Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Нужны справедливые правила

«До парламентских выборов 2019 года есть достаточно времени для принятия сбалансированного и качественного Избирательного кодекса», — народный депутат
04 декабря, 18:45
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Когда народные депутаты примут новый Избирательный кодекс? Какова вероятность того, что парламентские выборы 2019 года будут проводиться по пропорциональной избирательной системе с открытыми списками? Какой новый законопроект вносит изменения к ряду законов и как обеспечить проведение выборов на оккупированных территориях?

После принятия Избирательного кодекса в первом чтении вокруг этого законопроекта постоянно идет дискуссия и вносятся новые поправки, которых сейчас уже больше четырех тысяч. А следовательно, наши шансы голосовать на выборах народных депутатов по новому избирательному законодательству минимальны, а на выборах Президента вообще сводятся к нулю.

Почему процесс с ноября прошлого года, когда был принят проект Избирательного кодекса, который предусматривает внедрение пропорциональной избирательной системы с открытыми партийными списками, так затянулся? Не связано ли это с тем, что власти не выгодно принимать отмену мажоритарки?

«Торможение принятия Избирательного кодекса фактически имеет несколько детерминант, — говорит эксперт по конституционному и избирательному праву Ассоциации украинских законодателей Николай МАРЧЕНКО: — 1) страх лидеров и спонсоров политических партий перед открытыми списками на парламентских выборах; 2) страх части власти, некоторых представителей демократической оппозиции и пророссийских политиков  потерять удобную для себя мажоритарную избирательную систему относительного большинства; 3) фактор безопасности, который заключается в целенаправленной кампании Российской Федерации и ее политических сателлитов в Украине против избирательной реформы».

Времени, чтобы полностью отработать все поправки остается мало, однако народные избранники тешатся надеждой, что к парламентским выборам 2019 года это сделать реально.

«Вполне реально, что при условиях активизации рабочая группа может завершить рассмотрение проекта Избирательного кодекса в пределах месячного срока, — считает народный депутат Украины Руслан СИДОРОВИЧ. — Вопрос качества финального документа является чрезвычайно важным, однако я как член рабочей группы могу заявить что те народные депутаты, которые принимают участие в ее работе, а также представители общественного сектора, приобщенного к работе, являются специалистами в области избирательного права и полностью способны обеспечить подготовку к рассмотрению Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия качественного и сбалансированного законопроекта. Следовательно, проект Избирательного кодекса  может быть внесен для принятия во втором чтении в сессионный зал еще в этом году. Не надо забывать, что рассмотрение законопроекта во втором чтении предполагает обсуждение внесенных и отклоненных поправок, а также учтенных комитетом поправок на подтверждении которых будут настаивать народные депутаты в сессионном зале. Исходя из общего количества внесенных поправок, а именно 4296, и из опыта рассмотрения подобного проекта по объему правок, которые касались внесения изменений в процессуальные кодексы, можно утверждать, что для принятия во втором чтении необходимо не менее трех-четырех пленарных недель. Указанные сроки дают все основания считать, что до парламентских выборов 2019 года есть вполне достаточно времени для принятия сбалансированного и качественного Избирательного кодекса».

Не надо забывать и о возможных сложностях, связанных с принятием нового Избирательного кодекса. Во-первых, это открытые списки и новая форма избирательного бюллетеня, новация которого будет заключаться в том, что он будет в виде трафарета, где избиратель должен поставить две отметки — обязательную и факультативную. Обязательным является избрание соответствующей партии, без этого бюллетень будет недействительным. Факультативным является указание соответствующего порядкового номера кандидата в народные депутаты из регионального списка соответствующей политической партии.

Необычность такого подхода к порядку выражения воли избирателей должна быть компенсирована путем широкой информационной кампании. Ответственность за это лежит на государстве и политических партиях. Вместе с этим, международные организации готовы оказывать помощь в осуществлении такого просветительства.

Во-вторых, это способ формирования избирательных комиссий. Как отмечает Руслан Сидорович: «Во время подготовки ко второму чтению, каждая внесенная поправка потенциально в состоянии серьезно повлиять на порядок формирования соответствующего выборного органа и на политическую картину в целом».

Следует также отметить, что новый законопроект «О свободе передвижения и свободном выборе местожительства в Украине» может существенно изменить ряд других законов, таких как: «О выборах Президента Украины», «О местных выборах», «О государственном реестре избирателей».

С одной стороны, он предусматривает упрощенную регистрацию местожительства, особенно для переселецев, а с другой — может привести к манипуляциям на выборах.

«Я против голосования за законопроект №9218 в поданной редакции, — говорит Руслан Сидорович. — Идея, указанная в объяснительной записке, не соответствует самому тексту законопроекта. Основные угрозы — низкая нормотворческая техника, которая нарушает основополагающий принцип правовой определенности, а также порядок введения в действие, который предусматривает существование в определенное время двух законопроектов с одинаковыми названиями, приведут к правовому хаосу. Регистрация местожительства без ведома владельца может влиять на права и охраняемые законом интересы владельца такого жилья. Предлагаемые изменения к действующей редакции закона «О Государственном реестре избирателей» не согласовываются с порядком самого функционирования такого реестра и не коррелируют с идеями проекта Избирательного кодекса. Порядок создания и функционирования соответствующих реестров и обмена информации между ними будет предусматривать непропорциональные бюджетные затраты и не выстраивать комплексного подхода к решению проблемы с хаосом с реестрами в Украине. Поэтому принятие этого законопроекта является опасным».

Нужно также учитывать, что Украина находится в состоянии войны, которую против нее развязала Россия. Более того, 11 ноября на оккупированной части Донбасса были проведены «фейковые» выборы, противоречащие любым принципам избирательного права. Поэтому перед властью стоит вопрос: как быть с оккупированными территориями и регуляцией избирательного процесса в ОРДЛО?

«Проведение РФ «выборов» в оккупированных частях Донецкой и Луганской области является ничем иным как следованием практике антидемократических режимов между первой и второй мировой войнами, — считает Николай Марченко. — По большому счету, это продолжение практики национал-социалистической Германии Гитлера и практики большевистской России Ленина и Сталина. Все подобные «выборы» и «референдумы» лишены концепта учредительной власти и противоречат принципу свободных выборов. В условиях оккупации человек является полностью лишенным демократической возможности осуществить независимый выбор и к нему может применяться физическое принуждение.

«Единственная цель Путина — «легализовать» оккупацию территорий, — продолжает эксперт. — В случае с Донбассом Москва стремится создать квазиобразование по приднестровскому образцу для введения его в переговоры с официальным Киевом и нашими западными партнерами и создания постоянной базы для остановки евроатлантического вектора демократической Украины. Однозначно, мы не должны ни при каких обстоятельствах вступать в переговоры с марионетками Путина и не поддаваться на его мантру «гражданской войны в Украине». Должны четко показывать миру — кто является оккупантом. Не может быть и речи ни о каком признании любого избирательного процесса на оккупированных территориях. Чтобы  не допускать подобные ситуации в будущем, власть должна четко придерживаться евроатлантического вектора интеграционных процессов, уделять надлежащее внимание вопросам безопасности и становлению концепта национального государства в Украине. Сегодняшняя ситуация является следствием многолетнего пренебрежения этими направлениями».

Следовательно, есть много противоречий, связанных с упорядочением законодательства о выборах. С принятием Избирательного кодекса, в основе которого лежит пропорциональная избирательная система с открытыми списками, у нас появится возможность голосовать на парламентских и местных выборах за конкретного кандидата. И нужно понимать, что порядок проведения выборов и их сопровождение являются важными, равно как и выбор кандидатов. Общество должно требовать от политиков, в частности народных депутатов, принять окончательно Избирательный кодекс, который позволит максимально качественно проводить выборы.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать