Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Это нужно делать, но обдуманно

В Украине остро стоит необходимость объединения науки и образования
05 марта, 18:12
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Научные и образовательные администрации называют нехватку финансирования причиной упадка науки и образования в Украине.

Да, но упадок  науки и образования связан  не только с уменьшением финансирования.

Причины этого упадка значительно  более глубоки, и в их анализе нужно начинать с науки.

Мы рассмотрим лишь одну из этих причин — коррупцию.

Советская структура организации научных исследований, которая сохраняется до сих пор, имеет три составляющих: наука академическая (4 государственных Академии наук), наука в вузах и отраслевая наука в профильных министерствах.

В Украине эта структура  иерархическая: наверху с наивысшим статусом и авторитетом — академическая, ниже — вузовская, еще ниже — отраслевая.

Львиная доля госрасходов на науку приходилась и приходится на долю Национальной академии наук.

При такие структуре Академия наук является главным авторитетом в сфере украинськой науки, и все, что она делает, распространяется на науку страны.

УПАДОК НАУКИ НАЧАЛСЯ, КОГДА УКРАИНА ЕЩЕ БЫЛА В СОСТАВЕ СССР

Тогда на науку в СССР тратили громадные средства — до 3-4% бюджета. После Второй мировой войны резко увеличили расходы  на науку, в частности прикладную.

Увеличили зарплату ученым. Это, а также высокий социальный статус ученого в СССР уже в 50-е годы стал причиной того, что наука, а с ней и образование, стали привлекательными!

Большинство были карьерно активными людьми, сегодня мы сказали бы «бизнесменами».

Когда эти «активисты» пришли в науку, позаняли большинство админдолжностей и стали решительно влиять на распределение средств на науку. Они начали увеличивать объемы деятельности Академии наук, увеличивая объем прикладной науки, которая была им более близкой.

Это позволяло, выполняя разработки для разных отраслей промышленности, получать значительные средства на создание новых, отраслевых институтов в структуре академии, иметь средства на строительство жилья для работников академии, средства на создание баз отдыха, поликлиник и много другого.

Но деньги так просто никто не дает! За них нужно расплачиваться.

Чем еще может «платить» Национальная академия наук, как ни учеными степенями кандидатов и докторов наук, званиями профессоров, званиями членов-корреспондентов и академиков?

И НАЧАЛАСЬ «ОПЛАТА»...

Все такие люди так или иначе были полезны хозяйству Национальной академии наук. Но за какие личные научные результаты они получили эти высокие научные звания? Где в научной литературе мира есть ссылка на их научные достижения?

Администраторы, члены Национальной академии наук, часто чуть ли не пожизненные директора научно-исследовательских институтов и заведующие отделами стали именно так «платить» за услуги.

Влиятельные директора-академики широко и щедро платят званиями членов академии своим заместителям независимо от научных  достижений последних.

Многие из руководителей в науке и образовании, еще и как пожизненные председатели ученых советов по защите диссертаций, как пожизненные главные редакторы периодических научных журналов и тому подобное, могут решительно влиять на защиту диссертаций и на публикацию научных результатов, пусть даже и никаких по значению.

Возможность быстрой публикации часто идет в обмен на соавторство.

Соответствующий администратор, директор, завотделом, став таким «соавтором», охотно способствует реальному автору в получении лучшей должности.

Огромное количество научных трудов у украинских руководителей науки и образования стало распространенным.

Масштабное коррупционное нарушение морально-этических норм на протяжении жизни нескольких поколений людей в Украине имеет два тяжелых последствия.

1. Оно привело к тому, что  одни и те же люди в Академии наук на протяжении десятилетий субъективно определяют распределение средств на науку, влияя на ее развитие.

Безусловно, в академии до сих пор работает много высококвалифицированных ученых, но эффективность капиталовложений в такой организованный научный сектор устарела.

2. В науке и образовании возникла глубокая кадровая проблема: сюда не идет способная молодежь!

Способная к науке молодежь иногда не придает такого значения плате, потому что возможный приоритет в получении новых знаний компенсирует малую плату.

Но такая молодежь более чувствительна к нарушению морально-этических норм в  научной среде.

И вместе эти обстоятельства стали причиной того, что эта  молодежь для продолжения научной деятельности выезжает с Украины в Европу, США, Канаду, Австралию.

Украина теряет интеллектуальный потенциал!

Но ЧТО нужно делать на государственном уровне?

Нельзя сохранять советскую структуру организации научных исследований, в центре которой Национальная академия наук — эта  структура себя скомпрометировала.

Но там до сих пор есть много настоящих ученых — их нужно сохранить и использовать их научную деятельность в интересах Украины.

ТАК ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Во всех развитых странах мира научные исследования проводят в трех секторах общества: университетах, госинституциях, созданных под важные научные направления, и в промышленности (то есть в бизнесе).

Академии наук тоже везде есть, но в развитых странах Академии наук — это клубы выдающихся ученых, которые что-то сделали в науке.

Ситуация отличается от унаследованной Украиной советской: фундаментальные научные исследования сосредоточены в университетах, прикладные — в промышленности.

Мировой опыт показал, что такая организация научных исследований и разработок обеспечивает более высокую эффективность капиталовложений, чем унаследована Украиной советская организация.

При этом выдающиеся ученые привлечены к преподавательской работе с молодежью, а способные к науке студенты привлекаются к научной работе, которую потом уже не оставляют. Также исчезает коррупция в науке и образовании.

В Украине остро стоит необходимость объединения науки и образования.

Ее нужно делать, но обдуманно. Собственность Национальной академии наук стоимостью в 40 миллиардов долларов — лишь частица того, на что необходимо учитывать при объединении.

Возможно, слеюует предварительно провести в обществе открытую дискуссию, принять к сведению виденье проблемы учеными и преподавателями разных направлений науки и образования, разработать план-проект, открытый для обсуждения перед началом его реализации. 

Но нужно начинать, потому что скоро может стать поздно: старые ученые умрут, а молодые выедут с Украины!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать