Ралко и Ройтбурд

Львовская галерея искусств представит две масштабные выставки современного живописи

Ослабление карантина стопроцентно побуждает львовские музеи наверстывать упущенное из-за пандемии время актуальными и неординарными событиями. Ярким примером этого является Львовская галерея искусств, которая на следующей неделе, 28 и 29 июля, представит два колоссальных художественных показа. Речь идет о гостевых экспозициях - киевлянки Влады Ралко и одессита Александра Ройтбурда.

Выставка известной художницы новейшей эпохи Влады Ралко «Между своим и тем самым», куратором которой является заведующий отделом экспозиции ЛНГИ Андрей Рыбка, размещена сразу в трех локациях - в Дворце Лозинского (ул. Стефаника, 3), Дворце Потоцких (ул. Коперника, 15) и Музее Пинзеля (площадь Мытная, 2).

Анонсируя показ, его организаторы рассказывают, что позиция Влады Ралко в искусстве актуализирует сверхчувствительную фигуративную форму живописи, что говорит об изъянах коллективного сознания. Приезд проектов Влады Ралко в музейные учреждения Украины - особая миссия надоумить больное общество, что оно «защищается от действующего времени» (В.Р.)

«Выставка «Между своим и тем самым» - интимно направленный к каждой отдельной личности зрителя жест, который радикально отличается от шоу или демонстрации, - говорят в галерее. - Каждое ее произведение - это поиск прояснения очевидной для художницы связи интимного и политического, проявляющих себя гораздо раньше видимого события. Образы «угрожающего произвола», о которых художница начала кричать в своих работах еще с 2002 года, на сегодня уже «сделали густым» наш воздух. В экспозиции, а составлена ​​она из работ Ралко 2002 - 2020 гг., специально перемешаны картины, созданные между войной и пандемией, скомпонованные вроде комикса, где элементы, взятые из реальности, теряют с ней связь и образуют сплошное фантасмагорическое полотно безвременья: «Невидимая угроза болезни словно усилила давление бесконечной войны, создала удивительное катастрофическое равновесие ... на фоне последних событий с надругательством над телами украинских защитников на фронте особенно актуальны произведения художницы из цикла 2015 года «Анатомия» - о сходстве и спутанности бесстыдно искореженного «медицинского» тела для изучения и чувствительного человеческого, которое растерянно удивляется своей уязвимости».

Концепция проекта «Между своим и тем самым» по-своему обнажает факт «временного согласия», а скорее - «преступного сговора по установлению новой политической географии, которая в свою очередь оказывает неумолимое постоянное давление, как насилие, которое должно приобрести черты такой вездесущности, чтобы раствориться в общем правиле жизни».

В галерее рассказывают, что каталог к ​​большой, на трех локациях, выставке Влады Ралко «Между своим и тем самым» готов. Сама автор уже во Львове - выверяет пространство. Отмечают организаторы выставки Влады Ралко и то, что, к сожалению, в день открытия число присутствующих будет ограничено из-за карантинных предосторожностей. Но говорят, что на это не стоит обижаться, потому что показ продлится до 31 августа, и попасть на него смогут все. Было бы желание.

Насчет открытия выставки Александра Ройтбурда «Хроники чумного года», куратором которой является искусствовед Богдан Мисюга, то оно запланировано на 29 июля и состоится в Музее модернизма, позади Дворца Потоцких. Адрес такое же, как и у дворца, - ул. Коперника, 15.

Как рассказал «Дню» Богдан Мисюга, Александр Ройтбурд вошел в историю украинского современного искусства еще в конце 1980-х - как лидер среды «новой волны» в одесском искусстве. Основной лейтмотив его образных конструкций - медленное становление гражданского общества в Украине на протяжении трех десятилетий. Среди персонажей Ройтбурда - ветхозаветные пророки, «Шевченко-хасид», «Джоконда» и даже Сюзан Зонтаг. «Постмодернизм одесситов особенный, - считает искусствовед. - Ройтбурд, как и его предшественники, нонконформисты Маринюк, Басанец и Ствол, взял много от «южноукраинского декадентства», ловко избегая морализаторства и тривиальных тем».

«Глобальная пандемия - хорошее время для мерзавцев, и у Ройтбурда для них также есть свои сюжеты: со сценами реваншистских маршей и дворцовыми переворотами, - продолжает рассказ Богдан Мисюга. - Отстраненный взгляд художника на ситуацию карантина озвучивает сразу несколько актуальных месседжей: об общественном хаосе и глобальной человеческой алчности, при которых узаконенные защитные маски, другие средства индивидуальной защиты становятся лишь атрибутами большого маскарада».

Куратор выставки считает, что творчество Ройтбурда особенно интересно для настоящих интеллектуалов, и также отмечает, что художник имеет активную гражданскую позицию по «маргинализации культуры». «На фоне судебных процессов с рейдерством одесского музея в течение последнего года эта его выставка - настоящая эстетическая отдушина для ценителей современного искусства», - говорит Богдан Мисюга и приглашает на «Хроники чумного года», которые продлятся до конца календарного лета.