Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Импульсы движения

В Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко Ольга Петрова представила свою новую книжку «Мистецький Київ 1990-х. Реконструкція»
27 ноября, 10:29
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ОЛЬГИ ПЕТРОВОЙ

Известная художница и искусствовед Ольга ПЕТРОВА написала публицистическую хронику художественного процесса в Киеве (конец 1980-х—1990-е) за период получения Украиной независимости и в первое десятилетие спустя. Это не сухой перечень фактов или событий. Ольга Николаевна описывает в первую очередь свой опыт — как непосредственного свидетеля и участника, и по ее же признанию, выступает в трех ипостасях: активного художника, наблюдателя и критика. На презентации не раз звучало, какую смелость и искренность нужно иметь, чтобы писать о тех, кто еще живет и работает. Автор отмечает: «Книга посвящена безоговорочной силе Свободы в чарах ее беспочвенности».

Издание, по сути, является продолжением книги «Мгновенности частной жизни» (Stedley Art Foundation, 2016), в которой была изложена история становления личности О. Петровой с рождения (в 1942 году) до времени ужасной Чернобыльской катастрофы. Доктор искусствоведения Леся Смирная, которая была рецензентом «Реконструкции», предрекла большой успех этой книге, ведь «Мгновенность» уже стала своеобразной городской легендой. Поскольку тираж был небольшой, книги мгновенно раскупили, поэтому ими, как в старые дефицитные времена, делились и передавали из рук в руки. Иногда «глотали» за одну ночь, чтобы утром вручить следующему читателю.

Ольга Петрова бескомпромиссна как с собой, так и со своим творчеством: она откровенна и абсолютно честна как на полотне, так и на бумаге. Именно поэтому ее книги интересны не только профессиональной художественной аудитории, но и всем, кто хочет погрузиться в атмосферу того периода, проследить изменение и становление личностей, что происходило в не самые спокойные времена. Автор показывает наглядно путь художников Киева к свободе самого проявления, к артистическому субъективизму в овладении ими творческих принципов модернизма и постмодернизма. Без всякой идеализации показаны как позитивы, так и эгоцентризм художников в их амбициозной состязательности.

Издание, как и предыдущее, увидело мир благодаря усилиям известной меценатки пани Стеллы Беньяминовой, основательницы Stedley Art Foundation. Для рождения книги она не жалела своей любви и поддержки. Ольга Николаевна отдельно отметила: «Благодаря жаждущему интересу к художественным событиям 1990-х годов пани Стелла инспирировала идею и тему исследования. Без ее желания полностью овладеть информацией, у автора текста не было бы оснований браться за реконструкцию проблемного и насыщенного контрастами периода в жизни и в художественном процессе Киева».

Книга, безусловно, будет интересна историкам искусства. Петрова не просто реконструирует масштабную панораму художественного бытия 1990-х, там в хронологической последовательности раскрыта история зарождения свободного  художественного рынка, развитие галерейного движения. Как профессионал Ольга Николаевна прослеживает кардинальные изменения в выставочных стратегиях музеев и галерей, в кураторских проектах и на международных выставках. С горькой иронией пишет о безразличии государственных институций относительно судьбы нового поколения художников.

Презентация книги «Художественный Киев 1990-х. Реконструкция» превратилась в настоящий праздник. С развернутым анализом выступил профессор В. Личковах, один из первых исследователей украинского постмодернизма. Выступали галеристы и художники, чьи имена читатель не раз встретит на страницах книги. «Ольга Петрова из самых ярких персон украинского искусства и искусствоведения. Строптивая книга, но точно не нудная», — отметил куратор и арт-критик Константин Дорошенко.

Известный литературный критик и общественный деятель Иван Дзюба отозвался в рецензии так: «Ольга Петрова вполне правильно отошла от стереотипного представления о 1970—1980-х годах как годах полного «застоя». Да, это были годы политического и экономического застоя и упадка, но в литературе и искусстве происходила глубокая подрывная работа «крота истории». ...Отсевать зерно от половы — это ее принцип. И ее практика. В этом оздоровительный дух ее деятельности. Он, этот оздоровительный дух, и в книжке «Мистецький Київ 1990-х. Реконструкція». А в реконструкции — импульсы движения».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать