Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Праздник с особым настроением

Сегодня, 15 февраля, - Сретение Господне
15 февраля, 12:36

Это одно из самых больших христианских праздников – встречи со святым человеком, а отмечают его на 40-й день после Рождества.

Не стану рассказывать историю Сретения – намного лучше меня это сделает заведующий отделом древнего украинского искусства Национального музея во Львове им. Андрея Шептицкого – Мария Гелитович, повествуя об уникальных иконах, имеющихся в постоянном показе в НМЛ.

Первой ученый показывает икону «Рождество Христово» XVI века из села Трушевичи (Старосамборский район): «Икона уникальна тем, что на обрамлении есть клейма (сценки) из Жития Богородицы и Иисуса Христа, особенно – из периода Его детства. Интересно, что у нас есть здесь и Сретение, и обрезание, и побег из Иерусалима. Аж три сценки! А сам сюжет Сретения описан только в одном Евангелии – от Луки (вторая глава), где Лука пишет о том, что на сороковой день родители принесли Иисуса Христа в храм. Был обычай, что первый мальчик должен быть посвящен Богу. А чтобы дитятко не оставалось в храме, родители обязаны были принести жертву. Богатые приносили ягненочка, бедные – голубей... В той иконографии видим пять персонажей: Богородицу, приносящую Иисуса Христа, Иосифа, Симеона и пророчицу Анну. Что касается Симеона, то Лука пишет о нем, что это был старец, которому Святой Дух сказал, что он не умрет, пока не увидит Иисуса Христа. Действительно, когда он пришел в то же время, когда принесли Иисуса, в храм, то понял, что увидел Спасителя, которого так долго ждали израильтяне. Также Симеон сказал Марии, что она будет страдать: «И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец». И была там еще Анна, дочь Фануилова, которая очень быстро овдовела, пошла в храм и там до 84 лет служила постом и молитвой. И она также пророчествовала об Иисусе: «И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». Даже порою на иконах показан свиток, где написано: «Сей младенец сотворил небо и землю». Вот эта молитва Симеона «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» символизирует собой Ветхий Завет – увидел и умер после того. А прожил он более 100 лет. Это очень интересный момент – как еще одно откровение людям Иисуса. Потому у этого праздника всегда особое настроение. 15 февраля зима отходит, это начало весны. Старое, побежденное, отходит – идет новое».

Мария Гелитович говорит, что эта сценка – одна из ранних в украинской иконописи. Уже позже, в середине XVI века, есть отдельные иконы Сретения в праздничном ряду, потому что это – одно из самых больших торжеств церковного календаря. «У нас есть очень много этих иконок, но в экспозиции их представлено только несколько», - отмечает ученый и добавляет, что эта иконография не очень разнообразна и в более позднем периоде, потому как всегда в композиции – пять персонажей.

А о следующей в показе иконе, второй половины XVI века из села Либохоры (Турковский район), наш экскурсовод говорит так: «Посмотрите, как с любовью склонился Симеон. И не потому, что он старец и горбатый. Он с нежностью и пиететом принимает Иисуса покрытыми руками – как что-то священное... У этого изображения необычайно лирический характер. Иисус не спеленатый, благословляет, хотя на самом деле Ему 40 дней. На этом образе еще византийские традиции, потому что видим и траву, и цветы, а на втором плане – храм. Очень красивые, насыщенные, яркие цвета. И золоченый фон, что очень редко встречалось в праздничных иконах. А это означает, что очень дорогой был заказ этой иконы, и она – одна из лучших в нашей коллекции. У этого мастера целый иконостас в Либохоре, а это был храм, посвященный Собору Пресвятой Богородицы».

Есть в Национальном музее и икона Сретения Господня конца XVII века из села Новая Скварява, что в Жолковском районе, авторства известного мастера Ивана Рутковича. «Здесь – чисто барочное трактование, - говорит Мария Гелитович. – Видим движение, динамику. Симеон обнимает Иисуса. Богородица простирает руки к дитятку. Пророчица Анна молится. Иосиф держит корзину с голубями. Все главные персонажи – с нимбами. Еще видим дополнительных персонажей, женщину и мужчину. Но неизвестно, кто это. Видим и сретенские свечи – символ света».

Далее рассматриваем икону XVII века из села Михновка, что в Волынской области, и это единственная храмовая икона Сретения Господня в постоянной экспозиции Национального музея. «У нас много икон из Михновки. Там был монастырь и, очевидно, центр живописи. Возможно, там учился Иов Кондзелевич. Еще покажу вам икону Кондзелевича, и у нас будет возможность провести параллели между этими двумя образами... Видим престол, на престоле – свеча, книга. Старец Симеон выглядит как священник, хотя на самом деле священником он не был. Иисус, Мария и Иосиф – с нимбами. Симеон – без. Кто стоит рядом с Анной, неизвестно. Видим перспективу храма... Цвета иконы сдержанные, и это свойственно мастеру из Михновки. И, к сожалению, достаточно уничтоженная эта икона».

Последняя в нашей экскурсии – икона с Богородчанского иконостаса 1698 – 1705 годов, созданного по авторству православного иеромонаха Иова Кондзелевича для церкви Воздвижения Честного Креста Скита Манявского. «Обратите внимание, как одет Симеон, - говорит Мария Гелитович. – У Симеона, Иисуса, Богородицы и Иосифа нимбы. Присутствуют и другие персонажи. Видим арки храма... Наверное, Кондзелевич все же учился у того мастера из Михновки, потому что очень много есть похожего (даже в характере ликов...)».

Искренне любить мир, себя, почитать своих родных и уважать всех людей, которых встречаем на дороге жизни, - вот в этом и есть смысл праздника Сретения Господня.

Господь каждому из нас дал право выбора и понимания своего промысла.

Так что давайте искать и находить.

С праздником!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать