Независимость не «упала с неба»
30 лет Декларации о государственном суверенитете УкраиныДо сих пор слышим: «Без примера России Украина не решилась бы принять свою Декларацию о государственном суверенитете». Ну, а дальше - о «подаренной независимости», которая, мол, неожиданно для Украинской «упала с неба» и так далее. И если бы это говорили и писали только самые глупые и провокаторы - нет, за предыдущие десятилетия такое приходилось слышать и от некоторых интеллектуалов, на Москву вроде бы не настроенных ...
Хотя на самом деле ход тогдашних событий свидетельствовал совсем о другом.
После полудемократических выборов в Верховный Совет УССР 15 мая 1990 г. новоизбранные депутаты начали работали, впервые после Центральной Рады, в режиме настоящего парламентаризма: сессия длилась не 1 - 2 дня, как в советское время, а 60 рабочих дней. Почти сразу сформировались как демократическая оппозиция в лице Народного Рады (125 депутатов), так и правящая группа «За советскую суверенную Украину» (т. н. группа-239) из тех коммунистов, которые действовали в русле решений ЦК КПУ. Остальные депутаты (преимущественно также члены компартии) занимала промежуточную позицию. Обратите внимание: даже «группа-239» с явно слишком прогрессивной позицией поставила в свое название словосочетание «суверенная Украина». Не УССР, а Украина! Такое тогда было «разлитое в воздухе» общественное настроение.
Так, Рада начала рассмотрение вопроса о государственном суверенитете 28 июня, а Россия свою декларацию приняла 12 июня. На первый взгляд, Украина шла в российском кильватере. Однако Россия сама последовала примеру других тогда еще союзных республик, и она стала шестой среди тех, кто декларировал свой суверенитет. В дополнение, российская декларация была краткой и советской как по содержанию, так и по форме (причем не «России», а «РСФСР»). Если что-то и повлияло существенно на работу над Декларацией и радикализацию ее содержания, то это отъезд без разрешения сессии 63 депутатов во главе с председателем Рады Владимиром Ивашко в Москву на XXVIII съезд КПСС. 5 июля Верховная Рада голосами более чем 300 депутатов, в том числе и коммунистов, выдвинула требование к «беглецам» о возвращении из Москвы. И большинство делегатов съезда КПСС из числа депутатов вернулось в Киев, признав тем самым приоритетность национальных интересов над партийной дисциплиной. Не подчинился этому решению В. Ивашко, который принял предложение Михаила Горбачева и решил баллотироваться на пост заместителя генерального секретаря ЦК КПСС. Он подал в отставку с должности председателя Верховной Рады и этим, как выяснилось, политически похоронил себя, став чужим и для Москвы, и для Киева. В этой ситуации под аккомпанемент шахтерских забастовок и митингов в столице 16 июля Рада конституционным большинством приняла Декларацию о государственном суверенитете Украины.
В преамбуле Декларация провозгласила «верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти Республики в пределах ее территории и независимость и равноправие во внешних отношениях». Это создало основу на начальном этапе для республиканского законотворчества, независимой от союзного законодательства (что быстро привело к правовой коллизии, известной под названием «война законов»), а затем - через год с небольшим - и для легитимного провозглашения независимости Украинского государства.
Следует напомнить ключевые положения Декларации. Прежде всего в ней сказано, что «Украинская ССР как суверенное национальное государство развивается в существующих границах на основе осуществления украинской нацией своего неотъемлемого права на самоопределение. Украинская ССР осуществляет защиту и охрану национальной государственности украинского народа». Что интересно: понятие «национальное государство» и «национальная государственность» отсутствуют в тексте действующей Конституции Украины. Это не единственные принципиальные основы, которые куда-то исчезли в процессе конституционных пертурбаций уже в независимом государстве. Скажем, в Декларации отсутствует упоминание об обеспечении государством свободного развития, защиты и использования русского языка - речь идет исключительно о «функционировании украинского языка во всех сферах общественной жизни». И целый раздел Декларации посвящен вопросам экологической безопасности, тогда как в действующей Конституции этим вопросом отведено скромное место.
Вспомним и другие базовые положения Декларации, которые стали откровенным вызовом политике «союзного центра». Итак: «Народ Украины является единственным источником государственной власти в Республике ... Украинская ССР обеспечивает верховенство Конституции и законов Республики на своей территории ... Украинская ССР имеет свое гражданство ... Всем гражданам Украинской ССР гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией Украинской ССР и нормами международного права, признанными Украинской ССР ... Украинская ССР является самостоятельной в решении любых вопросов своей государственной жизни ... Высший надзор за точным и одинаковым исполнением законов осуществляется Генеральным прокурором Украинской ССР, который назначается Верховной Радой Украинской ССР, ответственен перед ней и только ей подотчетен ... Украинская ССР имеет право запретить строительство и прекратить функционирование любых предприятий, учреждений, организаций и других объектов, которые могут представлять угрозу экологической безопасности ... Национальные, культурные и исторические ценности на территории Украинской ССР являются исключительно собственностью народа Республики ».
В общем, положения об УССР как суверенном национальном государстве и о народе, который является единственным источником государственной власти, стали своеобразным «мостиком» между прошлым и будущим, между досоветской, советской и постсоветской эпохой - ведь народ имеет право превратить УССР в Украину, точнее, в республику Украина (интересно, что в 1990 году «Украина» и «Республика» были синонимами, а в действующей Конституции, что Украина является республикой, упомянуто лишь раз, и слово это пишется со строчной буквы).
Чуть ли не главным вызовом в Декларации одновременно стали положения раздела «Экономическая самостоятельность». Действительно: «Народ Украины имеет исключительное право на владение, пользование и распоряжение национальным богатством Украины. Земля, ее недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украинской ССР, природные ресурсы ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, весь экономический и научно-технический потенциал, созданный на территории Украины, являются собственностью ее народа, материальной основой суверенитета Республики и используются с целью обеспечения материальных и духовных потребностей ее граждан ... Украинская ССР самостоятельно создает банковскую (включая внешнеэкономический банк), ценовую, финансовую, таможенную, налоговую системы, формирует государственный бюджет, а при необходимости внедряет свою денежную единицу». И о плюрализме и защите всех форм собственности не забыто. Что и говорить, в российской декларации ничего даже похожего на это не было. Как и следующее: «Украинская ССР имеет право на собственные Вооруженные силы. Украинская ССР имеет собственные внутренние войска и органы государственной безопасности, подчиненные Верховной Раде Украинской ССР ... Украинская ССР как субъект международного права осуществляет непосредственные отношения с другими государствами, [...] участвует в деятельности международных организаций».
Одно из положений Декларации было и по сей день является предметом политических спекуляций - мол, еще в 1990 году Украина задекларировала внеблоковый, нейтральный и безъядерный статус. Но это ерунда - в Декларации говорится о намерении стать в будущем нейтральным, внеблоковым и безъядерным государством. Напомню, что в то время еще существовала Организация Варшавского договора во главе с СССР, а УССР была напичкана ядерным оружием; Польша, которую возглавило правительство «Солидарности», тоже декларировала тогда похожие намерения. Кроме того, намерение что-то сделать и практическое действие - разные вещи: можно иметь намерение на ком-то жениться, а в последний момент передумать из-за объективных факторов; можно иметь намерение поймать огромную щуку и пойти ради этого на Днепр, а в реальности вытащить из реки огромную лягушку ...
Де-юре Декларация о государственном суверенитете стала провозглашением конфедеративных отношений с «союзным центром» и базой для дальнейших законодательных новаций и практических шагов. Конечно, что-то в этой Декларации было наивно-романтическим, то не очень четко выписанным, что-то важное прошло мимо внимания ее авторов – но, в целом, она стала ярким манифестом стремления Украины к свободе. И главное: было четко прописано, что заключение союзного договора возможно только на основе этой декларации.
В развитие положений Декларации летом и осенью 1990 года были приняты Закон об экономической самостоятельности Украины и ряд других актов. Уже к осени 1990 года республиканское законодательство существенно противоречило союзному. Началась «война законов». Последняя повлекла за собой политические последствия, оформленные в виде «борьбы с союзным центром» под лозунгом «парада суверенитетов». Кремль пытался перехватить инициативу, выдвинув проект реформирования СССР под лозунгом: «Сильные республики - сильный центр». Однако республиканская номенклатура, прежде всего хозяйственная, все больше склонялась к мысли, что сильный центр ей не нужен.
Декларация мощно «выстрелила» еще раз накануне назначенного на 17 марта 1991 г. всесоюзного референдума о сохранении СССР. 27 февраля Верховная Рада постановила: одновременно с всесоюзным референдумом провести республиканский опрос о вхождении в Союз суверенных республик (обратите внимание - не «обновленный СССР») на условиях Декларации о государственном суверенитете. Более 80% избирателей УССР сказали «да» во время республиканского опроса, что дало руководству Рады достаточно сильные позиции на переговорах с Москвой.
Поэтому, когда во второй половине апреля 1991 г. начался так называемый Новоогаревский процесс, когда в резиденции президента СССР Горбачева делегации ряда республик обсуждали проект союзного договора, то УССР заявила там об особой позиции. Более того: в апреле того же года президиум Совета УССР принял постановление, согласно которому на территории Украины приостанавливалось действие одного из экономических указов президента СССР. А летом 1991-го УССР отказалась подписывать союзный договор, поскольку предложенные им принципы сосуществования республик противоречили Декларации. Вместе с Украиной не согласились на подписание этого договора Молдова, Грузия и Армения. Страны же Балтии в это время крепко стояли на пути восстановления независимости, и их не остановили кровавые побоища, устроенные Кремлем в Вильнюсе и Риге.
Закономерным ответом на все это стал августовский путч проимперских сил, который не в последнюю очередь был следствием отказа Украины подписать Союзный договор (если Горбачев говорил, что без Украины «наша социалистическая империя» развалится, то что тогда говорили ортодоксы из ЦК КПСС?). Восстановленная независимость не свалилась неизвестно откуда как подарок Украине, которая, мол, и не мечтала о ней. Положения Декларации и события, связанные с ее воплощением в жизнь, убедительно свидетельствуют о противоположном. Поэтому празднование тридцатилетия Декларации - дело, безусловно, не только закономерное с точки зрения государственных интересов, но и морально необходимое в контексте непростых событий последних лет.
Section
Политика