«МелоDия»

Так называется вечер-концерт, который станет бенефисом маэстро Владимира Гданьского

Владимир Иванович — знаковая личность в Национальном театре имени И. Франко, с коллективом которого он соединил свою судьбу еще с далекого 1966 года. Для него театр — это родной дом и семья. Он замечательный музыкант, дирижер, композитор и аранжировщик. 20 ноября на Камерной сцене франковцев состоится бенефис маэстро. В честь Гданьского будут петь его коллеги, драматические актеры. Будут звучать классические хиты, популярные композиции, романсы, эстрадные и народные песни в исполнении звезд сцены: Анатолия Гнатюка, Богдана Бенюка, Полины Лазовой, Анатолия Хостикоева, Натальи Ярошенко, Татьяны Михиной, Ларисы Руснак, Александра Печерицы и других.

 — Сегодня трудно представить наши спектакли без участия оркестра под руководством Гданьского.  Владимир Иванович со своими музыкантами участвовал в таких знаковых спектаклях, как «Энеида» по И. Котляревскому, «Крошка Цахес» по Э. Гофману, «Белая ворона» Г. Татарченко и Ю. Рыбчинского, «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову, «Эх, мушкетеры, мушкетеры» Е.Евтушенко, «Шельменко-денщик» Квитки-Основьяненко и др., — подчеркнула Наталия Пономаренко, заведующая литературно-драматической частью Театра им. И. Франко. — Маэстро не только дирижер, но и своеобразный неординарный интересный композитор, что проявилось в работах над спектаклями «Мартын Боруля» и «Хозяин» И. Карпенко-Карого, «По щучьему велению» М. Кропивницкого, «Буря» Шекспира. Сегодня Владимир Иванович Гданьский — дирижер, музыкальный руководитель спектаклей, которые являются одними из самых популярных в репертуаре театра: «Наталка Полтавка» И. Котляревского, «Разбитый кувшин» Г. фон Кляйста, «Великие комбинаторы» по И. Ильфу, Е. Петрову, «Несравненная» П. Квилтера.

Много лет Владимир Иванович активно совмещает работу в театре с педагогической деятельностью. Он преподает одну из самых сложных дисциплин «Музыка к спектаклям» на режиссерском курсе Киевского национального университета культуры и искусств.  Сейчас его ученики работают в разных театрах Украины.

Вечер станет своеобразным гимном сценическому искусству, ее величеству Музыке, и очень символично, что он носит название «МелоDия». Автором идеи выступил сын и ученик Владимира Ивановича — Сергей Гданьский (который продолжил творческую династию и сейчас выступает в Киевском квартете саксофонистов).

«КРЕСТНЫЙ» НА ФРАНКОВСКОЙ СЦЕНЕ

Анатолий ГНАТЮК, актер:

— Владимир Иванович не только мой давний друг, но и учитель и замечательный музыкант.  Можно сказать, что он стал моим «крестным» на франковской сцене. Это произошло много лет назад. Я — молодой актер, только пришел работать в Театр имени И. Франко, и так сложилась судьба, что старший коллега Богдан Бенюк поехал на съемки, а мне нужно было срочно ввестись на роль Кума в «Конотопской ведьме».  В этом спектакле мой герой должен был петь арию! В постановке вживую играл оркестр под руководством Гданьского. Я очень волновался, потому что роль Кума — мой актерский дебют в Театре им. И. Франко. Владимир Иванович посмотрел и сказал, чтобы я быстро выучил текст, а затем внимательно смотрел на его дирижерскую палочку. Маэстро провел со мной лично репетицию в классе, а перед спектаклем сделал еще одну общую актерскую репетицию, чтобы все участники действа повторили свои песни и арии. Гданьский сказал: «Не переживай, внимательно смотри когда я подниму, чтобы ты вступил. Это главное, а дальше оркестр за тобой пойдет, и мы тебя не бросим». У профессиональных музыкантов есть такая особенность — слышать певца и поддерживать вокалиста.

Владимир Иванович — высококлассный профессионал, а еще спокойный, взвешенный, мудрый, чувствительный и отзывчивый человек. Когда готовится музыкальный спектакль, то Гданьский много времени уделяет всем актерам, особенно молодежи — подсказывает, помогает. Он выступает, как тонкий психолог и всегда находит «ключик», как лучше раскрыть образ в музыкальном плане. Он внимательно относится к тому, как поют драматические актеры.  На репетициях у нас всегда позитивно, но он умеет добиться, чтобы все звучало идеально, как в оркестре, так и по вокалу. Он добрый, но требует четкого исполнения всего материала. Потому что спектакль должен быть качественным, и никакой халтуры не потерпит на сцене. Для него это важно.

Помню, как рождался спектакль «Романсы. Ностальгия». Действие происходило на железнодорожном вокзале, герои, ожидая поезд и горожане, которые специально приходят, чтобы пообщаться и посмотреть на проезжающий поезд. Драматическое действо тесно переплелось с музыкой — звучали самые популярные украинские романсы XX века, народные песни. На репетициях мы искали тональность, звук, и это было так увлекательно. И все это во многом стало возможным благодаря маэстро Гданьскому. Кстати, романсы Богдана Веселовского и песню «Заграй ми цигане» из этого спектакля я включил в свою сольную программу и часто исполняю на концертах.

С 2014 года, когда началась война Востоке, мы с Владимиром Ивановичем много ездим с разными программами, выступая перед бойцами. Он берет баян, и мы давали шефские концерты в госпиталях. Гданьский — патриот Украины и ни разу не отказался от встречи с нашими бойцами.  Он умеет поднять настроение раненым в госпитале, бойцам на полигоне, ветеранам. А еще он патриот Театра им. И. Франко — потому что это его дом и его семья!

«ОН ТОНКО ЧУВСТВУЕТ МУЗЫКАЛЬНУЮ ВОЛНУ, КОТОРАЯ ИДЕТ СО СЦЕНЫ»

Петр ИЛЬЧЕНКО, режиссер:

— Есть такое понятие, как служение театру — это кредо Владимира Гданьского. Он не просто любит театр, а живет им.  Он всегда готов работать не жалея ни времени, ни сил.  Благодаря его оригинальным произведениям как композитора, интересным аранжировкам спектакли становятся лучше. Владимир Иванович — классный музыкант. Он чувствует, как сделать мелодией так, чтобы спектакль приобрел другие интонации и музыкальные черты. То, что в Театре им. И. Франко он работает уже 54 года, говорит о том, что это любовь на всю жизнь! Музыкальную династию продолжает его сын, который является известным музыкантом (баритон-саксофон) в популярном коллективе — Киевском квартете саксофонистов Национальной филармонии Украины.

Владимир Иванович прежде всего именно театральный композитор и музыкант. Он тонко чувствует музыкальную волну, которая идет со сцены. В театре действо и музыка словно вплетены в спектакль. Маэстро умеет раскрыть вокальные данные драматических актеров. Гданьский имеет много талантов: замечательный исполнитель, дирижер, руководитель оркестра, композитор, человек творческий, — и дай Бог ему сил и здоровья еще много лет радовать слушателей интересными работами и мелодиями.