МЕНЮ

О художнике Борисе Пианиде

Анатолий ЗБОРОВСКИЙ, директор Ирпенского историко-раеведческого музея, иллюстрации предоставлены автором
25 июня, 2020 - 19:31
Ирпень дарил вдохновение многим художникам. Но немногие щедро благодарили его своим трудом

30 мая художнику, кандидату искусствоведения, доценту Киевского государственного художественного института Борису Никитовичу Пианиде исполнилось бы сто лет. По случаю юбилея в историко-краеведческом музее города Ирпеня на Киевщине открылась выставка «Жизнь и произведения художника Б.Н. Пианиды» (из фондов музея). Ирпень дарил вдохновение многим художникам. А Борис Пианида принадлежит к числу тех немногих художников, которые щедро благодарили Ирпень своим трудом. Борис Никитович устроил в городе частный мемориальный музей своего учителя Матвея Донцова в 1975 (!) году, где организовал детскую художественную студию, в которой бесплатно обучал искусству юных ирпенцев. Стараниями Бориса Пианиды в Ирпене был установлен памятник-стела возле дома, где прожил последний год своей жизни выдающийся украинский живописец Федор Кричевский. Когда в Ирпене городская библиотека получила новое помещение, Пианида позаботился, чтобы его украсили дипломные работы выпускников художественного института. Когда в городе организовывали Ирпенский историко-краеведческий музей, Борис Никитович предоставил для него материалы об ирпенских художниках.

На выставке экспонируется графика и живопись Б.Н. Пианиды. Он был замечательным графиком. Смотришь на портретные зарисовки работы Бориса Никитовича и видишь людей, их характеры. Конечно, он отдал дань и ленинской теме. А вот тематика Второй мировой войны для него не была конъюнктурой. Война оборвала его учебу в Харьковском художественном институте. Погиб на войне старший брат Александр, офицер советской армии, который много рассказывал младшим братьям Борису и Владимиру о творчестве Т.Г. Шевченко, И.Ю. Репина, В.И. Сурикова и других художников и тем самым стимулировал ребят к искусству. На выставке экспонируются и фронтовые рисунки Б.Пианиды. Художник и на войне остается художником. В 1942 году ранение и контузия вывели солдата-десантника Бориса Пианиду из рядов бойцов. Он вернулся к учебе. В 1947 году Б. Пианида окончил с отличием Киевский государственный художественный институт, где учился на живописном факультете в мастерской профессора А. Шовкуненко.

В 1951 году Б.Н. Пианида защитил кандидатскую диссертацию по искусствоведению. В течение последующих лет написал и опубликовал более 250 разнообразных искусствоведческих статей. Самым значительным из его печатных трудов является монография о художнике М. Донцове, изданная в 1962 году. Одновременно с преподавательской деятельностью Борис Никитович проводил в художественном институте немаловажную общественную работу. Кроме Ирпеня, он учил детей и молодежь в двух художественных студиях в Киеве.

Но прежде всего Борис Пианида — художник. Широк его творческий диапазон — от тематических картин, портретов, пейзажей до монументально-декоративных росписей, мозаик, витражей, выжигания. Свой протест художника против уничтожения гитлеровцами произведений искусства Б.Н. Пианида выразил картиной «Варвары ХХ века». С горечью изобразил художник разрушения, совершенные немецкими захватчиками на украинской земле. Б. Пианида также воспроизвел в своих картинах много живописных уголков родной природы и исторических памятников. В составе творческих групп архитекторов, художников, скульпторов Б.Н. Пианида выполнил ряд монументально-декоративных работ в городах Донбасса, на Херсонщине, на родине Тараса Шевченко в селе Моринцы, в Ксаверовке на Киевщине, в селе Песчаном Черкасской области, в ряде зданий жилого и общественного назначения в Киеве и тому подобное. Вспоминают, что Борис Пианида был эрудированным человеком, хорошо знал творчество репрессированных коммунистическим режимом художников.

Борис Пианида умер 8 марта 1993 года. Он прожил бы дольше. Но однажды, когда Пианида возвращался поздно ночью из Киева, где учил юных искусству, нашлись уроды, которые избили старого учителя. В результате избиения ребро художника уперлось в его легкое. Последние годы Борис Никитович очень страдал. Он ходил согнутый и не мог разогнуться. Спал, сидя в кресле. Перед смертью художник завещал похоронить его в украинской вышитой сорочке возле могилы своего учителя М. Донцова. Последнюю волю художника выполнили.

К сожалению, после смерти Бориса Никитовича созданный им мемориальный музей Матвея Донцова прекратил свою работу. Но Ирпенский историко-краеведческий музей хранит память о выдающемся земляке.

Благодаря своему таланту и доброте Борис Никитович будет жить в памяти своих современников, а также тех людей, которые родились и родятся после его смерти.

Когда я вспоминаю художника Пианиду, то в моей памяти всплывает воспоминание об открытии Ирпенского историко-краеведческого музея в 1987 году. Руководители города отправились к книге отзывов и вдруг сразу отошли в сторону. Оказалось, что на первой странице книги отзывов краснеет какое-то пятно. Я до сих пор не знаю, был ли это какой-то случайный дефект, не замеченный художником, покупавшим альбом для книги отзывов, или кто-то намеренно сделал пакость. Выручил Борис Никитович. Он спокойно вытащил из кармана лезвие бритвы, счистил красное пятно и сделал первую запись. Написал в нижней части страницы. Верхнюю он оставил, видимо, для главы города. Борис Пианида был скромным человеком. Он — кандидат искусствоведения, доцент Киевского художественного института, основатель и заведующий мемориальным музеем. Другой человек на его месте покритиковал бы меня, тогда еще новенького директора музея, указал бы на недостатки. А Борис Никитович знал, что на открытии могут случиться какие-то проблемы, и пришел с лезвием бритвы в кармане, чтобы оперативно их устранить. И спокойно это сделал, ни на кого не сетуя.  Таким был художник Борис Пианида.