Антикоррупционная экспертиза в Италии

Лучше всего преодолевать злоупотребление властью путем создания четких правил игры

Чтобы противодействовать коррупции в стране, не достаточно действовать полицейскими методами: ловить чиновников на взятках, отслеживать осуществление публичных закупок, следить за конфликтом интересов или проверять декларации. Это все нужно, однако этого не достаточно. 

Чтобы системно бороться с коррупцией, необходимо постоянно отслеживать принятие нормативно-правовых актов и подробно анализировать их содержание, то есть проводить антикоррупционную экспертизу проектов НПА. В Украине этим занимаются НАПК и общественные организации. 

Именно из-за коллизий и коррупциогенных факторов в законодательстве становятся возможными злоупотребление властью и коррупционные преступления представителей власти. А что об этом говорит международный опыт? Он говорит о том, что коррупцию лучше всего преодолевать путем создания четких правил игры. Именно из международных антикоррупционных конвенций и был имплементирован этот способ противодействия коррупции в украинское законодательство.

Можно выделить три способа осуществления антикоррупционного мониторинга и экспертизы: централизованный, децентрализующий и смешанный.

При централизованном способе законодательство и проекты НПА исследует отдельный специальный орган. Такой способ характерен для авторитарных стран, таких как Узбекистан.

При децентрализующем способе круг субъектов мониторинга ничем не ограничен и включает все заинтересованные организации. Такая форма характерна для Германии.

При смешанном предыдущие два способа объединены. Такая система характерна для Италии и Швеции.

Возьмем для примера Италию. Эта страна до сих пор считается одной из наиболее коррумпированных в Европе. Однако страна уверенно двигается в сторону уменьшения уровня коррупции. Многолетний опыт Италии в противодействии политической коррупции является ценным материалом для изучения, особенно в контексте украинских реформ.

Пример Италии красноречиво доказывает, что коррупция может процветать и распространяться в демократических режимах, разрушая демократические ценности. 

История итальянской коррупции достигает античных времен. Можно даже сказать, что коррупция как явление была зарождена еще в древних Риме и Греции. Более того, именно в те времена состоялись первые попытки теоретико-методологического осмысления коррупции, ее причин и методов противодействия. «Corrumpo» с латинского —  означает «влечь убытки», «загнивать». Этот термин встречается в древнеримских Дигестах императора Юстиниана (V в. н.э.), и в них идет речь о том, что «фундаментальное понятие коррупции вытекает из греческого законодательства». 

Согласно римскому праву коррупция госслужащего каралась смертной казнью, штрафом или понижением в статусе («гражданская деградация»). Позже было введено понятие «crimen pecuniarum reputundarum» — злоупотребление властью, осуществленное госслужащим для обогащения. Во времена Цицерона для рассмотрения таких дел существовал отдельный суд.

Широко распространенная политическая коррупция способствует росту популистских движений, которые усиливают протестные настроения итальянцев относительно правительства путем антивластной риторики. Как наилучшую иллюстрацию этого можно вспомнить партию «Движение 5 звезд» (итал. Movimento 5 Stelle, M5S), которая победила на последних выборах. В основе ее риторики были призывы прекратить толерирование коррупции, криминала и истеблишмента, переплетенных в итальянской политике. 

Крепкие связи между политикой и бизнесом, на почве которых развивалась организованная преступность, сформировались во второй половине ХХ в. Это превратило Италию в страну с одним из наибольших внешних долгов в Европе. 

Антикоррупционная стратегия в Италии предусматривает, в частности, «усиленный контроль  деятельности органов государственной власти», «разветвленную систему органов борьбы с коррупцией и четкое распределение функций между ними», «большую автономность судов и прокуратур» и «антикоррупционный мониторинг нормативно— правовых актов». 

В настоящее время Италия относится к государствам, которые успешно применили антикоррупционные мероприятия, на уровне с Грузией и Сингапуром. Итальянская система общественно-политических и юридических элементов считается одной из самых действенных и самых эффективных именно потому, что для выполнения этой задачи взаимодействуют государственные и общественные организации. 

Организация Transparency International ежегодно на основе независимых опросов определяет индекс восприятия коррупции (от 0 — максимальный уровень коррупции до 100 — ее полное отсутствие). За последние 10 лет индекс Италии медленно, но постоянно растет в позитивном направлении.

Не последнюю роль в этом сыграла и антикоррупционная экспертиза НПА.

Антикоррупционная экспертиза в Италии

Антикоррупционная экспертиза в Италии

Лучше всего преодолевать злоупотребление властью путем создания четких правил игры

Чтобы противодействовать коррупции в стране, не достаточно действовать полицейскими методами: ловить чиновников на взятках, отслеживать осуществление публичных закупок, следить за конфликтом интересов или проверять декларации. Это все нужно, однако этого не достаточно. 

Чтобы системно бороться с коррупцией, необходимо постоянно отслеживать принятие нормативно-правовых актов и подробно анализировать их содержание, то есть проводить антикоррупционную экспертизу проектов НПА. В Украине этим занимаются НАПК и общественные организации. 

Именно из-за коллизий и коррупциогенных факторов в законодательстве становятся возможными злоупотребление властью и коррупционные преступления представителей власти. А что об этом говорит международный опыт? Он говорит о том, что коррупцию лучше всего преодолевать путем создания четких правил игры. Именно из международных антикоррупционных конвенций и был имплементирован этот способ противодействия коррупции в украинское законодательство.

Можно выделить три способа осуществления антикоррупционного мониторинга и экспертизы: централизованный, децентрализующий и смешанный.

При централизованном способе законодательство и проекты НПА исследует отдельный специальный орган. Такой способ характерен для авторитарных стран, таких как Узбекистан.

При децентрализующем способе круг субъектов мониторинга ничем не ограничен и включает все заинтересованные организации. Такая форма характерна для Германии.

При смешанном предыдущие два способа объединены. Такая система характерна для Италии и Швеции.

Возьмем для примера Италию. Эта страна до сих пор считается одной из наиболее коррумпированных в Европе. Однако страна уверенно двигается в сторону уменьшения уровня коррупции. Многолетний опыт Италии в противодействии политической коррупции является ценным материалом для изучения, особенно в контексте украинских реформ.

Пример Италии красноречиво доказывает, что коррупция может процветать и распространяться в демократических режимах, разрушая демократические ценности. 

История итальянской коррупции достигает античных времен. Можно даже сказать, что коррупция как явление была зарождена еще в древних Риме и Греции. Более того, именно в те времена состоялись первые попытки теоретико-методологического осмысления коррупции, ее причин и методов противодействия. «Corrumpo» с латинского —  означает «влечь убытки», «загнивать». Этот термин встречается в древнеримских Дигестах императора Юстиниана (V в. н.э.), и в них идет речь о том, что «фундаментальное понятие коррупции вытекает из греческого законодательства». 

Согласно римскому праву коррупция госслужащего каралась смертной казнью, штрафом или понижением в статусе («гражданская деградация»). Позже было введено понятие «crimen pecuniarum reputundarum» — злоупотребление властью, осуществленное госслужащим для обогащения. Во времена Цицерона для рассмотрения таких дел существовал отдельный суд.

Широко распространенная политическая коррупция способствует росту популистских движений, которые усиливают протестные настроения итальянцев относительно правительства путем антивластной риторики. Как наилучшую иллюстрацию этого можно вспомнить партию «Движение 5 звезд» (итал. Movimento 5 Stelle, M5S), которая победила на последних выборах. В основе ее риторики были призывы прекратить толерирование коррупции, криминала и истеблишмента, переплетенных в итальянской политике. 

Крепкие связи между политикой и бизнесом, на почве которых развивалась организованная преступность, сформировались во второй половине ХХ в. Это превратило Италию в страну с одним из наибольших внешних долгов в Европе. 

Антикоррупционная стратегия в Италии предусматривает, в частности, «усиленный контроль  деятельности органов государственной власти», «разветвленную систему органов борьбы с коррупцией и четкое распределение функций между ними», «большую автономность судов и прокуратур» и «антикоррупционный мониторинг нормативно— правовых актов». 

В настоящее время Италия относится к государствам, которые успешно применили антикоррупционные мероприятия, на уровне с Грузией и Сингапуром. Итальянская система общественно-политических и юридических элементов считается одной из самых действенных и самых эффективных именно потому, что для выполнения этой задачи взаимодействуют государственные и общественные организации. 

Организация Transparency International ежегодно на основе независимых опросов определяет индекс восприятия коррупции (от 0 — максимальный уровень коррупции до 100 — ее полное отсутствие). За последние 10 лет индекс Италии медленно, но постоянно растет в позитивном направлении.

Не последнюю роль в этом сыграла и антикоррупционная экспертиза НПА.