МЕНЮ

Слово об отце

Виталий НЕЧИПОРЕНКО, постоянный читатель и подписчик «Дня» с 1996 года, фото из семейного архива
7 ноября, 2019 - 19:47
Исполнилось 90 лет со дня рождения заслуженного мастера народного творчества Украины, художника Ивана Нечипоренко

Пятого ноября исполнилось 90 лет со дня рождения моего отца, заслуженного мастера народного творчества Украины, художника Ивана Григорьевича Нечипоренко.

Родившись в казацкой семье Григория и Галины Нечипоренко в селе Пролетарское (Ксензовка) около славной гетманской столицы Батурина на Черниговщине, он рос среди живописной полесской природы, которая навсегда запечатлела ощущение прекрасного в его душе.

Судьба приготовила будущему Художнику тернистый путь, на котором, как на его рушниках, тесно переплелись черные и красные краски, Любовь и Печаль, Добро и Зло.

В январе голодного 1933 года сельские комбедовцы, которым понравился дом моего деда-колхозника, вышвыривают на снег и мороз его семью, запретив кому-либо в селе приютить их. Как смогли выжить тогда — известно лишь Богу и тем немногочисленным односельчанам, что, не испугавшись террористической власти, приютили их.

С раннего детства отец привык к труду — собирал кок-сагыз, был водовозом, погонщиком волов в колхозе. Детская душа жадно впитывала красоту близлежащей природы Северщины, ее вековечных лесов и тихих вод, возникало понимание необходимости ежедневного тяжелого труда для достижения любого результата. Тогда закладывались основы мировоззрения будущего Художника.

Отец пошел стопами своего старшего брата Сергея и окончил Кролевецкий художественный техникум, а для последующей работы его направили в художественно промышленную артель «Победа» маленького городка Богуслав, что на Киевщине, мастером цеха. Рассматривая фотографии 50-х годов, удивляешься, как в таких условиях можно было вообще работать.

Мечтая о возрождении национального искусства, молодой специалист пешком прошел все села района, срисовывая эскизы полотенец, чтобы сохранить народные традиции.

Используя обычаи местного народного ткачества, он, вместе со своими коллегами Г. Анджиевским и Н. Скопец, творчески переосмыслил их, создав непревзойденные образцы декоративных изделий.

Большая работоспособность, уникальный сплав таланта и энергии позволили моему отцу достичь успехов во всех направлениях своей деятельности.

Будучи фактическим творцом Богуславской школы художественного ткачества, он создал ориентировочно 800 творческих работ, которые всегда привлекают внимание ценителей выразительной декоративностью и своеобразным колоритом, изысканностью композиций. Его лучшие работы находятся в музеях Киева, Львова, Переяслава, Белой Церкви, Канева, Петербурга, Москвы и других городов; экспонировались и были отмечены на десятках выставок как в Украине, так и в дальнем и близком зарубежье. Ему по праву присвоено звание «Заслуженный мастер народного творчества Украины» (1996 г.).

Именно его произведения, замеченные тогдашним Председателем Совмина Украины В.В. Щербицким, стали последним и решающим аргументом в решении вопроса строительства новых корпусов фабрики художественных изделий. Работая с 1961 по 1980 год главным инженером фабрики, он проявил себя как успешный менеджер производства. Под его непосредственным руководством была построена фабрика, со всей Украины были свезены ткацкие станки, ежегодно фабрика выпускала десятки тысяч полотенец, салфеток, скатертей, штор, налавников, ковров, которые не только успешно реализовывались на поприщах тогдашней большой Родины, но и стали визитной карточкой Богуслава, Киевщины, Украины во всем мире.

Беспрецедентный случай, когда имперское государство было вынуждено дважды отметить человека, который пропагандировал национальное искусство Украины, наградив орденом «Знак Почета» (1966) и «Трудового Красного Знамени» (1976).

Работники фабрики всегда вспоминают отца как требовательного, но справедливого и человечного руководителя.

Иван Нечипоренко проявил себя как человек с нестандартным мышлением, как изобретатель и рационализатор.

В 1955 году он усовершенствовал ручной ткацкий станок, разработал новую технологию изготовления народных узорных тканей, которая дает возможность выполнять сложные рисунки и выпускать разнообразный ассортимент изделий. Согласитесь, чтобы усовершенствовать ткацкий станок, которым человечество пользуется тысячи лет, нужно быть настоящим профессионалом.

Отец имел искренний характер и большое, открытое для всех сердце. Невзирая на значительную творческую и производственную нагрузку, он всегда находил время для семьи. Навсегда в памяти останутся наши походы по Роси, путешествия Украиной. Отец никогда не поучал меня словами. Он учил жить своим примером, своей жизнью, отношением к людям. И я всю жизнь пытаюсь равняться на него.

Но человеческое сердце не приспособлено к подобным перегрузкам. В 1979 году, во время отраслевой ярмарки, отец переносит инфаркт и клиническую смерть. Отмоленный у смерти, он возвращается к труду, но о прежних нагрузках уже не может быть и речи.

В 1980 году переходит на творческую работу художника, продолжая удивлять мир непревзойденной красоты произведениями декоративного искусства. Его труд был оценен премией им. Екатерины Белокур, дипломами Академии искусств СССР, Союза художников СССР, почетной грамотой и званием лауреата премии советских профсоюзов, золотой, серебряными и бронзовыми медалями ВДНХ СССР и УССР, многочисленными грамотами, дипломами, денежными премиями.

«Благодаря Нечипоренко Ивану Григорьевичу народное ткачество Киевщины заняло весомое место в истории украинской национальной культуры», — идет речь в представлении Союза мастеров народного искусства на вручение премии им. Екатерины Белокур.

Но время не стоит на месте. Развалилась империя, сменилось руководство фабрики, нужными стали не творцы и профессионалы, а дельцы и ловкачи. Годы и прожитая жизнь давали о себе знать — обострялись проблемы со здоровьем.

Всю жизнь отец отдал фабрике художественных изделий «Победа». И когда в марте 2002 года, подошедши к фабрике, он увидел лишь закопченные стены, черные провалы окон и разворованное оборудование, — сердце его не выдержало.

В наш информационный век скромность ведет к забвению.

Отец был очень скромным человеком. Возродив и подняв на высокий уровень декоративное ткачество Богуславщины, воспитав своих последователей (прежде всего Елену Попову, Валентину Мащенко), он никогда не восхвалялся, не рекламировал себя при каждой возможности. А теперь находятся ловкачи, которые пытаются создать себе имидж на имени Ивана Нечипоренко.

Какой-то потайной смысл ищешь в последних словах, произведениях, действиях отца. Я знаю: пока будут помнить его люди, пока его произведения будут будить души украинцев, пока его рушники будут украшать светлые образы в церквях и на них будет лежать святой хлеб, до того времени Отец не уйдет в Лету, он с нами.

Помяните его добрым тихим словом и искренней молитвой.