Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О политике солидарности

Олег ШАМШУР: французам, как и украинцам и всему миру в целом, придется научиться жить в условиях сосуществования с COVID-19
22 апреля, 19:46

По состоянию на утро 22 апреля Франция и Германия занимают 4-5 места по количеству инфицированных вирусом пандемии COVID-19, соответственно 155 383 и 147 786 человек. Однако по количеству умерших у них показатели отличаются фактически в четыре раза. Во Франции от пандемии умерло 20265, а в Германии - 4899.

И именно с вопроса, почему так сильно отличаются показатели сметности в двух ведущих странах Европы, начали мы разговор с послом Украины во Франции Олегом Шамшуром.

«ХОТЕЛ БЫ ОТМЕТИТЬ МОБИЛИЗАЦИЮ ВСЕХ ИМЕЮЩИХСЯ СРЕДСТВ С ЦЕЛЬЮ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА СО СТОРОНЫ ФРАНЦУЗСКОГО ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА»

— Это вопрос, которым задаются и сами французы. Накануне нашего разговора он был вынесен на первую полосу авторитетной французской газеты Le Figaro. Очевидно, ответить на него могут только врачи-эпидемиологи, но и они, вероятно, вынесут свой вердикт только после окончания пандемии и изучения всего массива данных. Сейчас есть несколько факторов, на которые обращают внимание французские эксперты: во-первых, применение в Германии массового тестирования населения на наличие коронавируса, введенного на несколько недель раньше, чем в других европейских странах. Во Франции в начале эпидемии тесты делали пациентам, чье состояние расценивалось медиками как сложное, и только сейчас было объявлено, что после завершения режима самоизоляции будут тестировать всех французов, имевших симптомы заболевания. По утверждению специалистов, существуют также проблемы с производством французской фармацевтической промышленностью достаточного количества тестов. Сейчас французским медикам удается обеспечивать реализацию 30 тыс. тестов ежедневно, есть надежда выйти на 60 тыс. в мае и 100 тыс. в июне. Для сравнения, Германия сейчас заявляет, что им удается тестировать 500 тыс. в неделю.

Во-вторых, Германия имеет очевидное преимущество по количеству и оснащению реанимационных отделений - 28 тыс. реанимационных коек, 25 тыс. из которых оборудованы аппаратами по поддержке дыхания. Франция имеет показатель в 3,1 реанимационной койки на 1000 жителей, что вдвое меньше. В 2018 году, по данным ОЭСР, расходы на здравоохранение на душу населения составляли 5200 евро в Германии, и 4300 евро - во Франции.

Наконец, также отмечается задержка с введением жестких карантинных мер в отдельных регионах и департаментах, в которых были зафиксированы очаги вируса, и нехватка медицинских масок, других средств индивидуальной защиты и оборудования для борьбы с коронавирусом.

Очевидно, этот перечень можно было бы продолжить. Впрочем, я хотел бы отметить мобилизацию всех имеющихся средств с целью преодоления кризиса со стороны Французского государства и общества в целом. Особого упоминания заслуживают медики, работающие на пределе физических и моральных возможностей, несмотря на постоянный приток тяжелых пациентов и отсутствие необходимых средств. Безусловно, эта ситуация не является уникальной - практически во всех странах мира, включая Украину, все силы направлены на борьбу с пандемией, но во Франции сейчас я это вижу своими глазами.

«ЖЕСТКИЕ КАРАНТИННЫЕ МЕРЫ ИМЕЛИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ НА ЭВОЛЮЦИЮ ЭПИДЕМИИ В СТРАНЕ И ПОМОГЛИ СПАСТИ ЖИЗНИ МНОГИХ ЛЮДЕЙ»

— Какие меры принимаются во Франции для предотвращения распространения эпидемии коронавируса?

— 17 марта во Франции в связи с распространением на территории страны Сovid-19 был введен жесткий режим самоизоляции, или, другими словами, карантин, который предусматривает существенные ограничения для перемещения граждан. В этой связи выходить из дома разрешается только в случае исключительной необходимости и при наличии соответствующего заполненного формуляра, который подтверждает характер передвижения. За день до этого, 16 марта, были закрыты детские сады, школы и высшие учебные заведения, организовано дистанционное обучение учащихся и студентов, 15 марта были закрыты рестораны, кафе, кинотеатры, театры, концертные залы, непродуктовые магазины и другие общественные заведения, которые не считаются «обязательными для обеспечения жизнедеятельности населения». Открытыми остались продуктовые магазины, аптеки, табачные лавки, банки и автозаправочные станции. Позже было принято решение о закрытии рынков, хотя местным властям разрешено делать исключения в отдельных случаях при условии обеспечения надлежащих санитарно-эпидемиологических условий.

В связи с продолжающейся острой фазой эпидемии, высокой смертностью и большим количеством госпитализированных пациентов, многие из которых находятся в реанимации в тяжелом состоянии, режим самоизоляции был несколько раз продлен и сейчас действует до 10 мая включительно. По оценкам французских экспертов и чиновников, жесткие карантинные меры имеют положительный эффект на эволюцию эпидемии в стране и, в частности, способствовали уменьшению нагрузки на реанимационные отделения и помогли спасти жизни многих людей. Стоит отметить, что до начала эпидемии Сovid-19 во Франции было 5 тыс. реанимационных мест, а некоторое время количество тяжелобольных в реанимации в стране насчитывалось 7 тыс. человек (6248 по состоянию на конец дня 16.04.2020). Несмотря на некоторое уменьшение количества пациентов в реанимации в последние дни, ситуация в больницах остается сложной, о чем свидетельствует дальнейшее увеличение количества госпитализированных - более 32 тыс. (31305 состоянию на конец дня 16.04.2020). Значительное количество тяжелобольных пациентов было перевезено из переполненных больниц регионов Гранд Эст и Иль-де-Франс в менее пострадавшие регионы, прежде всего на западе страны, и в соседние с Францией страны - Германию, Швейцарию, Бельгию и Люксембург, что позволило освободить реанимационные места для принятия новых пациентов. Что касается эффективности карантинных мероприятий, хотел бы также отметить слова Генерального директора по вопросам здравоохранения Франции Ж.Саломона, который 8 апреля заявил о том, что «находиться дома - означает спасать одну жизнь каждые 8 минут».

«ФРАНЦУЗСКАЯ ПОЛИЦИЯ СОЧЕТАЕТ ЖЕСТКОСТЬ С ВЗВЕШЕННОСТЬЮ, СТАРАЯСЬ ИЗБЕГАТЬ СОЗДАНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ...»

— А какие предусматривались наказания за нарушение карантина и как это влияло на ситуацию?

— В начале введения режима самоизоляции фиксированный размер штрафа за нарушение установленных властью правил передвижения составлял 38 евро. В случае несвоевременной уплаты (в течение 45 дней) фиксированный штраф увеличивался до 135 евро. Однако уже с 18 марта соответствующим правительственным декретом была введена новая фиксированная сумма штрафа за первое нарушение — 135 евро. В случае ее несвоевременной уплаты (в течение 45 дней) сумма возрастала до 375 евро.

С введением в действие 23 марта Закона о чрезвычайном санитарном состоянии, а также после подписания 28 марта соответствующего правительственного декрета власти Франции ввели на территории страны усиленные санкции за нарушение правил карантина: штраф в случае повторного нарушения правил в течение 15 дней со дня совершения первого нарушения был определен в 200 евро (в случае его несвоевременной оплаты в течение 90 дней — 450 евро); за третье — 1500 евро; за четвертое и более нарушений в течение 30 дней со дня первого нарушения — штраф в размере 3750 евро и до 6 месяцев заключения. По данным МВД Франции, правоохранительные органы страны, начиная с 17 марта, осуществили почти 12 млн мер контроля, в результате которых за несоблюдение соответствующих ограничений было составлено более 700 тыс. протоколов (в среднем 25 тыс. протоколов в день). По нашим наблюдениям, усиление санкций способствовало более последовательному соблюдению карантинных правил. Вместе с тем, необходимо отметить, что французская полиция сочетает жесткость с взвешенностью, стараясь избегать создания конфликтных ситуаций. Важно также прогрессирующее понимание французами серьезности ситуации и, соответственно, массовое осознание необходимости самоизоляции, 84% французов поддерживают необходимость продолжения режима самоизоляции до 11 мая.

«ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТЕПЕННО ВВЕЛО РЯД МЕР С ЦЕЛЬЮ ОКАЗАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ ПРЕДПРИЯТИЯМ СТРАНЫ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА...»

— Какие меры социально-экономического плана приняло правительство для поддержки бизнеса и в целом граждан, многие из которых стали безработными?

Французов, как нас всех, наряду с самыми неотложными медицинскими аспектами нынешнего пандемического кризиса, волнует реальная возможность экономической и, соответственно, социальной катастрофы, которую он способен вызвать.

По предварительным оценкам Министерства экономики и финансов Франции эпидемия коронавируса обходится французской экономике 8% ВВП в 2020 г. Больше всего пострадает малый и средний бизнес, в частности сфера услуг, туристическая отрасль, но негативные последствия ожидаются также для крупных предприятий (в частности, авиационной отрасли). По оценкам МВФ мировая экономика упадет на 3% в 2020 г., а французская - на 7,2%. По данным Национального института статистики и экономических исследований Франции INSEE, падение производства в сельском хозяйстве составляет 4%; в промышленности - 52%; строительстве - 89%; торговле - 36%.

Начиная с середины марта 2020 г. правительство Франции постепенно ввело ряд мер с целью оказания финансовой помощи предприятиям страны для преодоления последствий экономического кризиса, вызванного эпидемией коронавируса, а также для сохранения бизнеса, рабочих мест и доходов граждан.

Во избежание каскадных банкротств предприятий из-за прекращения работы в течение нескольких месяцев выделяются 110-115 млрд евро на поддержку компаний и работников (изначально было запланировано 45 млрд евро), в частности на отсрочку уплаты налоговых и социальных сборов, а также возможность аннулирования таких расходов для предприятий на грани банкротства (50 млрд); компенсации за частичную безработицу работников как государственного, так и частного сектора (70% от необлагаемой заработной платы, равной 84% чистыми после налогообложения, и 100% — если работник получает минимальную заработную плату). 8.7 млн французских работников уже зарегистрированы в программе помощи вследствие частичной безработицы (программа будет увеличена до 24 млрд евро); Фонд солидарности (7 млрд евро, из которых 6,25 млрд финансируется Госказначейством) для микропредпринимателей и самозанятых лиц, имеющих менее 1 млрд евро годового оборота и потерявших 50% оборота. Эта помощь имеет форму ежемесячного пособия в 1500 евро и может быть увеличена в отдельных случаях до 2000 или даже 5000 евро. По состоянию на 15 апреля за помощью обратились 900 тыс. человек.

Предприятиям любой формы собственности предоставлено право выплачивать своим работникам, мобилизованным во время коронавирусного кризиса, дополнительные необлагаемые налогом премии в размере до 2000 евро. Предусмотрена премия в размере от 500 до 1500 евро медицинским работникам (в зависимости от интенсивности эпидемии в регионе), дополнительно к которой на 50% увеличивается оплата за работу в сверхурочное время (без налогообложения). Исключительную помощь направят 4 миллионам «бедных» домохозяйств: с 15 мая каждое из них получит 150 евро, к которым будет добавлено по 100 евро на ребенка.

На период карантина были отменены счета за воду, газ и электроэнергию, а также арендная плата для предприятий.

Правительство Франции выделило 300 млрд евро, чтобы гарантировать все новые займы, за которыми компании будут обращаться в свои банки. Французская банковская федерация объявила, что благодаря введенной системе государственных гарантий с 25 марта коммерческие банки Франции будут предоставлять дополнительные банковские займы для всех компаний под 0,25% на сумму, равную трехмесячному обороту компании. Кроме того, банковские учреждения, по просьбе органов государственной власти, отсрочат на шесть месяцев, без штрафных санкций, погашение займов торговцев, ремесленников и малых и средних предприятий.

Был разработан конкретный план чрезвычайных ситуаций для экспортеров, страдающих от падения мирового спроса (такие сектора, как виноградарство, автомобильная отрасль, индустрия роскоши). Государство гарантирует страхование их счетов и дебиторской задолженности во всем мире, а государственная гарантия на залог и предварительное финансирование экспортных проектов будет увеличена до 90%.

Создан кризисный комитет по вопросам межфирменных кредитов на фоне ухудшения сроков расчетов. Этот кризисный комитет имеет цель реагировать на сложные случаи и уменьшить тенденцию остановки или задержки платежей. Он также позволит в режиме реального времени разобраться с самыми серьезными случаями ухудшения сроков расчетов между компаниями и поощрить компании всех размеров и из всех секторов упорядочить свои торговые отношения, обеспечив при этом функционирование малого и среднего бизнеса, который больше всего страдает от экономического кризиса.

Составлен перечень промышленных компаний (в частности в авиационном и автомобильном секторе), нуждающихся в государственной финансовой поддержке через капиталовложения, рекапитализацию или даже национализацию, которая сейчас рассматривается как крайнее средство. 15 апреля 2020 г. было анонсировано начало новой программы помощи крупным предприятиям (таким как Air France) в размере 20 млрд евро.

План спасения имеет беспрецедентные для Франции масштабы. Вместе с тем, ее «вторичным» следствием является экспоненциальное увеличение государственных расходов и государственного долга (до 115% ВВП, неделю назад прогноз был более оптимистичным — 111%). В результате перед правительством стоит сложнейшая проблема: как профинансировать программу государственной помощи, не увеличивая налоги. Mission impossible?

Другой вопрос, на который также пока нет ответа: какой будет модель социально-экономического развития страны после выхода из пандемии. В частности, можно предположить новое усиление роли государства во всех сферах общественной жизни, то есть Макрон и его команда будут вынуждены проводить политику, которая в значительной степени будет противоречить целям его реформистской программы.

ФОТО РЕЙТЕР

«ФРАНЦУЗСКИЕ ЗНАМЕНИТОСТИ ОДНИМИ ИЗ ПЕРВЫХ НАЧАЛИ АКТИВНО ПРИЗЫВАТЬ #RESTEZCHEZVOUS (ОСТАВАЙТЕСЬ ДОМА!), ДАЖЕ ДО ОБЪЯВЛЕНИЯ КАРАНТИННЫХ МЕРОПРИЯТИЯ 17 МАРТА»

Какую роль играла интеллигенция, то есть публичные авторитеты, в том, чтобы поддержать моральный дух французов и заодно в поощрении придерживаться норм карантина?

Сегодняшние драматичные времена и вызванные ими эмоции стимулировали появление во Франции большого количества публичных инициатив и проектов с участием известных музыкантов, актеров, интеллектуалов, спортсменов и других лидеров общественного мнения. Сначала они довольно активно поддерживали итальянских соседей, когда Италию начала накрывать волна эпидемии. А когда стало понятно, что карантина самой Франции не избежать - французские знаменитости одними из первых начали активно призывать #RestezChezVous (Оставайтесь дома!), даже до объявления карантинных мероприятий 17 марта.

Сейчас приобрел популярность новый формат общения в социальных сетях или через телевидение - видеоинтервью и мини-концерты прямо со звездного дивана, кухни или другого места самоизоляции. С моей точки зрения, это очень симпатичный вид психотерапии: картинка популярного персонажа в бытовых условиях помогает более философски относиться к карантину, который воспринимается как общий для всей страны вызов, а не личная трагедия.

Ну и конечно, французские звезды вместе со всей страной поддерживают медицинских работников. Несколько дней назад 350 знаменитостей, от Зинедина Зидана до нашей соотечественницы, популярной во Франции актрисы Ольги Куриленко, которая, кстати, переболела COVID19, записали совместную песню "Et demain" (А завтра) в поддержку французских медиков и больниц. За период коронавирусного кризиса во Франции сложилась очень трогательная традиция: каждый вечер ровно в 20 часов люди на балконах и в окнах аплодируют медикам, благодаря за их тяжелую и такую нужную работу. Также известные французские шеф-повара, даже из звездных ресторанов, бесплатно угощают медиков обедами.

Самые известные французские музеи и туристические города присоединились к инициативе Минкультуры Франции #CultureChezNous (# КультураДома), в рамках которой во взаимодействии с различными культурными актерами и музейными учреждениями Франции обеспечивается цифровизация художественного контента. Оставаясь дома, можно освежить свои воспоминания от коллекций Лувра и Музея д'Орсе, пройти бесплатный курс по теории современного искусства Центра Помпиду, прогуляться в саду Клода Моне в Живерни или Зеркальной галереей Версаля.

Вообще, креатив у французов в условиях самоизоляции в расцвете. Кто-то дает бесплатные уроки йоги, кто-то выкладывает в свободный доступ свою музыку, кто-то делится гастрономическими секретами. Известный французский астронавт Том Паске, который в 2016-2017 гг. провел 6 месяцев на МКС, например, дает французам практические советы, как выжить наедине с самим собой.

«МАКРОН ВПЕРВЫЕ С НАЧАЛА ЭПИДЕМИИ ГОВОРИЛ С ФРАНЦУЗАМИ НА РАВНЫХ, ДЕЛАЯ АКЦЕНТ НА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ И ВЗАИМНОЙ ПОДДЕРЖКЕ...»

— В последнем обращении к нации президент Эммануэль Макрон признал неготовность правительства к пандемии. А как вы воспринимаете это выступление и что думают по этому поводу французы?

— Это уже четвертое - и по мнению многих аналитиков наиболее удачное по форме и содержанию - обращение к нации Президента Франции за время пандемии Covid-19. Источники в Елисейском дворце говорят, что Макрон провел ряд консультаций прежде чем объявить французам конкретную дату начала выхода из карантина. Кроме традиционных консультаций с известными медиками и исследователями он советовался с главами палат французского парламента, своими предшественниками и зарубежными коллегами.

Здесь отмечают изменение тональности президентской коммуникации: Макрон впервые с начала эпидемии говорил с французами на равных, делая акцент на человечности и взаимной поддержке - ключевых объединительных ценностях в этой ситуации. Президент сделал акцент на том, что «счастливые дни вернутся», проводя параллель с восстановлением Франции после нацистской оккупации. Как по мне, кроме шоковой терапии, очень важно дать людям надежду, определить положительную перспективу.

Показательно, что по сравнению с предыдущими речами, когда он часто прибегал к военной риторики в стиле Ж. Клемансо или У. Черчилля, на этот раз президент был гораздо сдержаннее, признав, что Франция не была готова к кризису такого масштаба, и даже извинившись перед французами за то, что допускал ошибки, не всегда смог принимать верные решения, действовать на опережение.

Что касается конкретных мер по выходу из карантина, их содержания и последовательности, они продолжают оставаться предметом активной дискуссии в обществе. Вместе с тем, результаты опроса общественного мнения, проведенного Odoxa-Dentsu Consulting, свидетельствуют, что подавляющее большинство французов одобряет основную часть анонсированных президентом решений. Так, 92% опрошенных высказались в поддержку продолжения закрытия границ со странами, которые не являются членами ЕС, 86% - в поддержку запрета на проведение фестивалей и массовых спортивных сборов в середине июля, 84% - в поддержку продолжения режима самоизоляции, 79% - в поддержку продолжения режима самоизоляции после 11 мая для пожилых людей, входящих в зону риска, 74% - за восстановление занятий в высших учебных заведениях не ранее сентября, 69% - за открытие коммерческих заведений, кроме ресторанов и развлекательных заведений, начиная с 11 мая. В то же время 54% опрошенных французов (из них 60% относятся к возрастной группе от 25 до 34 лет), в частности родители детей младшего возраста, не одобряют решение о постепенном открытии школ, начиная с 11 мая. Более 60% французов разочарованы решением правительства тестировать только людей с симптомами коронавируса, начиная с 11 мая, а также тем, что, несмотря на сложность ситуации, ношение масок не является обязательным.

Следует отметить, что, несмотря на отмеченную ранее поддержку главных кризисных мер правительства, еще одним вызовом послепандемического периода для президента Франции может стать кризис доверия, который существовал ранее и который не утратил остроты в современных условиях. Большинство французов (56%) считает, что власть могла бы сделать больше, чтобы предупредить развитие эпидемии. На восприятии действий властной команды также негативно сказалась недостаточно четкая и последовательная коммуникация позиций по важным мерам защиты от распространения коронавируса, например, о целесообразности ношения масок.

«ФРАНЦИЯ БЫЛА ОДНОЙ ИЗ ПЕРВЫХ СТРАН, КОТОРЫЕ ВЫСТУПИЛИ С ИНИЦИАТИВОЙ ПРОВЕДЕНИЯ СОВМЕСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ЕС ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА, ВЫЗВАННОГО COVID-19»

Некоторые страны возлагали надежды на помощь ЕС в преодолении эпидемии коронавируса. А какой была ситуация в отношениях Франции и ЕС по этому вопросу?

Мне известно, что Франция была одной из первых стран, которые выступили с инициативой проведения совместных мероприятий в рамках ЕС для преодоления эпидемиологического кризиса, вызванного Covid-19. Именно по инициативе Франции 10 марта 2020 года было проведено внеочередное заседание Европейского совета в видеоформате. Франция также прилагает активные усилия с целью принятия соответствующих решений по финансовым мероприятиям.

Выскажу субъективное мнение. Сейчас складывается впечатление, что механизм сотрудничества и координации усилий в борьбе с пандемией и ее последствиями в рамках ЕС постепенно набирает обороты. С другой стороны, многие эксперты признают, что первый раунд против коронавируса европейские институты проиграли. В результате каждое государство-член действовало самостоятельно, исходя из собственного понимания ситуации. Общую картину не меняют примеры солидарности, которые проявляли отдельные страны ЕС (например, лечение 120 французских больных в медицинских учреждениях Германии, Люксембурга и Австрии). Очень часто принятые на национальном уровне решения имеют последствия для других членов и иногда для ЕС в целом.

Вполне понятно, что от того, сумеет ли наконец ЕС действовать согласованно в решении медико-санитарных аспектов кризиса и сможет ли он выработать единый, солидарный инструментарий во избежание социально-экономического катаклизма, который надвигается, будет зависеть будущее ЕС, в частности степень его интеграции.

«УКРАИНА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ УНИКАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НАШЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ АВИАЦИИ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ВО ФРАНЦИЮ «АНТИВИРУСНЫХ» ГРУЗОВ»

— Были ли контакты французского правительства с украинским, в частности по борьбе с коронавирусом? Чем мы могли бы помочь французам и какую помощь, может, хотели бы получить от них?

Безусловно, контакты поддерживаются. Мы знаем о потребностях и возможностях друг друга. Это очень важный аспект нашего двустороннего диалога. Что касается гуманитарной помощи Украине, давайте будем реалистами, пока приоритетом для Франции, вполне нормально, является стабилизация эпидемиологической ситуации в своей стране. Есть много сложностей во внедрении массового тестирования населения, нехватка защитных масок, которые, кстати, до сих пор практически невозможно приобрести в аптеках, и других крайне необходимых для борьбы с коронавирусом мероприятий и оборудования.

Впрочем, мы стараемся использовать все возможности для оказания помощи нашей стране. При участии Посольства было оформлено и доставлено в Украину изготовленное во Франции лабораторное оборудование, расходные материалы и реагенты для ПЦР тестов, крайне необходимых для усиления способности нашего государства в противодействии коронавирусу. Сейчас украинскими специалистами рассматриваются предложения французских компаний-поставщиков и производителей медицинского оборудования и экспресс-тестов. Мы также обратились в МИД Франции, MEDEF, к представителям французских бизнес-ассоциаций, а также почетным консулам Украины в регионах О-де-Франс, Новая Аквитания и Бретань с просьбой о предоставлении гуманитарной помощи Украине в соответствии с потребностями, определенными Министерством здравоохранения Украины.

Кроме того, Посольство прорабатывает с французским холдингом Air Liquide ускорение поставки 250 аппаратов ИВЛ разного типа, которые были заказаны ранее украинской компанией (по предварительной информации, начало поставки оборудования начнется в июне-июле 2020 г., поскольку сейчас холдинг вместе с рядом других ведущих французских компаний выполняет государственный заказ правительства Франции по срочному изготовлению 10 тыс. аппаратов ИВЛ).

С другой стороны, Украина предоставляет уникальные возможности нашей транспортной авиации для перевозки во Францию «антивирусных» грузов. Украинские самолеты «Антонов» задействованы в различных форматах доставки приобретенных Францией защитных материалов для борьбы с вирусом из Китая, в частности, в рамках программы НАТО SALIS. На Пасху, 19 апреля, украинский великан Ан-225 «Мрия» выполнил рейс из Китая и доставил во Францию 150 тонн груза медицинского назначения для борьбы с пандемией коронавируса. В эти сверхсложные времена особенно важно надежное партнерство.

Какой была и остается роль СМИ, соцсетей во Франции во время вспышки пандемии в стране, способствовали ли они поддержке морального духа французов, в частности тому, что надо соблюдать нормы карантина, имели ли место случаи вмешательства России, в частности распространение фейковых новостей в информационном пространстве Франции, и если да, то как на это реагировали во Франции?

В целом, французские СМИ, с моей точки зрения, в условиях беспрецедентного санитарной кризиса адекватно выполняют свою миссию. Общество имеет достаточный объем объективной информации относительна развития пандемии и действий органов власти. Вместе с тем и электронные, и печатные СМИ пытаются адаптировать к условиям карантина свои программы и контент, критически анализируют различные аспекты ситуации, предоставляя возможности для выражения своих мыслей широкому спектру аналитиков, политиков и рядовых граждан, здесь я не вижу проблем. Меня волнует другое: недостаточный удельный вес положительных новостей, излишний гиперреализм некоторых сюжетов, который угнетающе действует на психическое состояние аудитории, которая и так подвергается тяжелым испытаниям. Конечно, надо знать правду, какой бы тяжелой и неприятной она ни была. Впрочем, не менее важно очерчивать перспективу движения вперед, определять варианты решения проблем.

Что касается социальных сетей, ситуация сложнее. С одной стороны, контакты в соцсетях, их креативное использование создает дополнительные возможности для преодоления испытаний карантина и распространения полезной информации. Вместе с тем интернет в современных тяжелых условиях стал питательной средой для распространения сомнительных или откровенно фейковых сюжетов: например, информации об изобретении панацеи от COVID-19 и рекламы чудодейственных способов предупреждения заболевания.

Среди положительных тенденций в этой сфере следует отметить распространение практики проверки данных и фактов специальными службами ряда ведущих изданий, телеканалов, агентства Франс пресс. Появились также отдельные "журналисты-охотники" за фейками о COVID-19.

Что касается поводу российского фактора, то не могу сказать, что были какие-то конкретные громкие случаи распространения фейков, изготовленных именно в России. Однако франкоязычные RT и Sputnik традиционно подпевают манипулятивным трендам (например, распространяя информацию якобы об отсутствии необходимости частого мытья рук в условиях пандемии) или с удовольствием обсасывают просчеты во Франции на санитарном фронте. Кстати, авторитетные французские эксперты не имели иллюзий относительно истинных геополитических мотивов предоставления российской гуманитарной помощи Италии. Поэтому мало кто из французских аналитиков сомневается, что российская пропаганда не использует возможность «поиздеваться» над недостатками системы здравоохранения западных стран, что вполне вписывается в их общую коммуникационную линию по подрыву европейских сообществ. Подытоживая, вопросы информационной «гигиены» для всех нас являются весьма актуальными.

«КОГДА ВОЛНА COVID-19 НАЧАЛА НАКРЫВАТЬ ЕВРОПУ, БОЛЬШИНСТВО ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН НЕДООЦЕНИЛИ СЕРЬЕЗНОСТЬ УГРОЗЫ, ЧТО ПРИВЕЛО К КАТАСТРОФИЧЕСКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ»

— Каким опытом борьбы Франции против пандемии короновируса нам стоит воспользоваться? И какие уроки следует нам извлечь из французских мер борьбы с этой эпидемией?

Я убежден, что мы — весь мир, включая Украину — еще находимся на том этапе борьбы с пандемией, когда трудно, а иногда просто легкомысленно давать оценки эффективности тех или иных мер по борьбе с этим абсолютным злом. Сейчас медики продолжают бороться за жизни сотен тысяч больных, наши знания о коронавирусе остаются крайне ограниченными, поступает противоречивая информация, и, наконец, привычный нам способ существования поставлен на паузу, и вполне вероятно, нам придется адаптироваться к радикально новым реалиям.

Именно поэтому я воздерживаюсь от категорических оценок. Но если анализировать то, что мы увидели за последние несколько недель, по моему мнению, есть ряд очевидных выводов, которые актуальны и для Франции, и для Украины. Во-первых, все надо делать вовремя, и желательно на опережение. Когда волна COVID-19 начала накрывать Европу, большинство европейских стран недооценили серьезность угрозы, что привело к катастрофическим последствиям. Во-вторых, когда на кону здоровье населения, нужно быть готовыми к внедрению жестких, не всегда политкорректных и отчасти непопулярных решений, а также понимать, как их правильно коммуницировать. В-третьих, финансирование и эффективная организация здравоохранения и исследовательской деятельности в этой сфере должны стать абсолютным приоритетом. Наконец, борьба с эпидемиями, подобными настоящей, требует совершенно другого качества концентрации и координации глобальных усилий.

Это если коротко. В общем, на мой взгляд, Украина должна учесть как положительный, так и отрицательный опыт Франции и других стран в противодействии эпидемии COVID-19. Прежде всего, следует положительно отметить организацию обсервации французских граждан, которые были эвакуированы из Китая и других стран, эффективную коммуникацию правительства с представителями местной власти и общественностью департаментов, в которых происходила обсервация. Безусловно, заслуживает внимания опыт страны в перевозке тяжелобольных пациентов из сложных регионов в менее пораженные эпидемией, для чего были задействованы авиационный и железнодорожный транспорт. Важным элементом противодействия COVID-19 было привлечение вооруженных сил страны, которые принимали участие в перевозках тяжелобольных пациентов и обеспечили в сжатые сроки строительство и начало работы военно-полевого госпиталя в г. Мюлуз (построен на паркинге местной больницы). Есть, конечно, и недостатки: просчеты в планировании запасов медицинских масок и другого критически важного медицинского оборудования. В частности, нехватка масок остро ощущается и сегодня, несмотря на существенное увеличение собственного производства и срочные закупки. Франция заказала около 2 млрд медицинских масок, преимущественно в КНР, но их производство и поставка требуют времени. В частности, сейчас в аптеках страны медицинские маски продаются только для медицинского персонала или по рецептам врачей в случае коронавирусной болезни или подозрения на нее. Еще один проблемный вопрос, который постепенно решается властями, - недостаточная способность государства в выявлении случаев заражения, прежде всего из-за нехватки тест-систем.

Очевиден и тот факт, что французам, как и украинцам и всему миру в целом, придется научиться жить в условиях сосуществования с COVID-19. Мы не можем оставаться дома бесконечно, ожидая вакцины или панацеи. И дело не только в катастрофических экономических последствиях, по поводу чего сейчас бьют тревогу мировые эксперты, столь резкая вынужденная смена привычного ритма жизни — это серьезное психологическое и моральное испытание, и о последствиях такого переворота сознания глобализованного человека, я уверен, еще много будет сказано.

Действительно, эпидемия коронавируса - это событие, которое ускоряет историю. Эпидемиологический кризис, вызванный COVID-19 приведет к важным, возможно, необратимым изменениям. Но то, какими будут эти изменения, зависит от нашей воли и способности преодолевать вызовы, не поступаясь демократическими принципами и ценностями.

Похоже, что посткризисный период потребует от нас дополнительных усилий и даже определенных жертв. Для успеха общего дела необходимо, чтобы на этот раз - в отличие от предыдущих этапов нашей истории - усилия делали все, а связанное с этим бремя распределялось равномерно, так, чтобы не усиливались старые и не возникали новые линии социальной напряженности.

Нас всех нас и на каждом в частности лежит ответственность выстроить новые модели солидарного сосуществования, на которых должен удержаться посткоронавирусный мир. Собственно, другого положительного выхода для человечества просто нет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать