Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинские «амазонки» раньше и теперь

О еще одном аспекте военного сопротивления
18 апреля, 16:46
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Некоторые ученые считают, что родиной «амазонок» является именно южная Украина. Сохранились исторические упоминания о славянских женщинах-воинах. Скажем, византийский патриарх Никифор, описывая битву ромеев с аварско-славянским войском, которая состоялась в 626 году под Константинополем, отмечает, что «среди тел погибших находили женщин-склавинок». А склавины — это древние славяне. Древнерусские летописи описывают жизнь преимущественно мужчин. Устное же народное творчество содержит упоминания и о женщинах-воинах. Например, из фольклорных источников предстают такие прекрасные образы, как Настасья Микулична — жена богатыря Добрыни, Настасья-королевна — жена богатыря Дуная и другие. Былины рассказывают, что у киевского князя Владимира пируют «поляницы, девушки молодецкие». Слово «поляницы» пересказчик объясняет так: «это были молодецкие воины-женщины, богатырского рода, воинству наученные».

***

Как-то, листая подшивки «Кримської світлиці», обратил внимание на фото колоритной казачки в папахе, шароварах и с саблей. Оказалось, что это уроженка Крыма Харитина Пекарчук, которая сто лет назад воевала за Украину. И враги теперь будут утверждать, что полуостров «исконно российский»? Где же он «российский», если даже коренная крымчанка боролась против ненавистной империи с саблей в руках? Фото Харитины Пекарчук как раз и фиксирует факт участия новейших амазонок в войнах ХХ века. Писал о мужественных подпольщицах Холодного Яра и писатель, участник тогдашних боев за Украину Юрий Горлис-Горский. Мотивированные женщины ничуть не уступали мужчинам. Мало того, случалось, что и командовали ими. Cкажем, Александра Соколовская (легендарная атаманша «Маруся»), по убедительным показаниям Василия Шкляра, была реальным историческим лицом, учительницей гимназии. Знаем о ней больше благодаря его роману: «Вы думаете, мне нравится проливать кровь? Я учительница, и братья мои были учителями. Мы не собирались убивать. Но пришел завоеватель, и тут уже есть одна правда: или он тебя, или ты его. Иначе не бывает», — так объясняла «Маруся» свою мотивацию побратимам.

***

Подобное повторилось и в годы Второй мировой войны. Отчаянная Вера Гисяк по стилю поведения и количеству приключений немного напоминает Горлиса-Горского или Евгения Стахива. Еще в школе была членом «Сокола» и «Пласта». С 1938-го она была в Юношестве ОУН. В 1940 году нелегально перешла польско-венгерскую границу на Закарпатье. Впоследствии была арестована венграми и выдана немцам. В Сяноку убежала из жандармерии и добралась до Кракова. В 1941 году Провод ОУН направил ее в Ривное, а затем — на Полесье в Берестье и Дорогочин. Была арестована немцами в 1943 году под именем «Вера Дякович» за связь с УПА. Печально, что не известны обстоятельства смерти подпольщицы, да и вообще, не хватает данных о ее пребывании на Берестейщине. Потому что для нас было бы крайне интересно знать, как чувствовала себя галичанка в условиях подполья на юге нынешней Беларуси.

***

Воюют женщины и в последней российско-украинской войне. В Илловайском котле и Дебальцево среди погибших и раненных есть женщины. Потому что когда над Родиной нависла опасность, собрали походные рюкзаки и они. Отправилась на фронт и Виктория Дворецкая, дочь принципиального сотрудника милиции, который ушел с работы, немного не доработав до пенсии. Виктория удалась в отца — такая же принципиальная, боевая. Некоторое время была первым заместителем командира разведывательно-диверсионной роты.

Была журналисткой, но потом оказалась в подразделении морской пехоты Лариса Малая. Попала к тем морпехам, которые вышли из Крыма, потому что не захотели изменять Украине. Гармонично вписалась в коллектив. «Когда женщина попадает в мужское подразделение, — говорила потом, — бойцы становятся более вежливыми, сдержанными. Становятся мужчинами с большой буквы! А наивысшая похвала для женщины на фронте, когда ее называют «побратимом» (см. «День» № 173-174 от 28 сентября 2017 года). Мать троих детей Татьяна Чудновец работала учительницей, но пошла на фронт вслед за мужем и сыном. Поскольку сама с Винничины, то и позывной получила «Подоляночка». Конечно, мыслями постоянно с родными: «Я очень скучаю за детьми, особенно за своей 4-летней доченькой... Ведь когда у побратимов с их детками дома хотя бы мама, то у моей Катруси нет ни папы, ни мамы... Но должна быть здесь, на Донбассе, ради ее будущего, ради тысяч таких, как она!» (см. «День» № 86-87 от 18 мая 2018 года).

Киевлянка Андриана Сусак — дочь предпринимателя. Также не смогла оставаться в тылу во время войны. В 2014 году с сотней добровольцев пошла в сторону Луганска. Теперь уже половины тех ее побратимов нет среди живых. Киевлянка, родовые корни которой из Прикарпатья, а дед воевал в УПА, оставалась в зоне АТО, даже будучи беременной. Первый толчок сына почувствовала тогда, когда выехала на боевую операцию. Была на четвертом месяце. А на пятом — вернулась домой, чтобы родить потомка. Как-то ей приснились погибшие побратимы, которые звали к себе. Андриана ответила: «Не могу, ребята, у меня же ребенок...»

***

Как видим, не перевелись еще амазонки на украинской земле. Теперь они не только на Юге, как в седую древность, но и по всей Украине! Возрождают славу своих предшественниц. Одессит Юрий Липа писал еще в 1938 году: «Собственно, украинка, как мало какая женщина в Европе, была связана с войной и с героической воинственностью...» Но в этой же статье он писал и о важности материнства. Об обожествлении Матери как символа единства украинской нации.

Из этой войны нужно сделать надлежащие выводы. Рожать побольше, воспитывать детей в патриотическом духе, прививать аскетизм, заботиться об экологии, поднимать экономику. Станем сильнее, так, может, и воевать не придется.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать