Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Независимость не «упала с неба»

30 лет Декларации о государственном суверенитете Украины
16 июля, 13:23

До сих пор слышим: «Без примера России Украина не решилась бы принять свою Декларацию о государственном суверенитете». Ну, а дальше - о «подаренной независимости», которая, мол, неожиданно для Украинской «упала с неба» и так далее. И если бы это говорили и писали только самые глупые и провокаторы - нет, за предыдущие десятилетия такое приходилось слышать и от некоторых интеллектуалов, на Москву вроде бы не настроенных ...

Хотя на самом деле ход тогдашних событий свидетельствовал совсем о другом.

После полудемократических выборов в Верховный Совет УССР 15 мая 1990 г. новоизбранные депутаты начали работали, впервые после Центральной Рады, в режиме настоящего парламентаризма: сессия длилась не 1 - 2 дня, как в советское время, а 60 рабочих дней. Почти сразу сформировались как демократическая оппозиция в лице Народного Рады (125 депутатов), так и правящая группа «За советскую суверенную Украину» (т. н. группа-239) из тех коммунистов, которые действовали в русле решений ЦК КПУ. Остальные депутаты (преимущественно также члены компартии) занимала промежуточную позицию. Обратите внимание: даже «группа-239» с явно слишком прогрессивной позицией поставила в свое название словосочетание «суверенная Украина». Не УССР, а Украина! Такое тогда было «разлитое в воздухе» общественное настроение.

Так, Рада начала рассмотрение вопроса о государственном суверенитете 28 июня, а Россия свою декларацию приняла 12 июня. На первый взгляд, Украина шла в российском кильватере. Однако Россия сама последовала примеру других тогда еще союзных республик, и она стала шестой среди тех, кто декларировал свой суверенитет. В дополнение, российская декларация была краткой и советской как по содержанию, так и по форме (причем не «России», а «РСФСР»). Если что-то и повлияло существенно на работу над Декларацией и радикализацию ее содержания, то это отъезд без разрешения сессии 63 депутатов во главе с председателем Рады Владимиром Ивашко в Москву на XXVIII съезд КПСС. 5 июля Верховная Рада голосами более чем 300 депутатов, в том числе и коммунистов, выдвинула требование к «беглецам» о ​​возвращении из Москвы. И большинство делегатов съезда КПСС из числа депутатов вернулось в Киев, признав тем самым приоритетность национальных интересов над партийной дисциплиной. Не подчинился этому решению В. Ивашко, который принял предложение Михаила Горбачева и решил баллотироваться на пост заместителя генерального секретаря ЦК КПСС. Он подал в отставку с должности председателя Верховной Рады и этим, как выяснилось, политически похоронил себя, став чужим и для Москвы, и для Киева. В этой ситуации под аккомпанемент шахтерских забастовок и митингов в столице 16 июля Рада конституционным большинством приняла Декларацию о государственном суверенитете Украины.

В преамбуле Декларация провозгласила «верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти Республики в пределах ее территории и независимость и равноправие во внешних отношениях». Это создало основу на начальном этапе для республиканского законотворчества, независимой от союзного законодательства (что быстро привело к правовой коллизии, известной под названием «война законов»), а затем - через год с небольшим - и для легитимного провозглашения независимости Украинского государства.

Следует напомнить ключевые положения Декларации. Прежде всего в ней сказано, что «Украинская ССР как суверенное национальное государство развивается в существующих границах на основе осуществления украинской нацией своего неотъемлемого права на самоопределение. Украинская ССР осуществляет защиту и охрану национальной государственности украинского народа». Что интересно: понятие «национальное государство» и «национальная государственность» отсутствуют в тексте действующей Конституции Украины. Это не единственные принципиальные основы, которые куда-то исчезли в процессе конституционных пертурбаций уже в независимом государстве. Скажем, в Декларации отсутствует упоминание об обеспечении государством свободного развития, защиты и использования русского языка - речь идет исключительно о «функционировании украинского языка во всех сферах общественной жизни». И целый раздел Декларации посвящен вопросам экологической безопасности, тогда как в действующей Конституции этим вопросом отведено скромное место.

Вспомним и другие базовые положения Декларации, которые стали откровенным вызовом политике «союзного центра». Итак: «Народ Украины является единственным источником государственной власти в Республике ... Украинская ССР обеспечивает верховенство Конституции и законов Республики на своей территории ... Украинская ССР имеет свое гражданство ... Всем гражданам Украинской ССР гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией Украинской ССР и нормами международного права, признанными Украинской ССР ... Украинская ССР является самостоятельной в решении любых вопросов своей государственной жизни ... Высший надзор за точным и одинаковым исполнением законов осуществляется Генеральным прокурором Украинской ССР, который назначается Верховной Радой Украинской ССР, ответственен перед ней и только ей подотчетен ... Украинская ССР имеет право запретить строительство и прекратить функционирование любых предприятий, учреждений, организаций и других объектов, которые могут представлять угрозу экологической безопасности ... Национальные, культурные и исторические ценности на территории Украинской ССР являются исключительно собственностью народа Республики ».

В общем, положения об УССР как суверенном национальном государстве и о народе, который является единственным источником государственной власти, стали своеобразным «мостиком» между прошлым и будущим, между досоветской, советской и постсоветской эпохой - ведь народ имеет право превратить УССР в Украину, точнее, в республику Украина (интересно, что в 1990 году «Украина» и «Республика» были синонимами, а в действующей Конституции, что Украина является республикой, упомянуто лишь раз, и слово это пишется со строчной буквы).

Чуть ли не главным вызовом в Декларации одновременно стали положения раздела «Экономическая самостоятельность». Действительно: «Народ Украины имеет исключительное право на владение, пользование и распоряжение национальным богатством Украины. Земля, ее недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украинской ССР, природные ресурсы ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, весь экономический и научно-технический потенциал, созданный на территории Украины, являются собственностью ее народа, материальной основой суверенитета Республики и используются с целью обеспечения материальных и духовных потребностей ее граждан ... Украинская ССР самостоятельно создает банковскую (включая внешнеэкономический банк), ценовую, финансовую, таможенную, налоговую системы, формирует государственный бюджет, а при необходимости внедряет свою денежную единицу». И о плюрализме и защите всех форм собственности не забыто. Что и говорить, в российской декларации ничего даже похожего на это не было. Как и следующее: «Украинская ССР имеет право на собственные Вооруженные силы. Украинская ССР имеет собственные внутренние войска и органы государственной безопасности, подчиненные Верховной Раде Украинской ССР ... Украинская ССР как субъект международного права осуществляет непосредственные отношения с другими государствами, [...] участвует в деятельности международных организаций».

Одно из положений Декларации было и по сей день является предметом политических спекуляций - мол, еще в 1990 году Украина задекларировала внеблоковый, нейтральный и безъядерный статус. Но это ерунда - в Декларации говорится о намерении стать в будущем нейтральным, внеблоковым и безъядерным государством. Напомню, что в то время еще существовала Организация Варшавского договора во главе с СССР, а УССР была напичкана ядерным оружием; Польша, которую возглавило правительство «Солидарности», тоже декларировала тогда похожие намерения. Кроме того, намерение что-то сделать и практическое действие - разные вещи: можно иметь намерение на ком-то жениться, а в последний момент передумать из-за объективных факторов; можно иметь намерение поймать огромную щуку и пойти ради этого на Днепр, а в реальности вытащить из реки огромную лягушку ...

Де-юре Декларация о государственном суверенитете стала провозглашением конфедеративных отношений с «союзным центром» и базой для дальнейших законодательных новаций и практических шагов. Конечно, что-то в этой Декларации было наивно-романтическим, то не очень четко выписанным, что-то важное прошло мимо внимания ее авторов – но, в целом, она стала ярким манифестом стремления Украины к свободе. И главное: было четко прописано, что заключение союзного договора возможно только на основе этой декларации.

В развитие положений Декларации летом и осенью 1990 года были приняты Закон об экономической самостоятельности Украины и ряд других актов. Уже к осени 1990 года республиканское законодательство существенно противоречило союзному. Началась «война законов». Последняя повлекла за собой политические последствия, оформленные в виде «борьбы с союзным центром» под лозунгом «парада суверенитетов». Кремль пытался перехватить инициативу, выдвинув проект реформирования СССР под лозунгом: «Сильные республики - сильный центр». Однако республиканская номенклатура, прежде всего хозяйственная, все больше склонялась к мысли, что сильный центр ей не нужен.

Декларация мощно «выстрелила» еще раз накануне назначенного на 17 марта 1991 г. всесоюзного референдума о сохранении СССР. 27 февраля Верховная Рада постановила: одновременно с всесоюзным референдумом провести республиканский опрос о вхождении в Союз суверенных республик (обратите внимание - не «обновленный СССР») на условиях Декларации о государственном суверенитете. Более 80% избирателей УССР сказали «да» во время республиканского опроса, что дало руководству Рады достаточно сильные позиции на переговорах с Москвой.

Поэтому, когда во второй половине апреля 1991 г. начался так называемый Новоогаревский процесс, когда в резиденции президента СССР Горбачева делегации ряда республик обсуждали проект союзного договора, то УССР заявила там об особой позиции. Более того: в апреле того же года президиум Совета УССР принял постановление, согласно которому на территории Украины приостанавливалось действие одного из экономических указов президента СССР. А летом 1991-го УССР отказалась подписывать союзный договор, поскольку предложенные им принципы сосуществования республик противоречили Декларации. Вместе с Украиной не согласились на подписание этого договора Молдова, Грузия и Армения. Страны же Балтии в это время крепко стояли на пути восстановления независимости, и их не остановили кровавые побоища, устроенные Кремлем в Вильнюсе и Риге.

Закономерным ответом на все это стал августовский путч проимперских сил, который не в последнюю очередь был следствием отказа Украины подписать Союзный договор (если Горбачев говорил, что без Украины «наша социалистическая империя» развалится, то что тогда говорили ортодоксы из ЦК КПСС?). Восстановленная ​​независимость не свалилась неизвестно откуда как подарок Украине, которая, мол, и не мечтала о ней. Положения Декларации и события, связанные с ее воплощением в жизнь, убедительно свидетельствуют о противоположном. Поэтому празднование тридцатилетия Декларации - дело, безусловно, не только закономерное с точки зрения государственных интересов, но и морально необходимое в контексте непростых событий последних лет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать