Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сначала «москитный флот», а затем корветы и фрегаты

5 июля - День Военно-Морских Сил Украины
05 июля, 16:25

В начале 90-х все украинское войско оказалось в крайне затруднительном положении. И труднее всего было ВМС, которые дислоцировались в Крыму. Прежде всего с морально-писхологической точки зрения.

«Было впечатление, что мы находимся во вражеском окружении, - рассказывал мне бывший однокурсник капитан 1-го ранга Николай Недогибченко. - Прежде всего в Севастополе, большинство жителей которого являются пенсионерами МО Российской Федерации и, откровенно говоря, не скрывали своего «дружественного» отношения. Особенно с началом раздела Черноморского флота, который начался в начале 90-х. Лишним свидетельством того, что ВМС находились в крайне тяжелом - во всех отношениях - положении, может служить тот факт, что тогдашний президент Леонид Кучма приказал каждой области взять шефство над кораблями: председатель облгосадминистрации лично отчитывался перед ним о том, что сделано для подшефного корабля».

Распределение флота происходило сложно и несколько раз было на грани срыва. Командование ЧФ не скрывало враждебного отношения к украинской стороне, опускаясь даже до откровенного хамства в адрес наших адмиралов. А когда переговоры вышли на завершающий этап, тот же российский адмирал откровенно сказал в неофициальной обстановке:

«Ребята, а зачем вам флот? Крым, и особенно Севастополь, мы вам никогда не простим...

После распределения ЧФ Украины отошло почти 25 процентов береговой инфраструктуры, более 40 боевых кораблей, около сотни судов обеспечения. А также 40 процентов судостроительной базы, включая верфи для строительства мощных кораблей. Россияне «отхватили» гораздо больше. В частности, ракетный крейсер «Москва», 6 сторожевых кораблей, 7 подводных лодок, более 10 ракетных катеров, 7 корветов. А также несколько больших десантных кораблей, тральщиков - всего более 30 единиц только боевых кораблей, не считая судов обеспечения. После аннексии Крыма Россия существенно усилила Черноморский флот, введя в его состав несколько новых кораблей и подводных лодок, не говоря уже о системах ПВО, других видах вооружения.

И все же самым тяжелым и трагическим для ВМС Украины оказался 2014-й, когда в Крыму появились так называемые «зеленые человечки», а вскоре и спецназовцы ГРУ России. Они сразу блокировали наши корабли, захватив некоторые из них. В результате «возвращения Крыма в родную гавань», как заявил впоследствии Путин, ВМС потеряли более 80 процентов своей мощности. В Крыму, в частности, осталось много кораблей и вспомогательных судов, все военно-морские базы и другая береговая инфраструктура. «Старшим братьям» отошли около 30 кораблей и судов обеспечения. Впоследствии, правда, они часть вернули, например корвет «Винница», а на некоторые, несмотря на их техническое состояние, Украины и не претендовала. По этому поводу ходят разные слухи, но никто не знает, почему в Севастополе остался большой десантный корабль «Константин Ольшанский», экипаж которого принимал участие во многих международных учениях и эвакуировал украинских граждан из Ливии. Говорят, что произошло это по политическим мотивам...

В конце концов наши ВМС перебазировались в Одессу, где пришлось начинать обустройство военно-морской базы практически с нуля. О бытовых условиях моряков лучше и не вспоминать. Но вместе с тем присутствие в городе военных моряков добавляло уверенности патриотически настроенным одесситам, вселяло веру, что Одессу не сдадут россиянам, как это произошло с Донецком и Луганском. Особенно если принять во внимание события 2 мая 2014 года, когда пророссийски настроенные граждане пытались устроить откровенный антиукраинский шабаш.

«Правоохранители по приказу своего начальства не вмешивались в те события, а то и подыгрывали сепаратистам, - рассказывает Руслан Таранец, активный участник одесского майдана. - И мы смотрели в сторону наших кораблей, веря, что в час «Ч» моряки нас не оставят в беде...».

 

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ВМС

После захвата россиянами Крымского полуострова в распоряжении командования ВМС остались Западная военно-морская база, расположенная в Одессе, Южная военно-морская база в Николаеве и Азовская военная морская база, которая только строится в Бердянске, с дополнительными пунктами базирования в Мариуполе и Геническе. Вот и все, что имеем на сегодняшний день.

Но инфраструктура, какой бы современной она ни была, ничего не стоит без наличия современных боевых кораблей. И с началом российской агрессии встал вопрос возрождения морского компонента своего войска. Но, как мы уже знаем, у нас - по большому счету - остались лишь остатки ВМС, которые мы имели до 2014-го. По словам капитана 1-го ранга Андрея Рыженко, первыми украинскими боевыми кораблями, пополнившими ВМС, стали 2 артиллерийских катера «Гюрза-М», разработанные на базе речных бронекатеров. К слову, в течение 1992-2014 годов Украина не построила ни одного боевого корабля, а те, что были спущены на воду за годы Независимости, были заложены на заводах во времена СССР...

В 2017-2019 годах была разработана Стратегия развития ВМС-2035, в которой специалисты достаточно четко изложили свое видение их развития. В частности, главной их задачей является защита от агрессии на море и с морского направления, защита национальных экономических интересов Украины (включая свободу судоходства), участие в международных операциях по морской безопасности.

«Реализовать эти задачи планируется постепенно, в три соответствующих этапа, по пять лет каждый, - говорит капитан 1-го ранга Андрей Рыженко. -. Так, на первом этапе планируется обеспечить безопасность прибрежной зоны (12-40 миль от побережья). На втором - исключительной морской экономической зоны в Черном море (до 200 миль от побережья). На третьем - в районах национальных интересов за пределами Черного моря. Основными причинами именно такой этапности развития национальных ВМС является оценка приоритетности угроз и имеющийся финансовый ресурс.

В настоящее время и ближайшую перспективу на развитие боевых возможностей ВМС Украины бюджет Минобороны может выделить не более 3-5 млрд грн (примерно до 200 млн долл.) в год. Не очень много, но на порядок больше суммы, выделенной на эти цели 10 лет назад. Надо добавить, что стоимость самого корабля - это в среднем только 30% стоимости его содержания в течение жизненного цикла (20-25 лет). Остальное - расходы на инфраструктуру базирования, ремонт, топливо, технический регламент, подготовку экипажа, его расквартирование и т.п.

Разумеется, что сейчас угроза агрессии против Украины с моря требует фокусировки основного внимания ВМС Украины на участке Черного моря от Одессы до Севастополя (примерно 150 миль длиной) и области Бердянск - вход в Керченский пролив (100 миль) на Азове. Такие географические параметры дают Украине возможность сдерживать мощного агрессора многофункциональными катерами так называемого москитного флота, а метеорологические условия Черного моря позволяют практически весь год применять такие относительно небольшие боевые единицы. Одним из определяющих факторов в пользу построения скоростных малоразмерных боевых кораблей является стоимость самого плавсредства как боевой платформы для доставки комплекта морского оружия в район боевого применения: для катера это стоит в 4-25 раз меньше, чем для корвета или фрегата. И хотя катер проигрывает в автономности и мореходности корвету или фрегату, однако преимущества последних будут важны для выполнения других задач, в более отдаленных, чем территориальные воды и исключительная экономическая зона в Черном море, районах возможного боевого применения.

 

ПОМОЩЬ АМЕРИКАНЦЕВ

То, что американцы все 6 лет этой необъявленной против Украины войны предоставляют нам военную помощь, давно и ни для кого не секрет. Измеряется она сотнями миллионов долларов. В частности, США уже передали нам несколько патрульных катеров типа Island. Некоторые из них уже введены в состав ВМС. Некоторые «доброжелатели» с сарказмом воспринимают передачу этих катеров Украинее, мол, Америка избавляется от металлолома, намекая на их почтенный возраст. Им действительно по 5-10 лет, но их трудно назвать металлоломом, учитывая тактико-технические характеристики. Они, например, и по меркам сегодняшнего имеют навигационное и электронное оборудование, что позволяет использовать их для самых разнообразных функций береговой охраны. Водоизмещение - 169 тонн, запас хода 3300 морских миль, то есть более 6000 километров, максимальная скорость около 55 километров в час, а автономность плавания - 5 суток. Экипаж - 16 человек. Вооружение - автоматическая пушка калибра 25 миллиметров и два пулемета калибра 12,7 миллиметра. Катера тоже имеют по моторной лодке для инспекций, десантирования, спасательных операций и т.п.

Но Украина планирует и самостоятельно строить корабли: для этого у нас есть прекрасные возможности, которые имеются у немногих стран мира. На том же Николаевском судостроительном заводе во времена СССР строили даже линкоры и авианесущие крейсера. Что уж говорить о катерах или даже фрегатах! В упомянутой Стратегии ВМС Украины-2035 говорится о необходимости формировать «москитный флот». Это решение обусловлено прежде всего финансовой способностью Украине реализовать данный проект.

Этот термин появился еще в XIX веке и расшифровывается как флот, состоящий из многих малых боевых кораблей, способных атаковать значительно более крупные цели и мгновенно выходить из района поражения. Эта способность достигается прежде всего благодаря маленькому размеру, высокой скорости, маневренности и т.п. Построение, содержание значительно дешевле, чем более мощного. По словам капитана 1-го ранга, размещение на 8 корветах 64 противокорабельных ракет будет стоить 3,3 миллиарда долларов. Если же их разместить на 16 ракетных катерах, то это обойдется в 500 млн.

Конечно, для решения геополитических задач на океанских просторах такой флот абсолютно не годится. Но у Украины таких задач и нет. Благодаря своей скорости, маневренности и вооружению катера такого флота способны выполнять широкий спектр задач, которые присущи классическим надводным кораблям, но имеют меньшую мореходность и радиус действий от побережья. Их преимуществом над большими кораблями является стремительность и внезапность действия, возможность передислокации по суше и способность действовать на речках.

Но, как сказано в Стратегии, в будущем предполагается строить и вводить в эксплуатацию корабли класса «корвет», которые способны выполнять задачи и вне Черного моря.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать