Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Тоска по другой России

Размышления немецкого историка по поводу 25-летия распада СССР
19 декабря, 17:42

Когда 25 лет тому назад развалился Советский Союз, после десятилетий террора и несвободы перед людьми открылись все возможности. Что не сработало? Размышления симпатика.

Дорогие друзья в России!

В этот день 25 лет тому назад Борис Ельцин, первый избранный народом президент вашей страны, своей подписью под документом нанес смертельный удар расшатанному Советскому Союзу.

Государство, созданное во имя безумной идеологии, что огнем и мечом расширяло свои границы, которое убило миллионы собственных граждан, россиян и нероссиян, и еще больше нанесло страданий и надругалось на ними, это государство развалилось на части без единого выстрела. Чудо.

Есть такие люди, как Владимир Путин, которые выросли при старом режиме и являются уже неотъемлемой его частью, которые тогдашние события в настоящее время считают несчастьем.

Развал СССР был счастьем

Я хочу высказать другое мнение в противовес: распад Советского Союза был наибольшим геополитическим счастьем ХХ века. Теперь, повторяя слова Вилли Брандта, развалилось то, что и не было единым целым.

Подобно тому, как должны были объединиться немцы, чтобы, словно единое целое, свободно идти своим путем, так эстонцы и киргизы, россияне и грузины, украинцы и узбеки должны были отделиться от все более заклейменного давлением, бедностью, изоляцией и отсталостью сообщества, чтобы самостоятельно идти своим путем.

Чтобы однажды – и не имеетникакого значения, будут ли они в конце концов довольны своими результатами, или нет – иметь возможность сказать вместе с Фрэнком Синатрой: «I did it my way». (Я сделал это по-своему).

Наилучший вариант – сконструировать свою жизнь по-своему и дать на это право также своим соседям. Этот базовый принцип, который якобы происходит из Баварии, красноречиво передают слова «жить и давать жить другим». К сожалению, эта максима нашла свой дом в России лишь на короткое время.

25 лет тому назад были еще те времена. В начале 1991-го подразделения специального назначения ездили на своих танках вокруг Литвы и Латвии и пытались окружить и взять под контроль правительственные здания и телевизионные башни. Кто отдавал приказы, так и не выяснили (Горбачев, как недавно можно было прочитать, был больше в этом задействован, чем он хотел бы показать на то время).

Тогда россияне вышли на улицы

Понятно было лишь то, кто против: не только литовцы и латвийцы демонстрировали свой протест. Нет, сотни и тысячи россиян вышли на улицы Москвы и Ленинграда (в настоящее время – опять Санкт-Петербург), чтобы сказать: «Не от нашего имени!»

Тогда я радовался и гордился тем, что у меня есть русские друзья; я с достоинством носил в Германии зимнее пальто, сшитое в России. Возможно, в тот момент я сам хотел быть россиянином. Еще накануне я начал изучать славистику.

Период немецкого воссоединения я провел на практике в благосклонном к реформам еженедельнике «Московские новости» в России. Его немецкоязычную версию «Moskau News», благодаря содействию графини Марион Денгоф из газеты «Die Zeit», можно было приобрести в каждом киоске на вокзале в этой стране. Он рекламировался для читателей с высказыванием «Будь сегодня россиянином».

Как немец в России

Итак, это было 25 лет тому назад. Человек из Германии приезжал в Россию и его принимали душевно, а иногда даже с большим (и очень конкретным) ожиданием. Вторая мировая война, в которой наши деды стреляли друг в друга, парадоксально, казалась нам более объединяющей, чем разделяющей: это было большое общее горе.

Однако что шокировало некоторых немцев, это то, что россияне рассказывали о «достижениях» Советского Союза у себя дома. Некоторые истории часто заканчивались возгласом: «Гитлер убивал иностранцев, это очень плохо, но у нас уничтожали своих!»

Что мы, внуки вермахта, должны были отвечать? Был ли наш Гитлер немного лучше вашего Сталина? Некоторые из этих разговоров заканчивались неудобным молчанием.

Ужас советских преступлений, о которых мы вдруг могли прочитать в каждой российской газете, был написан на нашем лице. Кроме этого возмущения и болезненной чувствительности к ужасной несправедливости, нас, путешествующих по России, поразили и другие дела.

Что является типично российским

Великие писатели изобразили эти «типично русские» черты в своих романах, в конце концов, как и Александр Солженицын, в одном эссе: «Наша открытость, прямодушие, повышенная простоватость, естественная непринужденность, уживчивость, доверчивое смирение с судьбой, долготерпение, долговыносливость, непогоня за внешним успехом, готовность к самоосуждению, к раскаянию, скромность в совершении подвига, сострадательность и великодушие».

Но это было 25 лет тому назад. Россия оказалась перед «ничем» – или перед новым началом. Взбудораженное российское общество, государство, церковь, медиа и школы столкнулись с вопросом, какие ценности, какие особенности они должны передавать людям. Это могли бы быть те ценности, которые писатель в процитированном эссе описал и идеализировал («Русский вопрос» к концу XX века).

Впрочем, то, что можно наблюдать в течение последнего десятилетия в России, больше всего напоминает развитие в начале Советского Союза. После описания хороших российских черт, Солженицын продолжает: «Большевики издёргали, искрутили и изожгли наш характер — более всего выжигали сострадательность, готовность помогать другим, чувство братства, а в чём динамизировали — то в плохом и жестоком, однако не восполнив наш национальный жизненный порок: малую способность к самодеятельности и самоорганизации, вместо нас всё это направляли комиссары».

 Самокритичный патриотизм как модель

Он был действительно выдающимся интерпретатором своей страны, этот Солженицын, который в 1994 году вернулся в Москву из американского экзила, поэтапно путешествуя поездом через Сибирь. Нобелевский лауреат был значительно масштабнее, чем моралист и «православный аятолла», которых западные наблюдатели хотели в нем видеть.

Некоторые видят в нем одного из наибольших русских писателей ХХ века. В любом случае у него было и есть что сказать по существу России: его призыв к самокритичному патриотизму актуален вне времени.

Его предостережение перед бессмысленным, расточающим мизерные силы страны экспансионизмом и империализмом во времена Путина гнетуще актуально. Распад Советского Союза он считал неминуемым.

Невзирая на то, что автор хотел бы увидеть тройной альянс Россия-Украина-Беларусь, он в то же время четко говорит: «Конечно, никто бы не отважился силой остановить отделение украинского народа».

Письмо Солженицына в Кремль

Уже должно быть понятно, что для собственной страны является наиболее важным. «Потребность внутреннего развития для нас как народа несравненно более важна, чем потребность внешнего развертывания власти», – писал Солженицын в 1973 году в своем знаменитом «Открытом письме к советскому руководству», тогда еще проживая в качестве врага народа в России. «Цели великой империи и моральное здоровье нации являются несовместимыми».

В настоящее время российские солдаты бомбардируют Сирию, и российские танки передвигаются – якобы без приказа сверху, как когда-то в Прибалтике – на востоке Украины.

Сегодня человек из сердца тьмы, из советской тайной полиции, стоит во главе российского государства и делает вид набожного защитника христианского мира. Мир между тем наблюдает, по словам Солженицына, за внешним развертыванием власти, совершенным с предельной жестокостью в сочетании с традиционной советской лживостью.

Пламенная речь Ельцина

Впрочем, как раз нынешняя годовщина дает нам также повод думать о другой России. Борис Ельцин, ваш герой в великую эпоху перемен, мог сделать что-то неправильно; в сложном положении своей страны, любой совершил бы ошибку. Но кое-что он действительно сделал хорошо.

Когда советские танки ехали через Литву, Ельцин произнес пламенную речь, которая стоит в одном списке с ключевыми выступлениями Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга. Послание этого малоизвестного за рубежом выступления было, по воспоминаниям очевидца Томаса Венцловы, таким:

 «Российский солдат! Ты должен сегодня стрелять в литовцев. После ты вернешься домой к своей девушке и скажешь: «Вот, мы дали этим литовцам!». А твоя девушка ответит: «И что? Стали ли мы от этого более свободными? Нет! Стали ли мы от этого более богатыми? Нет!» И твоя девушка будет права. Поэтому, советский солдат, выбрось «калашников» из рук».

Die Welt, 7 декабря 2016 года, публикуется с разрешения автора. С немецкого перевела Олеся ЯРЕМЧУК.

Герхард ГНАУК – историк, политолог и журналист, который специализируется на Восточной Европе, многолетний корреспондент газеты «Die Welt» в Варшаве

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать