МЕНЮ

Мария Примаченко. Фантасмагории

Более 100 произведений, большинство из которых малоизвестны широкой общественности, представлены в Национальном музее украинского народного декоративного искусства

Проект «Мария Примаченко. Фантасмагории», посвященный 110-й годовщине со дня рождения гениальной художницы, можно увидеть в Национальном музее украинского народного декоративного искусства. О юбилейной экспозиции рассказала куратор проекта и научный сотрудник музея — Елена Шестакова, на протяжении 45 лет исследующая творческое наследие знаменитой художницы, аналогов которому нет ни в украинском, ни в мировом искусстве!

ВЫШИВАЛЬЩИЦА ИЗ БОЛОТНИ

Просматривая юбилейную выставку, можно не только любоваться, удивляться и очаровываться произведениями народной мастерицы из Полесья, но и проследить ее творческий путь с 1936 до 1988 года.

В далеком 1936-м будущая звезда народного искусства начала учиться и работать в экспериментальной мастерской (потом стала называться школой) при Киевском музее украинского искусства на территории Киево-Печерской лавры, куда попала по велению судьбы. Ведь талантливую вышивальщицу из села Болотня на Киевщине заприметила на базаре в Иванкове киевская художница Татьяна Флору, которая и пригласила ее переехать в столицу.

СВИНЬЯ КРАСАВИЦА. 1965. БУМАГА, ГУАШЬ

 

— Это был очень интересный период в жизни художницы, продолжавшийся несколько лет. Мастерские опекали лучшие художники Украины — Н. Рокицкий, А. Петрицкий, В. Касиян, М. Дерегус. Народным мастерам, собранным со всей Украины, давали краски, листы бумаги и возможность показать свою авторскую самобытность, корректно направляя ее, — рассказывает Елена Шестакова.

Экспозиция знакомит посетителей с первыми работами тогда еще неизвестной мастерицы из Полесья, с которых она начинала свое восхождение на Олимп высокого искусства и всемирного признания. Это небольшие по размеру акварельные произведения, на которых изображены «примаченковские» фантастические звери, птицы и цветы.

Сначала свои картины Мария Авксентьевна никак не называла. В соответствии с замыслом художница придумывала цвет своих персонажей — черный, синий, фиолетовый», — объясняет научный сротрудник музея. Поэтому и первые произведения носят соответствующее названия — «Черный зверь», «Коричневый зверь», «Красная обезьяна».

МИФЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Существуют много мифов относительно работ Марии Примаченко. Якобы художница никогда не видела зверей, которых рисовала. Но, во-первых, ее вдохновляла природа родного края, а во-вторых, она, очевидно, была в зоопарке и видела крокодила, обезьян, льва. Ведь во время киевского периода участники мастерской не только занимались творчеством, но и посещали столичные театры, заведения культуры.

Настоящий успех пришел к мастерице на Первой республиканской выставке народного искусства, состоявшейся в 1936 году сначала в Киеве, а потом в Москве, Санкт-Петербурге и Париже. На Международной выставке в Париже представили лучшие произведения украинских художников, среди которых были 10 работ Марии Примаченко. Сейчас они хранятся в Национальном музее декоративного искусства, а юбилейная выставка демонстрирует четыре из них.

С Киева не только начался творческий всплеск полесской мастерицы, но в столице произошли и счастливые изменения в ее личной жизни. После нескольких удачных операций она смогла ступать на обе ноги. Ведь в столицу Мария Авксентьевна приехала на костылях — еще с детства болела полиомиелитом.

МИЛЛИАРДЫ ЛЕТ ПРОШЛО, А ТАКИХ ОБЕЗЬЯН НЕ БЫЛО. 1977. БУМАГА, ГУАШЬ

 

В киевских мастерских она встретила своего земляка и будущего мужа — лейтенанта Василия Маринчука. В 1941 году родился их сын Федор, но знал ли об этом его отец, неизвестно, ведь в начале Второй мировой войны он погиб в боях.

ВПЕРВЫЕ ЛИСТАЕМ АЛЬБОМЫ

Рисунки Марии Примаченко военных лет, к сожалению, не сохранились. Но в конце 40-х годов она сделала несколько альбомов, два из которых можно увидеть на юбилейной выставке (в одном — 39, во втором — 40 рисунков). Впервые зрители получили уникальную возможность «полистать» эти альбомы с помощью слайд-шоу.

К полнокровной творческой работе художница вернулась лишь в 1959 году. В это время кроме фантастических существ с собственными именами — «Носороб-гадина», «Болотное пресмыкающееся», «Вурдалака круторогий», художница начинает создавать многофигурные композиции, обращается к сказочным темам.

— Работы в этот период меняют масштаб — они нарисованы на крупных листах гуашью, их цвет становится интенсивным. Автор сочетает такие цвета, которые профессиональные художники не стали бы сочетать. Но она настолько чувствует нюансы цвета, что в работах они всегда согласованы и уместны, — рассказывает куратор выставки. — Часто «примаченковские» звери расписаны звездочками, кружочками, крапинками. Когда разглядываешь такую работу, становится понятно, насколько мастерица владеет народным ощущением ритма. Очень часто это идет от вышивки. Ведь она выросла на традициях народного искусства. Отец Марии был плотником, а мама прекрасно вышивала.

ПРЕЗИДЕНТУ АМЕРИКИ

Интересная особенность произведений народной мастерицы, написанных в 1970—1980 годах, — это объяснения, навеяные произведениями, поговорки, посвящения, написанные на обороте. Например, «Миліарди літ прогуло, а таких мавп не було», «Цей звір свариться, а його ніхто не боїться». Многие посвящения написаны врачам, шахтерам, космонавтам с искренними пожеланиями здоровья и добра.

— Некоторые из них можно прочесть на отдельных выставочных планшетах. Интересно, в частности, обращение к президенту Америки, которое начинается словами: «Пане Рейгане на цю картину подивись», а заканчивается призывом: «З нами помирись, щоб на всій землі був мир». И действительно, страшный зверь, олицетворяющий атомную войну, в исполнении Марии Примаченко вызывает настоящий ужас. «Она не жила вне времени и не была оторвана от жизни страны и целого мира, — отмечает Елена Шестакова.

ПТИЦЫ НА ЦВЕТКЕ. 1936—1937. БУМАГА, АКВАРЕЛЬ, ТУШЬ

 

И хотя сегодня на выставке иногда встречаются посетители, которые могут бросить фразу наподобие «Ой, и я так могу», считая картины Марии Примаченко простыми и детскими, мир восторгается ее произведениями как серьезными и философскими. «А от детского рисунка у нее разве что мировосприятие», — замечает пани Елена.

Это подтверждают многочисленные выставки работ гениальной украинки, которые в разные годы проходили во Франции, Японии, США и нынешние юбилейные мероприятия в Днипре и финском городе Турку, где картины Марии Примаченко увидели почти 34 тысячи посетителей.

Напомним, Мария Авксентьевна — один из первых народных мастеров, ставших лауреатом Премии имени Тараса Шевченко за серию работ «Людям на радость» (1966 г.). Она много работала до последних дней своей жизни. Коллекция из 650 ее произведений — это гордость Национального музея украинского народного декоративного искусства, который много сделал для того, чтобы украинцы гордились творчеством великой соотечественницы, а ее картины были известны во всем мире.

Выставка «Мария Примаченко. Фантасмагории» продлится до 25 марта.

Марина МАРЧЕНКО. ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО, «День»