МЕНЮ

«Музыкальная Каменица» – живая душа Соломии Крушельницкой

Наталия ГУМНИЦКАЯ, Львов, фото предоставлено автором
17 октября, 2019 - 18:24
К тридцатилетию Музыкально-мемориального музея во Львове

Внеземная жизнь выдающихся фигур находит свое продолжение в популяризации их творческого наследия благодарными потомками. Одним из самых эффективных способов исследования и познания жизненного и творческого пути гениальных личностей является музейное дело. Однако не всем везет иметь такие научно-исследовательские центры. К счастью, нашей славной Соломии Крушельницкий, Оперной Диве, которая царствовала на лучших оперных сценах мира, невероятно повезло. Ровно тридцать лет тому назад, в октябре 1989 года, был открыт Музыкально-мемориальный музей Соломии Крушельницкой в доме, который был собственностью певицы с 1903 по 1939 год и в котором прошли последние годы ее жизни. Сегодня этот дом по улице Соломии Крушельницкой под номером 23 знают не только львовяне, но и многочисленные туристы и творческие личности, почитатели таланта гениальной исполнительницы главных ролей в операх Пуччини, Вагнера, Верди, Доницетти, Беллини, Чайковского, Монюшко, Масне, Сен-Санса... А ее непревзойденная Чио-Чио-Сан, которая сделала оперу Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй» бессмертной, до сих пор является образцом вокала и совершенной актерской игры, которой увлекались знаменитые Сара Бернар и Элеонора Дузе.

По случаю тридцатилетия функционирования музея, который за свои системные музыкальные высокоискусные программы в стиле знаменитой хозяйки дома получил неофициальное название «музыкальная каменица», во Львовском доме ученых состоялась Торжественная академия. Среди многочисленных гостей торжеств были представители большой семьи Соломии Крушельницкой, которая имеет своих героев и поэтов — Героя Украины композитора Мирослава Скорика, Героя Небесной сотни Андрея Дигдаловича, поэта и переводчика Андрея Содомору и поэтессу Теодору Савчинскую. Первым поздравил и благословил участников академии священник Тарас Савчинский, один из самых старших членов семьи певицы.

В юбилейном сжатом докладе неизменная директор музея Галина Тихобаева очертила направления деятельности и весомую наработку немногочисленного, но высокопрофессионального, сплоченного и преданного своему делу коллектива. На протяжении этих лет институция концептуально охватила все основные векторы музейной работы — научно-фондовый, научно-исследовательский, просветительский, экскурсионный, концертно-выставочный, издательский. Стержнем каждого из этих направлений были вопросы изучения и популяризации жизни и творчества Патронессы музея — Соломии Крушельницкой. Благодаря творческому, ритмичному, креативному и производительному труду музей стал признанным музыкально-культурным центром в Украине, сплотил большой круг друзей: родственников, творческих деятелей, музыкальную элиту, художников, вокалистов, общественных деятелей, литераторов, просто почитателей, как из разных областей Украины, так и из-за границы — Италии, Австрии, Америки, Канады, Аргентины, Польши.

Научно-фондовая работа (руководитель — Ирина Криворучка) поражает — фонды выросли с 2-х тысяч до 20-и тысяч музейных предметов. Невзирая на то, что значительная часть личного архива певицы была потеряна, работники музея приложили титанические усилия, научное умение и воспроизвели много неизвестных страниц из жизни знаменитой артистки. Ведь Соломия Крушельницкая не была публичным лицом, прожила большой отрезок своей творческой жизни за пределами Украины, увидела ужас двух мировых войн и почувствовала на себе давление сталинского режима. Это отразилось на отсутствии первоисточников из ее личной и творческой жизни — дневника, интервью, воспоминаний. Результатом научно-исследовательской работы стало большое количество статей и специальных монографических изданий. Среди них действительно уникальное издание «Соломия Крушельницкая. Хроника 1893—1920 годов» (автор-распорядитель Данута Билавич), которое стало результатом кропотливой работы как автора, так и всего коллектива музея, который с 1998 года положил начало проекту системного исследования одного года из жизни артистки. Ежегодно в День рождения Соломии Крушельницкой (23 сентября) во время торжественных мероприятий звучал доклад «Один год в жизни Соломии Крушельницкой». Эти доклады легли в основу хроники событий из жизни и творческой деятельности артистки в период становления, расцвета и завершения карьеры Оперной Дивы. Это упорядоченное издание является неоценимым источником для будущих поколений исследователей величественной фигуры Соломии Крушельницкой в украинской и мировой музыкальной культуре.

На еще одном фундаментальном труде стоит остановиться в этой юбилейной статье: «Соломия Крушельницкая. Города и слава» (составители — Галина Тихобаева, Ирина Криворучка). На Международном форуме книгоиздателей во Львове в 2010 году книга получила Гран-при. Издание содержит уникальные фотографии, рецензии, отзывы о триумфальных выступлениях Соломии Крушельницкой на самых престижных оперных сценах мира. Поражает сногсшибательный успех молодой Соломии Крушельницкой на сцене Большого театра в Варшаве особенно на 500-ом спектакле «Гальки» С. Монюшко в 1900 г.,  которая стала символом национальных идей и пути от национальной ко всемирной славе оперы.

А покорение взыскательной публики «Grand Opera» в Париже в опере Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» певицей в 1902 году было отображено в многочисленных парижских журналах, в частности «La Gaulois», «Figaro». О безусловном успехе молодой певицы (кстати, чего при жизни не смог получить сам Г. Вагнер) свидетельствует статья «Mea Kruszelinicka», опубликованная в независимом французском журнале «La Revue d’art dramatique» с портретом певицы в роли Аиды работы известного парижского иллюстратора Э. Леви, фрагмент которой звучит так: «Среди великих певиц нашего времени, которыми увлекались в Париже во время последнего сезона, одной из наиболее интересных несомненно была прекрасная артистка Меа Крушельницкая... Несравненная актриса наделена великолепным голосом, могучие звуки которого и ласковые, и трагические одновременно. Крушельницкая, несомненно, принадлежит к выдающимся певицам нашей эпохи».

Дополнением к книге «Соломия Крушельницкая. Города и слава» стало художественное издание «Оперный мир Соломии Крушельницкой. Путеводитель по операм из репертуара певицы» (составитель — Марьяна Зубеляк). За этими большими издательскими проектами спрятан кропотливый ежедневный труд коллектива по организации разнообразных музыкальных вечеров, выставок, конкурсов, тематических экскурсий, встреч с известными артистами, научными работниками...

Аура всех этих мероприятий освящена любовью и трепетным отношением к фигуре Соломии Крушельницкой работников музея, что в полной мере передается присутствующим.

Заведующая отделом «Мемориальный дом-музей Д. И. Яворницкого» Днепропетровского национального исторического музея им. Д. И. Яворницкого Яна Тимошенко рассказала, что выставка «На вершине мировой славы», посвященная славной Соломии, в их музее вызвала незаурядный культурный резонанс не только горожан, но и зарубежных гостей из Франции. Именно такая открытость к дружественному сотрудничеству с отдельными институциями и личностями превращает дом Соломии Крушельницкой в настоящий культурный мостик, привлекает десятки отечественных и зарубежных ценителей таланта этой незаурядной личности в сфере оперного искусства XX века, делает ее близкой и понятной молодому поколению. Свидетельством этого стала художественно-просветительская композиция «Секрет успеха Соломии Крушельницкой» авторства преподавателя сольного пения и бандуры Любови Кардаш и ее ученицы Анны Чумаченко из Кропивницкого, которую они презентовали на следующий день в «музыкальной каменице». Главная идея представления — мнение самой Соломии Крушельницкой: «Без труда талант будет развеян ветром!».

Поздравительные выступления чередовались с высокохудожественными номерами в исполнении известных музыкантов и певцов, друзей музея.

Вызывают восхищение десятки успешных проектов, среди которых художественная выставка в рамках международного художественного проекта «SOLOMIA», в которой представлено 28 произведений известных украинских художников. Они с помощью средств живописи воспроизвели образ знаменитой певицы и ее любимые ландшафты. Выставка получила большой резонанс и с успехом путешествует по разным странам Европы, прославляя украинскую Оперную Диву. Представитель благотворительного фонда «Украина — это мы», по инициативе которого и был осуществлен этот художественный пленэр, Юрий Юров подарил в фонд музея одну из лучших авторских работ. Галина Тихобаева отметила, что для комфорта иностранных туристов музей готовит аудиогидов на английском и немецком языках. Этот проект помогает музею осуществить Языковая школа «Internаtionаl housе» под руководством Марьяны Ильиной вместе с Австрийским бюро кооперации во Львове.

Юбилейная академия продемонстрировала молодость, креативность и современность коллектива музея, который наряду с традиционными методами изучения и популяризации имени и творческого наследия Соломии Крушельницкой использует инновационные технологии, призванные заинтересовать самый широкий круг молодой генерации величественной фигурой выдающейся Соломии. Эти несравнимые достижения и новации продиктованы неизменной любовью коллектива музея к своей Патронессе. Пожелаем дружественному коллективу музея дальнейшей успешной дороги к вершинам прославления нашей Соломии Крушельницкой на культурной карте мира!