог.
Но в эти смутные времена прилет аистов свидетельствует и о чем-то хорошем и светлом. «Если брать народные поверья, причем не только украинские и славянские, то у всех индоевропейцев аист считался магической птицей, которая приносила благосостояние, добро, согласие, - подтверждает наши мысли Виталий Николаевич. - Потому раньше люди так активно строили искусственные гнездования на крышах или на деревьях, потому что это была птица-помощник. В Восточной Пруссии был такой обычай: чтобы побуждать птиц заселиться, клали на гнездо серебряные монеты. Древней аграрной магией можно считать то, что аист приносит урожай, прекращает ссоры. Это, так сказать, поверья и легенды, а то, что чисто рационально происходит в жизни, то это признак мира на земле. Там, где идет война, пылают и разрушены дома, понятно, что аистов нет. А раз аисты возвращаются, то есть надежда, что мир вернется в Украину и все возобновится. Поэтому будем надеяться на лучшее».
Инна ЛИХОВИД, «День»
К ТЕМЕ
КАКОЕ ВОЗМОЖНОЕ ВЛИЯНИЕ ВОЙНЫ НА ПТИЧЬЕ НАСЕЛЕНИЕ
Максим ГАВРИЛЮК, орнитолог Украинской природоохранной группы:
- Война россии против Украины длится уже месяц. Последствия ее влияния на окружающую среду нашей страны еще надлежит оценить в будущем. Сегодня попробуем спрогнозировать возможное влияние войны на птичье население.
Ярким примером влияния войны на птиц стал захват россией восточной части Украины. После создания в 2009 году Национального природного парка «Меотида» в Донецкой области, работниками парка было введено полное ограничение посещения верхней части Кривой косы на азовском побережье. Результаты не заставили долго ждать - численность водно-болотных птиц быстро выросла. В частности, массово начали гнездиться мартыны каспийские (Ichthyaetus ichthyaetus), занесенные в Красную книгу Украины (ККУ) – численность гнездовой колонии быстро достиг 3 тысяч, и она стала наибольшей колонией этого вида в Европе. Именно на Кривой косе впервые начал гнездиться на территории Украины кудрявый пеликан (Pelecanus crispus) (ККУ) – колония насчитывала 17 пар. Выросла также численность кулика-сороки (Haematopus ostralegus) (ККУ). А количество рябоклювых крачек (Thalasseus sandvicensis) в этом месте достигло приблизительно 60 тысяч пар. Все эта гнездовая группировка исчезла одномоментно в 2015 году, когда Кривую косу начали использовать российские оккупанты для высадки десанта и других целей. Вследствие оккупации перестала работать служба охраны нацпарка. В последующие годы здесь продолжили гнездиться в небольшом количестве лишь рябоклювые крачки.
Водно-болотные угодья азово-черноморского побережья Украины в настоящее время продолжают играть чрезвычайно важную роль для сохранения популяций многих видов птиц в европейском масштабе. Не удивительно, что именно здесь расположены Черноморский биосферный заповедник, Азово-Сивашский НПП и другие природно-заповедные территории, которые обеспечивают их охрану. Ведь здесь устраивают многотысячные колонии разные виды мартынов и крачек, куликов и других водно-болотных птиц. В ходе нового этапа войны россии против Украины в 2022 году азово-черноморское побережье в пределах Донецкой, Запорожской и Херсонской областей находятся под временной оккупацией. Вследствие этого службы охраны природно-заповедных территорий нередко не могут выполнять свои функции. Последствия этого нам надлежит узнать впоследствии.
Другой уязвимой группой птиц от военных действий являются виды, которые гнездятся в лесах. Наибольшими рисками в таких экосистемах для птиц является распугивание в результате боевых действий, вырубки леса, пожара (в результате обстрелов и сознательного поджога) и тому подобное. На территории современных военных действий на севере страны сосредоточены значительные (в масштабах Украины) гнездовые популяции видов, занесенных в ККУ, – аиста черного (Ciconia nigra), подорлика малого (Aquila pomarina), орлана-белохвоста (Haliaeetus albicilla), змееяда (Circaetus gallicus), журавля серого (Grus grus), тетерева (Tetrao tetrix). В восточной части Украины сосредоточены гнездовые группировки орлана-белохвоста, орла-карлика (Hieraaetus pennatus), могильщика (Aquila heliaca), журавля серого, пугача (Bubo bubo). Потенциально они могут пострадать от упомянутых выше факторов, однако, скорее всего, их действие будет иметь локальный характер и не будет иметь существенного влияния на популяции.
В целом влияние войны в Украине на птиц будет зависеть от длительности и интенсивности действия негативных факторов.