Сергей Литвиненко во Львове

О наследии украинского скульптора и художника, испытавшего гонения от польской и большевистской власти

К гениальным украинским художникам, которые испытали гонения от польской и большевистской власти и которым пришлось искать пристанища на чужбине, принадлежит украинский скульптор и художник Сергей Литвиненко (1899 — 1964).

К сожалению, в Энциклопедии современной Украины мы не нашли ни одного слова о монументальных произведениях Литвиненко, и в первую очередь на Львовщине. Поэтому опишем их такими, какими их видели в 1930-х годах жители моего родного села Чернилявы, что около Яворова и в 60 километрах от Львова.

МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ЛЬВОВЩИНЕ

28 мая 1933 года, в 17-ю годовщину смерти Ивана Франко, на Лычаковском кладбище во Львове в условиях польского господства состоялось всенародное открытие памятника-монумента на могиле Ивана Франко. Во Львов прибыли многочисленные делегации из всех городов и сел Галичины, из Волыни, Закарпатья, даже из Канады. Возложение огромного количества венков длилось полтора часа. Открытие памятника состоялось под пение многочисленных хоров «Просвіти», в том числе и хора «Просвіти» из Яворова. Это было нерядовое событие в жизни украинцев Западной Украины.

Памятник создал за народные пожертвования Сергей Литвиненко. На посвящение памятника во Львов приезжали из Чернилявы деятельницы Союза украинок Настя Ядлось, Екатерина Котовская, Екатерина Федунь, Екатерина Турко, Пелагия Лысак в составе яворовского сообщества Союза украинок.

Фигуру бронзового Каменяра, который разбивает скалу, скульптор лепил из своего ученика Николая Сагайдакивского — парня высокого ростом и атлетического телосложения. В 1931 году Литвиненко создал скульптурный портрет Сагайдакивского, который учился при содействии Литвиненко сначала в Краковской, а позже в Варшавской академии искусств.

К Троице в 1938 году на украинском кладбище в Яворове при участии Сергея Литвиненко было установлен и освящен величественный памятник борцам за свободу Украины — Сечевым стрелкам.

Для сбора средств на памятник павшим за свободу Украины на яворовском кладбище краевое общество «Просвіти» во Львове выпустило почтовую открытку стоимостью в один злотый с изображением макета будущего памятника Сечевым стрелкам вместе со скульптором Литвиненко.

Эта открытка распространялась среди гимназической молодежи, студентов, членов разнообразных обществ и организаций городов и сел Львовщины. Филиал Львовского общества «Охраны военных могил», основанный в 1929 году, заботился о могилах павших в освободительной войне и собирал добровольные взносы на сооружение памятника в Яворове. Средства на памятник составили свыше пяти тысяч злотых.

В самом лишь Яворовском уезде в те времена действовало свыше 300 обществ и организаций — по случаю многолюдного открытия памятника Сечевым стрелкам в Яворов прибыли делегации разнообразных молодежных обществ с венками и цветами из разных сел и городков тогдашнего Яворовского уезда, а также многочисленные гости из Львова и уездных городов Львовщины, — вместе прибыло свыше десяти тысяч сознательных людей. Духовенство уезда возглавлял во время посвящения памятника настоятель храма св. Юра Украинской греко-католической церкви — о. Матвей Мокривский, декан Яворовского деканата. Здесь, на кладбище, состоялась поминальная молитва. Хор самодеятельных коллективов уезда исполнил с воодушевлением национальный Гимн «Ще не вмерла України...».

После этого состоялось торжественное народное вече и возложение многочисленных венков на могилы наших героев. Выступали самодеятельные коллективы уезда, которые исполнили стрелецкие и народные песни. Выступали и участники хора яворовской «Просвіти» под руководством Владимира Недилка, а хор чернилявской «Просвіти» спел песню «Заквітчали дівчатонька» на слова и музыку Романа Купчинского, хорунжего УСС.

По воспоминаниям Стефании Ризнык, скульптор лепил фигуру Воина из Теодора Перуна, жителя Чернилявы, который был высок ростом, имел красивое атлетическое телосложение. Позже стал известным деятелем ОУН и УПА.

Польская власть всячески противодействовала этим акциям, но патриотический порыв среди молодежи Яворовщины был настолько мощным, что помешать почтению памяти Героев не смогла. Во время немецкой оккупации яворовцы и патриоты Яворовщины не забывали чтить память Сечевых стрелков в Яворове. В те времена никто не препятствовал этому.

В 1946 — 1948 годах агенты НКВД дважды подрывали его тайно от человеческого глаза, были оторваны рука и нога воина. Советская власть убивала в памяти людей все воспоминания о прошлом, искореняла народные обычаи и обряды. Карали тех, которые осмеливались хотя бы устанавливать сине-желтый флаг на могилах Сечевых стрелков. Но памятник выстоял до наших дней.

По идеи скульптора Сергея Литвиненко, его украинский воин, который задумался над разоренной судьбой Матери-Украины, когда восстанет свободная Украина, должен поднять свой славный меч как торжество победы над врагом Украины.

На монументе борцам за свободу Украины вычеканены слова как послания в будущее: «Полеглим Яворівщина // Хоч полягли -// Житимуть у пам’яти // Майбутніх поколінь».

На левой стороне памятника после реставрации в 1992 году были восстановлены поврежденные части памятника и уничтоженная надпись «С. Литвиненко. 1938».

Третий монументальный памятник работы Сергея Литвиненко установлен на кладбище городка Рава-Руськая, что на Львовщине. Памятник всегда украшен цветами. Надпись на памятнике: «Полеглим. 1914 — 1920. Тут лежать наші герої, котрі померли, щоб ми жили вільні».

ВЕХИ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ

Сергей Литвиненко родился 5 октября 1899 года в городе Пирятине на Полтавщине. Среднее образование получил в Лубенской гимназии, которую окончил в 1917 году. Как только большевистская Россия начала захватническую войну против Украины, молодой Литвиненко добровольцем вступил в армию Украинской Народной Республики. В 1919 — 1920 годах служил хорунжим в рядах Серожупанной дивизии Главного атамана Армии УНР Симона Петлюры — было тогда ему 20 лет.

21 ноября 1920 года армия Петлюры перешла реку Збруч на территорию Польши, где она была интернирована (разоружена) и брошена в военные лагеря по всей территории Польши. Сергей Литвиненко вместе с генералом Армии УНР Александром Пилькевичем и офицерами УГА два года находился в лагерях в Ланцуте и Вадовицах. В этих лагерях находились воины УГА из Чернилявы, которые лично знали Литвиненко. От голода, эпидемий и пыток в лагере Домбье погибло почти шесть тысяч украинцев.

В 1924 — 1929 годах Литвиненко учился в Академии искусств в Кракове, в классе профессора Казимежа Лящека. Изучал керамику у профессора Александра Трибунного. Успешно окончил Академию искусств и, как одаренный и талантливый студент, восемь раз получал академические награды. По рекомендации профессора Лящека в 1930 году поехал в Париж продолжать учебу в высших студиях Академии искусств Франции. Выставлял свои произведения скульптуры и живописи в салонах всемирно известного замка французских королей Тюильри.

В середине 1930 года Литвиненко переехал во Львов и впоследствии стал самым выдающимся скульптором в Западной Украине в межвоенный период. Во Львовской изобразительной студии профессора Сергея Литвиненко учились студенты, будущие скульпторы: Яков Чайка, Владимир Сколоздра, Николай Батиг, Николай Сагайдакивский и Теодор Штокало. На заказ «Просвіти» Литвиненко создал замечательный памятник митрополиту Андрею Шептицкому по инициативе первого директора львовского Национального музея Иллариона Свенцицкого — выдающегося украинского ученого, основателя музея. Его установили в 1935 году около Национального музея (позже Музей украинского искусства). По оценке специалистов, это была одна из лучших работ художника. В 1947 году по приказу советской власти скульптура была разбита работниками НКВД.

Первый заказ во Львове он получил от Украинской греко-католической семинарии на две скульптуры в бронзе святых Кирилла и Мефодия (творцы славянской культуры) и памятники великим князьям Данилу Галицкому и Владимиру Великому.

В 1933 году на заказ «Просвіти» во Львове Литвиненко изготовил четыре скульптурных портрета: молодого Тараса Шевченко, Ивана Франко, митрополита Андрея Шептицкого и гетмана Украины Ивана Мазепы. В том же году скульптор завершает свою гениальную работу над надгробным памятником Ивану Франко, который стал самым выдающимся его произведением.

Умер в 1964 году в Нью-Йорке, здесь нашел вечный покой.