МЕНЮ

Cакральное «явление» — венец собора

В Национальном художественном музее представили достопримечательности Братского монастыря — уникальная выставка, которая готовилась пять лет!

В свете последних событий в религиозной жизни нашей страны, когда все с нетерпением ждут окончательной передачи Томоса единой Украинской православной церкви 6 января, открытие проекта «Явление. Памятники Братского монастыря» в Национальном художественном музее Украины кажется почти пророческим. Подзаглавие выставки —  «Возвращение твоей истории» —  затрагивает умалчивавшиеся в течение 80 лет и теперь болезненные вопросы украинской идентичности, истории и даже субъектности.

Заведующая отделом древнего искусства НХМУ Галина Беликова работала над подготовкой проекта более пяти лет! Из названия выставки очевидны ее главные акценты —  это уцелевшие в водовороте репрессий и уничтожения артефакты и уникальные художественные произведения времен раннего «мазепинского» барокко из Братского Богоявленского монастыря на Подоле, который был основан в 1615-м году и уничтожен в 1935 году. Долгое время центральные произведения проекта считались утраченными и впервые встретятся со зрителем с момента уничтожения собора. Сакральные богослужебные реликвии Братского монастыря —  иконы, ризы, рака, Евангелия, кресты —  имеют еще и мемориальную ценность как предметы, связанные с выдающимися историческими деятелями. Особый художественный и исторический интерес представляют ценные кресты, подаренные Братскому монастырю Константинопольским патриархом Феофаном, гетманом Петром Сагайдачным и митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси Петром Могилой.


КОПИИ C ИКОНЫ БОГОМАТЕРЬ БРАТСКАЯ

Братства были чрезвычайно интересным явлением в нашей истории. По сути своей это независимые, всесословные, общенациональные организации, создававшиеся на рубеже XVI—XVII веков для единения как в борьбе против притеснений православной веры, так и для всестороннего развития нации. Преодоление кризиса в православной церкви происходило, в том числе, путем контроля над деятельностью иерархов, содержания храмов и  клира, создания общедоступных школ и типографий. То есть сознательные граждане объединялись, чтобы менять положение к лучшему.

Киевское братство, а следовательно, и принадлежавший ему Братский монастырь, занимали исключительное место в церковной и политической жизни центральноукраинских земель. Многие имена, вписанные в историю нашего государства, связаны с ними. Так, в 1620 году гетман Петр Сагайдачный вступил в братство вместе со всем войском Запорожским. Меценатка Елизавета Гулевич (Галшка Гулевичивна) передала в дар монастырю участок земли с постройками на Подоле, где он и разместился. Неоценима роль Братского монастыря и в культурной истории Украины. На основе Киевской, находившейся в выделенных монастырю помещениях на Подоле, и Лаврской братских школ усилиями митрополита Петра Могилы была создана вторая (после Острожской) и долгое время единственная в украинских землях высшая школа —  Киево-Могилянская академия. Своей Меценатской деятельностью гетман Иван Мазепа поддерживал и Братский монастырь, и академию, где до сих пор функционирует Староакадемичний или Мазепинский корпус.


КНИГА АКАФИСТОВ, 1699 Г.

Эта выставка не случайно проходит в Национальном художественном музее Украины —  именно здесь, в результате перипетий музейной жизни Киева, оказалась в послевоенное время эта весомая (в контексте искусства и истории) группа реликвий. В процессе подготовки выставки выяснилось, что в 1934 году, накануне снесения Богоявленского собора иконы передали во Всеукраинский музейный городок на территории Киево-Печерской лавры, а в конце 1930-х годов или во время Второй мировой войны при неизвестных обстоятельствах они попали в музей. Иконы были обозначены в музейных книгах учета как произведения неизвестного происхождения и до начала 2000-х годов сохранялись нераспознанными. После идентификации их как памятников Братского монастыря в 1999—2009 годах наступил этап реставрации и исследования, и теперь музей впервые представляет их на всеобщее обозрение.

Первое, что поражает посетителя выставки, —  это новейший подход к представлению экспонатов. Инновационный дизайн экспозиции осуществил известный современный художник Иван Свитличный, лауреат премии Казимира Малевича 2018 г. С помощью технологий новых медиа художник делает виртуальную реконструкцию цикла движения солнца в отдельных частях храма. Безусловно, музей осуществил беспрецедентный случай представления искусства украинского барокко с помощью современных технологий: принцип расположения экспонатов, цветовое оформление залов и работа с освещением от компании «Queensland»  поразят даже прихотливого зрителя.


БОГОМАТЕРЬ БРАТСКАЯ. XVII—XVIII ВВ. (1692—1704). ОТДЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ЖИВОПИСИ ОБНОВЛЕНЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. (1891). ПОД ВИДИМЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ СУЩЕСТВУЕТ ТЕМПЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ (КОНЦА 1640-Х —1651 ГГ. ). ДЕРЕВО, ЛЕВКАС, РИТУВАНИЕ В ЛЕВКАСЕ, МАСЛО, ЗОЛОЧЕНИЕ

Кроме того, отметим чрезвычайно высокий уровень научной проработки выставки куратором Галиной Беликовой. Как указано в официальном пресс-релизе музея, кроме прочего, в процессе подготовки проекта музейным специалистам удалось точно атрибутировать ряд золотарных и граверных произведений, в частности определено авторство вроцлавского мастера Готтфрида Хайнтце и киевских мастеров Матвея Наруновича и Ивана Винниковского. В проекте представлены произведения Федора Левицкого, киевских граверов Иллариона Мигуры, Ивана Щирского, Степана Савицкого.

На выставке можно увидеть пять уцелевших барочных икон из Братского монастыря. Написанные в конце XVII в., они представляют тогдашнюю киевскую школу иконописи, одну из сильнейших в Восточной Европе. С открытием и восстановлением икон Братского монастыря исследователи получили подтверждение высокого художественного качества киевской иконописной школы.

Изюминка выставки — «Богоматерь Братская», чудотворная икона конца XVII века, которая стала культовой из-за ее особой функции —  защиты православной веры. На выставке экспонируется оригинальная икона и оклад к ней, отреставрированные художницами-реставраторами НХМУ, а также многочисленные списки из реликвий.

Еще одна достопримечательность —  образ Святого Николая —  одна из уцелевших икон из пятиярусного барочного иконостаса, сделанного по заказу Ивана Мазепы для Богоявленского собора. Особая ценность этого памятника в том, что изначальная живопись сохранилась полностью, без изменений и переписываний, что большая редкость. Это дает возможность составить самое полное представление о высоком художественном уровне киевской живописи того времени.

В рамках проекта «Явление. Достопримечательности Братского монастыря» запланирована чрезвычайно насыщенная параллельная программа: специальные лекции, кураторские экскурсии, встречи с ведущими исследователями и многое другое. Следить за анонсами событий можно на сайте НХМУ facebook.com/namu.museum.

Надежда ПАВЛИЧЕНКО, искусствовед. Фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»