Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Парадоксы эстетики

Вышел в свет роман Игоря Астапенко «Чаполоч»
19 сентября, 16:36

В издательстве «Видавництво Анетти Антоненко» недавно вышел из печати прозаический дебют Игоря Астапенко — автора, ранее известного как талантливого молодого украинского поэта («День», кстати, недавно писал о его новом поэтическом сборнике). В этот раз Астапенко представил любителям современной украинской литературы свой роман под названием «Чаполоч».

НАША ПРОВИНЦИЯ КАЖДЫЙ РАЗ БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСУЕТ УКРАИНСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ

Случалось наблюдать, что название этой книжки понятно далеко не всем читателям, следовательно, логично будет начать разговор о романе с объяснения именно этого момента. Итак, чаполоч — это растение, из которого готовят настойку, более известную под названием «зубровка». Эта настойка постоянно появляется на страницах романа, персонажи с удовольствием пьют ее, а главный герой регулярно занимается ее производством — это основной, по-видимому, его творческий акт, и манифестация символической, «тотемной» связи с зубрами.

Действие «Чаполочи» происходит в скромном и тихом райцентре центральной Украины. В этот городок прибивается главный герой — Евгений Горко. Его прошлое темное, занятия ненадежные. Собственно, он преимущественно готовит или пьет чаполоч, читает, гуляет, пишет и устраивает себе достаточно жестокие и грубые эротические приключения, которые делают его популярным среди определенной части соседок, уставших от малоэмоциональной провинциальной жизни. Но со временем читателям выпадет случай постепенно снять покров тайны с подробностей прошлого и настоящего Евгения Горко. И вряд ли эти подробности очень понравятся — потому что детство и юность между базаром, школой и пьяной матерью с ее еще более пьяными каждый раз новыми кавалерами вряд ли были насыщены чем-то веселым... В конечном итоге в определенный момент роман превращается в почти детективный, оставаясь при этом психологически достаточно тяжелым.

Один из весомых мотивов романа Игоря Астапенко — пустота и безвыходное положение механической, примитивной жизни широких масс украинского общества в условиях нашей провинции. Здесь стоит отметить, что эта тема сегодня стала чрезвычайно актуальной именно среди молодых писателей (могу судить как по прочитанным книжным новинкам, так и по материалам, которые присылают, например, на литературные конкурсы). Наша провинция каждый раз больше интересует украинскую литературу. Возможно, дело в углублении осознания проблем провинции, а может — в катастрофическом усугублении самих этих проблем...

СОЧЕТАНИЕ ЯРКОГО ЭСТЕТСТВА, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ТРАГИЗМА С СОЦИАЛЬНЫМ АСПЕКТОМ

Но вернемся к Астапенко. Прозаик-дебютант сумел подойти к проблемам житейского безвыходного положения с нестандартной стороны. Характерно, что не с ожидаемой, обличительно реалистичной, а с эстетской. Маленькие и большие драмы и трагедии разворачиваются в «Чаполочи» в пространстве многочисленных и изобретательных метафор, постоянной игры речью, ее регистрами, созвучиями, виртуозным описанием пейзажей, местности и людей; эта проза существует в ритме, который иногда приобретает признаки поэтического. Поэзия как таковая здесь, кстати, тоже присутствует — в виде огромного количества и прямых поэтических цитат, и намеков на определенные стихотворения, которые читатели могут отгадывать-отыскивать, а могут просто подвергнуться их течению. Даже фамилия главного героя, Горко, со временем здесь начинает рифмоваться с фамилией человека из совсем другого мира — испанского поэта Лорки. Поэзия, следовательно, становится уже не только материалом для эстетических занятных штучек и не только такой себе универсальной силой. Евгений Горко — человек жестокий и скептический, неожиданно оказывается искренне увлеченным любителем поэзии, и достаточно сложной, а также выражает собственный талант к письму. Таким образом, и жизнь его могла бы быть заполненной не только настойкой, стебом, переживаниями ужасов прошлого.

Сочетание яркого, на грани герметизма, эстетства, экзистенциального трагизма с социальным аспектом является, вероятно, главной характеристикой романа «Чаполоч». Такое переплетение — убийственный контраргумент для тех, кто считает эстетское, орнаментальное, формалистическое письмо явлением в основе своей «несерьезным», «нежизненным», исключительно развлекательным. Густой, самобытный и изобретательный стиль написания «Чаполочи» не анонсирует Игоря Астапенко как перспективного прозаика, но уже показывает его интересным, оригинальным писателем, достойным самого пристального внимания.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать