Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Общая история»?

Контроль прошлого во имя власти над будущим
20 января, 11:57

Президент России Путин уже продолжительное время выступает с заявлениями по поводу «неправильного» понимания украинцами собственной истории. Более того: никаких украинцев как отдельного народа, по мнению Путина, не существует, а Украина – это выдумка Ленина и партии большевиков. А история малороссов – это часть истории Российского государства, это «общая история». В свою очередь, едва ли не главной основой для своего грубого вмешательства в чисто внутренние дела соседнего государства нацлидер России считает наличие той «общей истории».

При этом никакого научно корректного разъяснения содержания понятия «общая» по отношению к истории Путин, его окружение, а также весь сонм кремлевских историков, аналитиков и политиков не дают. Понятным является только политический месседж: украинцы не имеют права самостоятельно оценивать события своего прошлого, потому что это прошлое им не принадлежит, по крайней мере не только им принадлежит. Оно и понятно: ведь украинцы, мол, не самостоятельный народ, они – только ветвь великого российского народа. То есть украинцы якобы владеют собственной историей, так сказать, на «паях» еще с кем-то, и каждый раз, высказываясь по этому поводу, должны спрашивать согласия совладельцев. А каждое утверждение в учебниках украинской истории следует согласовывать с теми, кто тоже на историю, называемую «общей», претендует. Такие «соглашательские» тенденции в украинском истеблишменте в свое время уже существовали – во времена премьерства и президентства Виктора Януковича и возглавления гуманитарно-образовательной сферы известной персоной, которая после 2014 проживает то ли в России, то ли в одной средиземноморской стране. К счастью, тенденции эти практически исчезли после Революции Достоинства, однако неизвестно, не попытается ли кто-нибудь из «политических клоунов» их реанимировать.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что «общая история» – понятие чрезвычайно широкое и вследствие этого теряющее какое-либо прагматичное значение. Почти все народы Западной Европы многие столетия находились сначала в составе Римской империи, а затем – так называемой Священной Римской империи германской нации. Но почему-то на этом основании столица сегодняшней Италии не диктует испанцам и французам, как им излагать обстоятельства собственного прошлого. Чехия многие столетия находилась в составе Австрийской империи, но ныне не слышно окриков из Вены на предмет трактовки чехами их жизни под скипетром австрийских монархов и т.д.

Британия до 1947 г. имела «общую» историю с Индией, а Франция до начала 60-х годов ХХ ст. – с Алжиром. Но ни Великобритания, ни Франция не диктуют бывшим колониям, как им понимать свою историю. Возможно, потому, что не планируют возвращать их под свое управление? Москва тоже имела «общую» (очень даже общую!) историю с Венгрией в 1956 г. и с Чехословакией в 1968-м… Может, и в этих странах что-то неправильно толкуют и нужно их поправить с высокого сооружения на Смоленской площади?

И если уж «общая история» дает право России поучать Украину, то, возможно, эта же «общая история» дает аналогичное право Украине? Вот, например, в свое время по «величайшему распоряжению» в Москве произошло перезахоронение праха злейшего врага Советской власти, яростного имперского шовиниста генерала Антона Деникина. В нынешней Российской Федерации он является героем. А Украину спросили? Деникин ведь залил кровью юг Украины, что и вызвало массовое народное восстание под руководством Нестора Махно. А деникинский генерал Слащев заставил виселицами весь Крым. Но ничего, Россия со своей историей, которая в подобных ситуациях вдруг перестает быть общей с кем-либо, разбирается сама, никого не спрашивая и никого не слушая. Кроме Деникина, не менее торжественно, с государственной помпой был перезахоронен прах реакционного философа Ивана Ильина, которого даже его товарищ по белой эмиграции Роман Гуль упрекал в подхалимстве перед Адольфом Гитлером и пещерном антисемитизме. Здесь тоже обошлись без чужих мнений и советов. А Владимир Путин за свой второй президентский срок лично открывал на здании ФСБ на Лубянке мемориальную доску в честь Ю.В.Андропова, того самого Андропова, который создавал психиатрические застенки для диссидентов и во время председательства которого в КГБ происходили жестокие погромы украинской интеллигенции. Разумеется, здесь тоже обошлись без Украин и Эстоний.

Впрочем, здесь все понятно. Пропагандистское клише «общей истории» необходимо Кремлю для того, чтобы подорвать изнутри способность украинцев к сопротивлению, самостоятельному определению своей судьбы, к гордости за свою страну. Мол, если хотите чем-нибудь гордиться и иметь какие-то ориентиры в современном мире – руководствуйтесь парадигмами «общей истории» Российской империи, и все будет хорошо. Куда посылать тех, кто требует этого от украинцев – тоже понятно. Вот только не совсем понятно, что делать с уважаемыми историками – не московскими, а львовскими и киевскими, которые призывают «преодолеть историю» или ввести «историческую амнезию», мол, внимание к своей истории очень вредит украинцам. А это фактически означает открыть все возможности для Кремля и его «интеллектуальных холуев» беспрепятственно подогнать Украину под копыл «общей истории»…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать