МЕНЮ

Испытание огнем и потребность в консолидации

Сергей ЛАЩЕНКО
17 октября, 2019 - 18:49
О чем побуждает думать пример Альберта Разина

Постоянно думаю о самосожжении ученого из Удмуртии Альберта Разина... Это случилось 10 сентября на центральной площади Ижевска. Осталось видеообращение, в котором философ объясняет причины своего поступка.  «Старшему брату наступило время осознать, что все империи обречены. Из истории мы знаем, что рухнули все государства, которые претендовали на вечное существование. От развала их не спасли ни богатство, ни репрессии, ни военная мощь...» Кстати, в своей статье «Что значит — жить?» (газета «Эрзянь Мастор» («Страна Эрзян») от 29.04.2019) Разин изложил мысли, которые проливают достаточно света на его мотивацию. Почему удмурт писал в газету, которая печатается в Республике Мордовия? Думаю, здесь сработало чувство солидарности с другими угро-финскими народами. Ведь интересно, что происходит у соседей. Добавился и фактор «смелости» эрзянского издания. В Удмуртии таких пока нет. А у эрзян нашлась «критическая» масса людей, которые готовы противостоять российскому шовинизму. Еще раз процитирую философа, который сделал шаг в бессмертие: «Сущность истинно интеллигентного человека проявляется через сочетание толерантности с принципиальностью (это когда вопрос касается предательства своих убеждений, предательства своего этноса». Очевидно, для угро-финских народов России понятие «свой этнос» намного актуальнее, чем для остальных народов Европы. Потому что там даже небольшие меньшинства имеют шанс на длительную жизнь. А в России даже коренные народы на собственной земле под угрозой. И если уже кто-то намеревается противостоять шовинизму, то таким людям определяться нужно четко. Конъюнктурщики отсеваются сразу, потому что (Разин об этом пишет): «Конъюнктурщик всегда берет слово сильного, сторону господствующей нации, господствующей религии. Подобные люди посвящают себя не поиску истины, а самоутверждению и добиваются успеха. Но сильно серчают, когда им напоминают о долге перед своим народом...»

На следующий день в Киеве состоялась инаугурация Инязора (Верховного старейшины) эрзянского народа. Им стал гражданин Украины Александр Болькин (эрзянское имя — Боляень Сиресь). Последний сменил на боевом посту предыдущего лидера нации, 79-летнего Григория Мусалева (Кшуманцяня  Пиргужа).

Казалось бы, чисто эрзянское событие. Но у многих присутствующих на инаугурации создалось впечатление, что самосожжение в Ижевске и инаугурация в Киеве являются звеньями одной цепи. Тем более, что о большой жертве удмуртского «Олексы Гирняка» (Разин был активистом удмуртского движения «Удмурт Кенеш» и подготовил обращение к депутатам Госсовета под названием «Удмуртский этнос исчезает») во время церемонии и приветствий неоднократно вспоминали.

Сам Альберт Алексеевич свой долг выполнил до конца. Похоже, что и Александр Болькин готов выполнять миссию, порученную народом. Это редкий тип человека, который блестяще сочетает свое политическое украинство (был активным участником обоих Майданов, неутомимым волонтером и полтора года воевал в зоне АТО) с безграничной преданностью эрзянскому народу. Новый Инязор (в прошлом подполковник авиации) очень любит стихи Лины Костенко, а самые любимые знает наизусть. И — что самое главное — мастерски переводит их на эрзянский!

***

Видимо, впервые в украинской столице на официальном уровне звучал эрзянский язык. Это был маленький праздник свободы, взаимоуважения и толерантности («День» писал о событиях в № 168 от 17 сентября 2019 года). Кшуманцянь Пиргуж поделился своими впечатлениями об украинской столице. Его особенно поразила игра молодых бандуристов в подземном переходе, что на Майдане. «Украинцы Киева подают всем пример уважительного отношения к родному!» — с уважением и восторгом говорил седовласый лидер.

Певица из Закарпатья Мирослава Копинец, поздравляя новоизбранного Инязора,  исполнила эрзянскую песню. Пела абсолютно без акцента, что было подчеркнуто специалистами. Во время действа речи на эрзянском дублировались на украинском. И наоборот. Боляеня Сиреся тепло поздравляли известные политики и общественные деятели. Среди них Анна Гопко, Саломея Бобровская, муфтий Духовного управления мусульман Украины Саид Исмагилов, представитель Меджлиса крымскотатарского народа Эскендер Бариев и многие другие. Последний привел пример с самосожжением крымского татарина Мусы Мамута.  Видимо, не у меня одного появилась мысль: осуждают Россию, но на то время Крым де-юре был украинским! Следовательно, часть вины лежит и на украинцах? Это мы виноваты, потому что готовы десятилетиями жить в таком государстве, которое не контролирует свои околицы. И здесь уже видится прямая аналогия с Одессой и другими городами юго-востока. Юридически Одесса является украинской, а фактически — не совсем. Достаточно большой ее сегмент является почти гармоничной частью «русского мира». Недавно знакомый рассказывал мне о реакции одессита на его футболку. Идет он по Дерибасовской и вдруг слышит: «Сними вот это!» Какое-то мурло бесцеремонно тыкает пальцем на футболку приятеля с надписью «Київ». Представляете?.. Это я к тому, что наша Украина очень разнообразна. И, по крайней мере, для ее большой части (включая и Одесчину) татарские, удмуртские и эрзянские новости очень актуальны.

***

Недавно татарский активист Алмаз Имамов обратился в прокуратуру Республики Татарстан с требованием привлечь к ответственности академика Валерия Тишкова за статью в газете «Известия». Ученый писал, что все языки России равноправны, но... они никак не могут быть равны по своему статусу и использованию. Как это напоминает тезис одной ояничаренной одесситки: «Если одессит, то только на русском! Одесса многонациональный огород, здесь все языки в почете, но главный — русский». Такой же шовинистический бред, как и в случае с Тишковым. Стопроцентное совпадение! Трудно к этому привыкнуть, потому что, скажем, тот же Геббельс в гитлеровской Германии был более прямым и говорил без выкрутасов.

***

Итак, нам должно быть интересно. Потому что началась новая полоса угро-финского сопротивления. Мы привыкли думать о дремлющих «вулканах» — Кавказе и Татарстане. А оказывается, народам Волго-Уральского региона тоже допекло. Поэтому изучайте и анализируйте. Потому что и нас в Московщину давно стремятся затянуть. Пример жертвенности удмурта Альберта Разина и украинцев Макуха и Гирника опять может стать актуальным для патриотов. Это будет борьба в тяжелых условиях, когда амбиции империи постоянно растут, а ее  влияние на соседей ежегодно усиливается. Будет непросто и, по крайней мере, эрзянские лидеры об этом знают. Но Россия не оставляет им выбора... Кстати, нам, украинцам, тоже. Чтобы выстоять, нужна консолидация.