МЕНЮ

«Что нас, украинцев, может объединить?»

Мария ЧАДЮК, «День»
12 февраля, 2019 - 13:21
«Успех приходит к тем, кто находит гармонию между свободой и безопасностью», - философ

Такой вопрос одним из первых появился у участников во время проведения встречи «2019. Украина и украинцы», организованной Аспен Институтом в Киеве (в рамках программы «Национальная идентичность»). Она состояла из трех дискуссий, посвященных ценностям, безопасности и науке. На каждой из них обсуждались текущее состояние и перспективы. Все для того, чтобы сформировать или уточнить видение будущего, ведь именно оно, по мнению организаторов, влияет на то, какие решения мы принимаем каждый день.

Кроме экспертов, к обсуждению могли присоединиться все участники – задав вопрос или поделившись рефлексией в устной или письменной форме. И так получилось, что в большей степени приведенный выше вопрос стал важным во всех трех дискуссиях.

«У НАС НЕ БЫЛО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ НА ИНТЕГРАЦИЮ РЕГИОНОВ»

«Идеальная нация, с моей точки зрения, - это та, где сохраняется пять пространств: геополитическое (границы), легальное (законы, действующие в этих границах), финансовое (валюта, которая действует в этих границах), культурное и информационное, которые окончательно объединяют людей и показывают, что они все принадлежат к одному сообществу, - утверждает писатель, киносценарист, президент Украинского ПЕН Андрей Курков. - У нас этого не было, у нас не было внутренней политики на интеграцию регионов. И проблема в том, что финансовое, геополитическое и легальное пространства были намного больше, чем культурное и информационное. Таким образом, у нас не все сообщество чувствовало себя одинаково украинцами».

Создание общего культурного и информационного пространства - это, собственно, то, над чем мы сейчас работаем, потому что осознаем национальное единство как ценность. Впрочем, не нужно забывать, как подчеркивает украинский философ, специалист по феноменологии, профессор, публицист Вахтанг Кебуладзе, о том, что ценности - это всегда дихотомия: конкуренция - солидарность, свобода - безопасность. Например, восточная модель предлагает нам пожертвовать свободой ради безопасности, а Запад утверждает, что будет свобода - будет и безопасность. Однако понятно, что, пожертвовав свободой, потеряем и безопасность, а границы личной свободы заканчиваются тогда, когда начинается безопасность другого. Поэтому успех, считает Вахтанг Кебуладзе, приходит к тем, кто находит гармонию между этими двумя компонентами.

МЕЖДУ ЕДИНСТВОМ И РАЗНООБРАЗИЕМ: ИЩЕМ СВОИ РЕЦЕПТЫ

Таким образом, для достижения единства нужно найти золотую середину между единством и другим компонентом дихотомии - разнообразием. И кажется, именно разнообразие для нас сейчас является ведущим. Разная история, религия, язык, этничность, идентичность, ментальность - это звучит во многих общественных дискуссиях. И вопрос «что нас, украинцев, может объединить?» как раз и содержит имплицитно информацию о том, что нас мало что объединяет.

Это наша точка А, из которой мы стремимся двигаться в направлении к точке Б - единства (чтобы найти эту «золотую середину»). Для этого нужно, как отмечает Вахтанг Кебуладзе, не просто терпеть другого или другое, а уважать чужое как чужое. Поскольку, как показывает история, есть две негативные стратегии: уничтожить чужое (нацизм) или растворить чужое (сталинизм). И для восприятия иного, чужого нужно, по мнению философа, искать свои рецепты.

ДИАЛОГ С УЧЕНЫМИ

Причем это касается не только глобальных, стратегических вопросов, например, различия между коллективной и индивидуальной ментальностью (о чем вспоминает Андрей Курков), но и значительно более близких, впрочем, не менее важных - например, отношение к ученым. Ведь как рассказали Юлия Безвершенко, заместитель председателя Совета молодых ученых НАН Украины, и Антон Сененко, старший научный сотрудник Института физики НАН Украины, общество предъявляет к ученым определенные требования, не совсем понимая, как на самом деле устроена научная деятельность.

Например, для получения гранта нужно сказать, что удастся открыть собственным исследованиям. Однако открытие, как отмечают они, это не то, что можно запланировать или предсказать. Более того, от ученых ожидают открытий, но это сложно осуществлять в условиях постоянной нехватки финансирования. И те открытия, которые осуществляются, нередко остаются незамеченными, ведь ученых, мягко говоря, не очень охотно приглашают на телевидение или в другие СМИ. Поэтому происходит разрыв в коммуникации ученые-государство-бизнес-общество. Впрочем, изменения все-таки происходят - основан Национальный совет Украины по вопросам развития науки и технологий, где начинают осуществлять эти первые шаги для налаживания диалога ученых с государством, хотя и там не все так просто.

Как считает Юлия Безвершенко, сначала нужно поддержать то, что имеем, что уже работает, создать условия для выживания и развития. Та как если научная традиция разорвется (старшее поколение не будет этим заниматься, а все молодое уедет), то начинать с нуля будет гораздо сложнее. Необходимо, чтобы люди с общими ценностями «собирались и усиливали друг друга». А для этого нужно, чтобы они как минимум знали о друг друге. В частности, исследовательница рассказала, что сейчас нет точных данных, сколько в Украине ученых, где именно творится наука - в НАН Украины или при университетах - и многие другие вопросы. Поэтому снова ключевой становится потребность диалога, который должен быть найден.

АТОМИЗМ УКРАИНЦЕВ ПРЕЖДЕ ВСЕГО СТАНЕТ ВЫИГРЫШНОЙ КАРТОЙ ДЛЯ РОССИИ

И найден максимально быстро. Как показала дискуссия, посвященная безопасности, изменения сейчас происходят молниеносно. Украинский ученый и дипломат Сергей Корсунский отметил, что развитие идет не линейно. Мы сейчас получили шанс, как Польша в 90-х годах, и должны его использовать для движения вперед. А для этого необходимо единство. В то же время оно необходимо и для защиты от российской агрессии. Во время дискуссии прозвучало такое мнение, что россияне хотят быть миротворцами в анархической стране, они мечтают, чтобы в Украине в каждом уезде была своя банда. Атомизм украинцев прежде всего станет выигрышной картой для России. А противодействием этому является чувство солидарности. То, которое, по мнению Вахтанга Кебуладзе, больше всего проявилось на Майдане, когда мы увидели солидарность незнакомых друг другу людей.

Таким образом, единство, солидарность - вот, кажется, те ценности, на которых нужно сосредоточиться украинцам. Но как это осуществить? Как объяснил Вахтанг Кебуладзе, существует два подхода к ценностям. Первый - это то, что они даны нам извне, а значит - отсылает нас к прошлому - и тогда нередко начинается много дискуссий. Есть другой подход, конструктивистский, согласно которому мы сами творим собственные ценности. «Конструктивистская парадигма ценностей предусматривает ориентацию не на прошлое, а на будущее. Речь идет о том, какие истории о нас самих и о собственных ценностях мы сегодня рассказываем прежде всего себе и как мы проектируем наше будущее», - анализирует Вахтанг Кебуладзе.