Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Домой

В прокат вышел фильм-лауреат Венецианского кинофестиваля «Братья Систерс» — лирическая драма в обертке вестерна
18 декабря, 10:29

 «Братья Систерс» (The Sisters Brothers) в прессе действительно характеризуют как вестерн, но снял его 66-летний французский режиссер Жак Одиар, который вестернов еще не делал. Более того, он и в Америке никогда не работал. Признание имеет сугубо европейское: Гран-при и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, приз за режиссуру «Братьев ...» в Венеции.

Это удивительно, впрочем, лишь на первый взгляд, потому что Одиар не чужд острых сюжетов. Гран-при он получил за криминальную сагу «Пророк» (2009), а «Золотую ветвь» — за картину о тамильском беженце «Дипан» (2015), последние сцены которой — настоящее побоище со взрывами и кучей трупов.

Поэтому не такая уж сенсация. Новой может показаться разве что яркая комедийная тональность. Она обеспечивается как богатым соответствующими ситуациями и диалогами сценарием Тома Бидеґена по одноименному роману Патрика Девитта, так и блестящей парой главных исполнителей: Джоном Си Рейли и Хоакином Фениксом. Но, опять-таки, Одиар начинал в кино сценарием «Профессионала» (1981) с Полем Бельмондо, а там шуток, в том числе довольно кровавых, хватало.

Хоакин Феникс играет Чарли, а Джон Си Рейли — Эли Систерса. Даже если в фильме были бы проблемы с другими актерами и актрисами, или с драматургией, или с режиссурой (а это не так), то уже этого дуэта вполне хватило бы. Они невероятны в своем контрасте и эту увлекательную противоположность передают героям. Чарли-Феникс — брутальный хулиган, громила и пьяница, в то время как прирожденный комик Си Рейли делает своего Эли более открытым, неуклюжим и душевным. Эпизоды, где он осваивает — по инструкции — зубную щетку, или глотает паука во сне — это самодостаточные комедийные миниатюры. Неудивительно, что именно Эли хочет бросить опасное ремесло — в то время как Чарли себя в другом качестве просто не видит. А работают они на безжалостного старика Коммодора (неожиданное и эффектное камео Рутгера Хауэра). Уже в начале фильма согласно приказу отправляют к праотцам полный дом народу. И дальше все как в вестернах: стрельба с бедра, салуны с пьянством и лихим людом. В конце концов, это же Америка начала 1850-х, эра «золотой лихорадки». Но потом объект очередного заказа от Коммодора оказывается человеком не совсем обычным. И сюжет резко меняется.

Да, по фильму настоящим золотым песком рассыпан меткий юмор, боевые сцены — вне похвалы, на всех уровнях сюжета обитают колоритные персонажи, ценителям жанра будет приятно распознавать аллюзии на классику вестерна — «Дикую банду» Сэма Пекинпа или «Буча Кэссиди и Сандэнс Кида» Джорджа Роя Хилла. Но Одиар делает больше: безупречно и незаметно трансформирует повествование. К двум добавляется еще двое — детектив Джон Моррис (Джейк Джилленхол) и тот, кого ему надо найти и ликвидировать вместе с братьями — Херманн Ворм (Риз Ахмед) — идеалист, который имеет магическую формулу обогащения и план обустройства будущего и столь верит в свою утопию, что способен переубедить даже закоренелых убийц. А главное, что объединяет этих четырех очень непохожих мужчин, кроме золота и Коммодора — несчастливое детство. Они все — недолюбленные дети. И поэтому их так носит по жизни. Поэтому нигде им нет покоя. Боевик превращается в меланхолическую драму, а вся история оказывается не о традиционной охоте за сокровищами, а о долгом — длиною в жизнь — возвращении домой. Которое не для всех закончится хорошо.

Легко по форме, но не по содержанию.

Но за Диком Западе иначе и не бывает.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать