Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«У нас достаточно депутатов для того, чтобы принимать законы, но мы открыты к сотрудничеству»

Галина ЯНЧЕНКО - о коалиции и философии кадровых решений крупнейшей фракции следующего парламента
26 июля, 11:56
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Пятому номеру избирательного списка партии «Слуга народа» Галине Янченко - 31. В большой политике она впервые. Но имеет амбициозную цель - сделать то, что не удавалось предыдущим восьми созывам украинского парламента - победить коррупцию. «Коррупция ворует у обычных украинцев возможность достичь успеха», - считает Галина.

Галина родилась и выросла в Житомире. Окончила Киево-Могилянскую академию по специальности "социология". С 2013 года сотрудничала с Центром противодействия коррупции, была депутатом Киевсовета, основала общественную организацию "Антикоррупционный штаб", в 2018 году возглавила Совет общественного контроля НАБУ.

В интервью «Дню» она рассказала, что именно планирует делать команда Зе, чтобы наконец поставить точку в войне с клептократией украинских политиков, как будут наказывать в «Слуге народа» за нарушение партийной дисциплины и почему у фракции до сих пор нет решения по составу будущей коалиции .

- Насколько мне известно, твоя сфера ответственности в «команде Зе» - это антикоррупция. Слышала даже, что твою кандидатуру рассматривают на должность председателя соответствующего парламентского комитета. Вчера Руслан Рябошапка - претендент на должность генпрокурора - написал в Фейсбуке, что новый парламент закончит антикоррупционную реформу. Объяснишь, что это значит?

- Антикоррупционная команда Зеленского (политической партии «Слуга народа») - это достаточно сильная команда, собранная из специалистов, которые последние пять-восемь лет занимались разработкой и внедрением антикоррупционной реформы.

Мы понимаем, что часть антикоррупционной реформы была не вполне имплементирована, а по некоторым нормам состоялся откат назад – например, что качается ответственности за незаконное обогащение. Поэтому нашей задачей будет, во-первых, исправить ошибки, которые были допущены за предыдущую пятилетнюю каденцию парламента. Во-вторых, принять ряд законопроектов, важных для эффективного внедрения антикоррупционной реформы.

- О чем идет речь?

- Мы готовим несколько пакетов законопроектов.

Первый касается реформы Верховной Рады. Этот пакет законопроектов направлен на повышение эффективности и ответственности народных депутатов. Сюда входят такие законодательные инициативы как отмена депутатской неприкосновенности, внедрение ответственности за депутатские прогулы и «кнопкодавство», плюс готовим изменения в регламент.

Вторая часть законопроектов направлена на совершенствование антикоррупционных законов. Возвращение понятия ответственности за незаконное обогащение, и мы усилили эту норму пунктом о гражданской конфискации. Уточнение подсудности Высшего антикоррупционного суда. Мы предлагаем ограничить юрисдикцию Высшего антикоррупционного суда исключительно делами, которые расследуются НАБУ, иначе с сентября туда передадут 7 тысяч дел на рассмотрение 37 судьями, что может заблокировать быстрое рассмотрение дел и эффективную работу этого суда. Третья инициатива в этом пакете - законопроекты, направленные на институциональное усиление и увеличение независимости НАБУ и САП. Четвертая инициатива - изменения в уголовно-процессуальный кодекс, в частности отмена так называемых «поправок Лозового».

Большую часть этих законопроектов уже наработали наши коллеги из Офиса Президента. В частности там работу по этому направлению ведет человек с огромным опытом и глубоким пониманием антикоррупционной политики - Руслан Рябошапка.

- О коррупции в самом парламенте украинцы слышали много: как принимались решения по бюджету, например, или как скупались голоса за тот или иной нужный финансово-промышленным группам закон ... Сейчас СМИ обсуждают новый состав вашей крупнейшей парламентской фракции. Например, что в парламент под флагом «Зе команды» прошли люди с минимальным опытом работы и незначительным финансовым и материальным состоянием. Одна известная журналистика в экстравагантной форме объяснила, почему она считает это угрозой. Расскажи подробнее о ваших правилах «партийной дисциплины», обсуждалась ли ответственность депутата от фракции «Слуги народа», если он будет уличен в подозрительных действиях, например, в его законодательных инициативах будут заложены коррупционные действия, или же он не голосовал за вознаграждение?

- Команда «Слуги народа» действительно приняла решение не брать в свои списки и не выставлять кандидатами на мажоритарные округа депутатов действующего или предыдущих созывов Верховной Рады. Но требования к кандидатам, которые рассматривались, все-таки были. Во-первых. Это должны быть специалисты в своей области, которые разбираются в том или ином вопросе. Во-вторых, если говорить о мажоритарных кандидатах, они должны были подготовить концепцию законодательных изменений, которые хотели бы принять в Верховной Раде.

Если говорить о том, как мы планируем обеспечить эффективную работу фракции, то, чтобы подготовить к работе в парламенте наших депутатов, уже со следующей недели мы начинаем большое обучения для всей будущей фракции. Это обучение партия проводит совместно с Киевской школой экономики. Совместно была разработана серьезная и основательная программа.

Второй момент заключается в том, что кандидаты, которые шли по списку, уже больше месяца готовят законопроекты, которые они должны подавать. Мы предложили кандидатами от «Слуги Народа» разбиться по тематическим группам, которые во многом напоминают парламентские комитеты. Они больше месяца проводят заседания в таких комитетах, обсуждают концепции законодательных изменений, пишут тексты законопроектов.

Мы решили, что у нас будут максимально открытые и демократические внутрифракционные дискуссии, но мы ожидаем, что окончательное решение фракции будет поддерживаться нашими народными депутатами единогласно.

- А если кто-то из членов фракции проголосует не так, как решила фракция? Он будет исключен?

- Надеюсь, именно внутрифракционные обсуждения будут полем для дискуссии, дебатов и аргументов за и против, чтобы наружу мы выходили с общим решением и таких случаев не присходило.

- Вы ведете переговоры о коалиции, все же решили брать единоличную ответственность?

- Обсуждение продолжается. В целом у нас достаточно депутатов для того, чтобы принимать законы. У нас есть президентская и партийная программа, которая отвечает запросам украинского общества, но, конечно, мы бы хотели сотрудничать с другими политическими силами в парламенте для того, чтобы законодательные инициативы, которые будет принимать следующий созыв Верховной Рады презентовали максимально широкий круг украинского общества.

Также мы надеемся, что другие политические силы будут проявлять такую же политическую волю к изменениям и политическую ответственность, как и наша партия. Я говорю о тех законодательных инициативах, о которых мы говорили раньше - антикоррупционные законы и реформы. Надеюсь, что другие силы их также будут поддерживать, потому что это изменения, которые требует общество.

- Значит ли это, что тематические группы, о которых ты говорила, станут основами комитетов будущего парламента? Есть ли уже кадровые решения, кто каким комитетом будет заниматься?

- Мы пошли немного дальше, и предложили будущим депутатам, на их выбор, участвовать в работе от одного до нескольких комитетов. Это было сделано, с одной стороны, для того, чтобы лучше между собой интегрировать людей, а также для того, чтобы будущие кандидаты в депутаты могли понять, какая повестка дня будет в том или ином комитете, и до начала работы ВР окончательно определились, в каком комитете хотели бы работать.

Кадровые решения будут озвучены в ближайшее время, но это, однозначно, будет публично.

- Президент озвучил, кого он рассматривает на должность ген-прокурора. Как ты прокомментируешь кандидатуру Руслана Рябошапки. Ты готова поддержать его на голосовании?

- Если Президент направит в ВР представление о назначении Руслана Рябошапку на должность генерального прокурора, я думаю, что Верховная Рада поддержит его.

Я считаю его хорошим кандидатом на эту должность. Он имеет серьезный опыт работы в центральных органах власти, в Минюсте и антикоррупционных органах. Это человек, с одной стороны, с опытом, нравственными ценностями, стержнем, а с другой стороны, он не является частью «системы», которую надо менять, соответственно, может иметь волю для реформирования этой структуры.

- Учитывая это, должен спросить: подход к кадровым решениям в команде - «лучшие», профессионалы, или все же преимущество будут иметь «свои», члены команды?

- Во время парламентских выборов мы уже продемонстрировали, что для нас важен профессионализм человека.

В свои списки и на мажоритарных округах мы приглашали не только тех людей, которые прошли с нами президентскую компанию, но и тех, которые могли ранее не разделять наших взглядов.

Я думаю, что такой подход сохранится и дальше, но основным критерием будет соответствие опыта и профессиональных навыков той должности, на которую человек претендует.

На некоторые должности, с большой вероятностью, у нас будет несколько кандидатов. Нам будет, из кого выбирать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать