МЕНЮ

О системных проблемах здравоохранения

Валентин ПОЛЬЧЕНКО, доктор медицинских наук
5 декабря, 2019 - 19:15
До сих пор остается окончательно не определенной роль государства

В разных странах мира находят применение разные системы здравоохранения. Но ни одна из них не может быть типовой и принятой за стандарт из-за отсутствия тождественности стран как в состоянии здоровья населения, так и окружающей среды, которая его окружает и формирует. Проблемы  здравоохранения привлекают общественное внимание во многих (в т.ч. экономически развитых) странах и они нередко становятся источником протестных выступлений и требований.

Реформирование здравоохранения стало актуальной необходимостью в Украине в связи с провозглашением независимости страны и изменением ее политического и социально-экономического устройства. Однако одним из недостатков начатых в отрасли здравоохранения реформ является механическое внедрение систем других стран (особенно, весьма далеких от совершенства) без научно обоснованной концепции их эффективности для здоровья собственного населения. Учитывая вышесказанное, попытаемся рассмотреть с причинно-следственных позиций начатые в Украине нововведения в двух главных функциональных блоках здравоохранения, которые имеют системополагающее значение и требуют особого внимания.

1 Блок функций первичной профилактики нацелен, как известно, на выявление и устранение причин нарушений здоровья, возникающих под влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды. Чтобы стать эффективными, ресурсы в данном блоке, очевидно, должны быть приоритетными и достаточными. Однако вызывает удивление самоустранение государства и Минздрава от выполнения профессионального санитарно-эпидемиологического надзора и контроля за объектами хозяйственной деятельности и попытка перевести последних на режим самонадзора и самоконтроля. В результате видим признаки ослабления профилактической деятельности. Как свидетельствуют СМИ, нарушения санитарных правил и требований гигиены стали постоянными причинами случаев массовых отравлений и других заболеваний в детских садиках, школах, в местах летнего отдыха, общественного питания, в быту. Тревожными стали сообщения об эпидемических вспышках (особенно среди детей) заболеваний корью, дифтерией, гриппом, вирусным гепатитом и другими инфекциями. Значительными остаются еще риски распространения особо опасных инфекций с высокими фатальными исходами. Среди них тестовым сигналом можно назвать рост заболеваемости туберкулезом. В условиях отсутствия функций профессионального санитарного надзора в области школьной гигиены, гигиены труда, коммунальной гигиены, гигиены питания, экогигиены, социальной гигиены значительно будет возрастать также и неинфекционная заболеваемость. Почему именно гигиена, как наука о здоровье, стала объектом таких странных преобразований — никто из архитекторов реформ не попытался объяснить. Учитывая все это, приведенные в данном профилактическом блоке изменения санитарно-эпидемиологических функций никак не назовешь понятными и необходимыми реформами. Они скорее являются ошибочными и подлежат пересмотру.

2 Блок функций восстановления нарушенного здоровья и вторичной профилактики его осложнений обязан решать уже проблемы не причин, а последствий, возникающих в результате недостаточного выполнения профилактических функций и имеющих постоянную тенденцию к накоплению. Чтобы обеспечить своевременное выявление, лечение и реабилитацию людей с нарушенным здоровьем, потребность в функциях данного блока постоянно возрастает. Соответственно возрастает и потребность в увеличении финансирования. Начатая на этом фоне реформа амбулаторно-поликлинической помощи позволяет, очевидно, сэкономить значительную часть бюджетных средств. Она становится двухэтапной. На первом — семейным врачом общей практики оказывается первичная медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь становится доступной для пациентов лишь на втором этапе и только по решению семейного врача. Свободный выбор пациентами семейного врача общей практики и оплата труда последнего в зависимости от количества пациентов позволяют считать вновь вводимую форму услуг целесообразной как с медицинской, так и с экономической точек зрения. Благодаря реформе семейный врач начинает работать по правилам бизнеса на пациентах. Если качество новых форм медицинской помощи будет высоким, а восстановление здоровья пациентов — более эффективным, то такую реформу можно считать целесообразной. Убедиться в этом позволит только длительное время работы по новым правилам.

Впечатляющими и смелыми воспринимаются реформы в сельской местности. Об этом свидетельствуют начатые проекты создания в селах новых амбулаторий семейной медицины, обеспечение их современным медицинским оборудованием, автотранспортом и компьютерными технологиями. Перспектива развития и модернизации работы амбулаторий, высокая заработная плата семейного врача и обеспечение его жильем открывают путь для перехода к более квалифицированной медицинской помощи сельскому населению на уровне городского. Таких кардинальных и масштабных преобразований село никогда не знало со времен земской медицины. И это, безусловно, весомый вклад в охрану здоровья населения, начатые реформы в Украине.

Здравоохранение —  это сложная, многоцелевая и интегрированная до конечной цели система деятельности. Поэтому управлять такой системой непросто и она требует дополнительных профессиональных знаний как в области социологии, так и менеджмента. Прежде всего, у министра здравоохранения и ведущего руководящего состава, отвечающих за состояние здоровья населения. Сегодня, в условиях децентрализации, менеджмент главного врача района или города будет, видимо, таким, чтобы системно объединять и выполнять на своем уровне функции, свойственные государственному уровню, т.е. заботиться не только о восстановлении, но и предупреждении нарушений здоровья. В современных условиях необходимы реформы, направленные на улучшение кастинга, повышение квалификации и профессиональной пригодности руководящих кадров как в МОЗ, так и на местном уровне.

До сих пор остается окончательно не определенной роль государства. На наш взгляд, государство вряд ли сможет быть в стороне от проблем здравоохранения. Особенно в профилактической области, где его роль является решающей и никем, кроме государства, реализованной эффективно быть не может. Незаменима также его роль в обеспечении взаимодействия системных функций охраны здоровья, которые реализуются сегодня не только за счет государственного бюджета, но и других источников финансирования. Государственным должен оставаться профессиональный санэпиднадзор как неотъемлемая часть основных медицинских функций, которые определяют эффективность всей системы здравоохранения. Выбор систем медицинской помощи и профессиональная кадровая политика в отрасли являются важными прерогативами государства.

Целостный системный подход государственных структур к реформированию здравоохранения становится крайне необходимым, чтобы понять и не допустить трудно поправимых ошибок в этой жизненно важной и сложной отрасли деятельности. Такая деятельность не может быть стихийной и ограничиваться только показателями удовлетворения потребностей населения в лекарственных средствах, амбулаторных приемах, госпитализации или индивидуальных хирургических вмешательствах, например. Главными критериями ее оценки считаются во всех странах конечные результаты, свидетельствующие о состоянии здоровья населения (уровни рождаемости, заболеваемости, детской и общей смертности, продолжительности жизни). Этими общепринятыми критериями ВОЗ желательно руководствоваться в Украине и при проектировании реформ в системе здравоохранения. Для оценки системного уровня медицинской помощи населению они должны быть на виду средств массовой информации и всего сообщества.