Реставрировать — не реконструировать

Почему общественные активисты Винницы решили спасать особняк Любомира Длуголенцького от будущих работ

Усадьбу Любомира Длуголенцького, что на улице Магистратской, 66, знает чуть ли не каждый житель Винницы. Она является одной из немногих памятников рационального модерна в центре Винницы — дом еще называют «кораблем», ведь внешне он похож на него. Основа особняка была построена архитектором Артыновым в конце XIX века, а в 1909 году была реконструирована по заказу Любомира Длуголенцького (1875 — 1939) — адвоката, депутата Винницкого городского думы, директора филиала Торгового банка, представителя Нидерландского консульства в Виннице. Даже сейчас, несмотря на многочисленные потери первоначального замысла архитектора, особняк привлекает внимание прохожих своей оригинальностью и пышностью. Уберечь его удалось благодаря тому, что помещение всегда было жилым. С 1966 года в нем поселилась Винницкая детская художественная школа, и даже ее старожилы-педагоги не помнят, чтобы это помещение когда-нибудь реставрировали. Поэтому состояние памятника, особенно его внешний вид, требует срочной «реанимации».

Поскольку это памятник местного значения, его балансодержателем является Винницкая городская рада. В этом году она дала разрешение на проектирование реставрационных работ Винницкой детской художественной школе. И объявила тендер, который, собственно, и вызвал волну возмущения среди общественности и заставил историка и исследователя Леонида МАРУЩАКА написать петицию под названием «Спасти «Особняк Любомира Длуголенцького «. В ней активист призвал местную власть не разрушить во время предстоящих ремонтно-реставрационных работ оригинальную здание. За 5 дней петиция собрала необходимые 350 голосов. Ответ на нее Винницкая городская рада должна дать до 11 апреля. А объявленный тендер уже считается несостоявшимся, так как участники аукциона не смогли удовлетворить предложение заказчика.

«ОДНИМ ТЕНДЕРОМ ПРОВЕСТИ РЕСТАВРАЦИЮ И ПОЛУЧИТЬ РАЗРЕШЕНИЕ НА ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ»

Информация о закупке работ «Реставрации памятника архитектуры местного значения «Особняк капитана Длуголенцького» на ул. Магистратской, 66 появилась на Prozorro 16 марта. Среди сопроводительных документов заказчика находилось Приложение № 3, где в «список основных данных и требований» были описаны вещи, которые, по словам Леонида Марущака, вызвали определенное беспокойство и указывали на дальнейшие угрозы для здания. Ведь по факту работы, которые были обозначены как реставрация, напоминали реконструкцию или перестройку с непредсказуемыми последствиями. Имея опыт спасения винницких памятников (почти три года назад через систему петиций активисту удалось сохранить от «улучшения» Винницкую арку Мархель), он решил снова пойти по этому пути: написать петицию и привлечь внимание общественности к будущей реставрации еще одной достопримечательности Винницы.

«23 марта я написал петицию и 24-го подал ее на рассмотрение, за 5 дней она собрала нужное количество голосов и теперь ждем ответа от Винницкой городской рады, — говорит автор петиции. — Я давно слежу за памятниками и тем, как их «улучшают». В последнее время у меня складывается впечатление, что власть на местах накупила сколько «утепляшки», что решили залепить ею все что только можно. Собственно, сам вопрос «частичного утепления» и привлек мое внимание в тендерной документации заказчика, который должен был выставить предложение на изготовление проектно-сметной документации для проведения реставрационных работ, а, по сути, разместил предложение с уже указанным объемом работ: реставрацией нескольких классов общей площадью 107 м кв. (кто определил такую ??площадь?), восстановлением утраченных элементов таких, как козырьков, спуска в подвал (а с остальными что?), частичным утеплением и т.д. — обо всем этом в принципе не может идти речи на этапе заказа изготовления проектной документации, это даже не можно воспринимать как пожелание. Ведь все проектные работы должны быть подготовлены специалистами, а уже потом разрабатываться конкретные решения по реставрации. Фактически это свидетельствует о том, что винницкая художественная школа взяла на себя полномочия определить перечень работ, которые в дальнейшем должны быть выполнены. Возможно, таким образом они решили через Prozorro купить документ, который позволил бы выполнить тот объем работ, который уже был определен. Кто-то решил одним тендером провести реставрацию и получить разрешение на проведение работ.

То, что петиция за короткий промежуток времени набрала нужное количество голосов, говорит о том, что общество держит такие решения на контроле и власти должна это понимать. Я, откровенно говоря, прогнозировал, что рано или поздно так могло случиться с помещением детской художественной школы, которую в свое время заканчивал. Интересна в этой ситуации реакция главного архитектора города, Центра истории Винницы, потому что ее просто нет. Я не понимаю отсутствие каких-либо действий среди тех, кто должен первым бить тревогу. Беспокойство у них есть, но прямых действий нет. И это создает условия для того, что происходит в нашем городе. Потому что, если бы было сильное общественное возмущение или четкая позиция относительно таких вещей, то они бы не были такими тотальными, а молчание — это содействие такому поведению».

«ЗДАНИЕ ШКОЛЫ НЕ РЕСТАВРИРОВАЛОСЬ, СКОЛЬКО Я ЕЕ ПОМНЮ»

В петиции, ссылаясь на тендерную документацию, Леонид Марущак рекомендовал отменить вышеуказанную тендерную закупку и создать рабочую группу по наработке необходимых исследований, которые в дальнейшем будут служить техническим заданием для проектных работ. Кроме того, он советовал провести открытый памятнико-охранный конкурс для разработки целостного проекта полной реставрации памятника или хотя бы общественные слушания относительно наработок, которые лягут в основу финального технического задания для проектно-сметной документации. Ответов на его предложения Винницкая городская рада пока не дала, а вот директор Винницкой детской художественной школы Наталья Стафийчук в комментарии «Дню» сообщила, что объявленный тендер не состоялся. И не по вине заказчика, который якобы не так составил предложение, а из-за участников, подавших не все документы или имели ошибки в прикрепленной документации. Поэтому в ближайшее время заведение снова будет выставлять тендерное предложение, потому что, пока есть выделенные целевые средства под проект, их нужно освоить, иначе могут забрать, как это уже было в прошлом году.

«В прошлом году мы даже договор заключили на изготовление проекта реконструкции, но мы должны были его разорвать, потому что в связи с пандемией средства забрали и перенаправили на борьбу с коронавирусом, — говорит Наталья Стафийчук. — Здание школы не реставрировалось, сколько я ее помню. В советское время существенно пострадал интерьер, но в некоторых классах еще осталась лепнина, и мы хотим ее отреставрировать. Но больше всего вызывает беспокойство фасад, наружные стены, оконные и дверные блоки. На сегодняшний день мы имеем средства только на изготовление проектно-сметной документации в сумме 780 тыс. гривен. То есть это только проект реконструкции, а когда начнутся сами работы, сложно спрогнозировать. Если на следующий год нам дадут какую-то сумму в соответствии с прописанными затратами в проект, то начнем работы, если не дадут, то будем ждать, когда дадут. Реставрационные мероприятия можно проводить и снаружи, и внутри параллельно. Только бы их сделать, потому что это здание заслуживает того, чтобы быть сохраненным для будущих поколений».

«ПРОЕКТ РЕСТАВРАЦИИ ЭТОГО СООРУЖЕНИЯ АКТУАЛЕН И ЕГО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ПОКА ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ»

Что касается создания рабочей группы для наработки исследований или проведения открытого памятнико-охранного конкурса для разработки целостного проекта полной реставрации памятника, на котором акцентирует автор петиции, то нынешнее законодательство таких мер не предусматривает, говорит заведующий сектором охраны культурного наследия Винницкой ОГА Михаил Потупчик. Поскольку это памятник местного значения, то проект ее реставрации выносится на рассмотрение консультативного совета, созданного при органе охраны культурного наследия управления градостроительства и архитектуры Винницкой ОГА. В нее входят опытные архитекторы, кандидаты наук как по архитектуре, так и истории и археологии. Поэтому, как отмечает Михаил Потупчик, вряд ли какая-то идея с утеплением фасада, изменением внешнего вида или повреждением его могла бы пройти без согласования.

«Насколько мне известно, тендер не состоялся из-за того, что проектно-строительная компания МУР опротестовала документы одного из участников и торги признали недействительным. Но проект реставрации этого сооружения актуален и его нужно делать, пока есть такая финансовая возможность, — отмечает заведующий сектором охраны культурного наследия Винницкой ОГА. — То, что в предложении заказчик указал определенный объем работ, в том числе частичное утепление, не означает, что должны облепливаться фасады пенопластом. Этого никто не позволит делать! Речь может идти об утеплении чердака, крыши, подвального помещения — это нормальная ситуация. В любом случае изготовленная ??проектная документация еще должна пройти рассмотрение в консультативном совете при органе охраны культурного наследия. По его решению заказчик получит или не получит разрешение на проведение реставрационных работ. То, что общественность отреагировала на тендер, — это хорошо, потому что есть контроль действий власти. Но, с другой стороны, не целесообразно созывать на этом этапе общественные слушания или проводить архитектурный конкурс на реставрационные работы. Такие меры не предусмотрены Государственными строительными нормами, а, соответственно, мы не имеем права требовать то, что не прописано законодательством».

Пока резонанс вокруг возможных реставрационно-ремонтных работ утихает, общественные активисты ждут ответа на петицию, а Винницкая детская художественная школа готовит новое предложение на тендер. Обе стороны выступают за искренний диалог, потому что заинтересованы в том, чтобы сохранить особняк Длуголенцкого для будущих поколений. Хотя бы в том виде, который получили мы.

Реставрировать — не реконструировать

Реставрировать — не реконструировать

Почему общественные активисты Винницы решили спасать особняк Любомира Длуголенцького от будущих работ

Усадьбу Любомира Длуголенцького, что на улице Магистратской, 66, знает чуть ли не каждый житель Винницы. Она является одной из немногих памятников рационального модерна в центре Винницы — дом еще называют «кораблем», ведь внешне он похож на него. Основа особняка была построена архитектором Артыновым в конце XIX века, а в 1909 году была реконструирована по заказу Любомира Длуголенцького (1875 — 1939) — адвоката, депутата Винницкого городского думы, директора филиала Торгового банка, представителя Нидерландского консульства в Виннице. Даже сейчас, несмотря на многочисленные потери первоначального замысла архитектора, особняк привлекает внимание прохожих своей оригинальностью и пышностью. Уберечь его удалось благодаря тому, что помещение всегда было жилым. С 1966 года в нем поселилась Винницкая детская художественная школа, и даже ее старожилы-педагоги не помнят, чтобы это помещение когда-нибудь реставрировали. Поэтому состояние памятника, особенно его внешний вид, требует срочной «реанимации».

Поскольку это памятник местного значения, его балансодержателем является Винницкая городская рада. В этом году она дала разрешение на проектирование реставрационных работ Винницкой детской художественной школе. И объявила тендер, который, собственно, и вызвал волну возмущения среди общественности и заставил историка и исследователя Леонида МАРУЩАКА написать петицию под названием «Спасти «Особняк Любомира Длуголенцького «. В ней активист призвал местную власть не разрушить во время предстоящих ремонтно-реставрационных работ оригинальную здание. За 5 дней петиция собрала необходимые 350 голосов. Ответ на нее Винницкая городская рада должна дать до 11 апреля. А объявленный тендер уже считается несостоявшимся, так как участники аукциона не смогли удовлетворить предложение заказчика.

«ОДНИМ ТЕНДЕРОМ ПРОВЕСТИ РЕСТАВРАЦИЮ И ПОЛУЧИТЬ РАЗРЕШЕНИЕ НА ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ»

Информация о закупке работ «Реставрации памятника архитектуры местного значения «Особняк капитана Длуголенцького» на ул. Магистратской, 66 появилась на Prozorro 16 марта. Среди сопроводительных документов заказчика находилось Приложение № 3, где в «список основных данных и требований» были описаны вещи, которые, по словам Леонида Марущака, вызвали определенное беспокойство и указывали на дальнейшие угрозы для здания. Ведь по факту работы, которые были обозначены как реставрация, напоминали реконструкцию или перестройку с непредсказуемыми последствиями. Имея опыт спасения винницких памятников (почти три года назад через систему петиций активисту удалось сохранить от «улучшения» Винницкую арку Мархель), он решил снова пойти по этому пути: написать петицию и привлечь внимание общественности к будущей реставрации еще одной достопримечательности Винницы.

«23 марта я написал петицию и 24-го подал ее на рассмотрение, за 5 дней она собрала нужное количество голосов и теперь ждем ответа от Винницкой городской рады, — говорит автор петиции. — Я давно слежу за памятниками и тем, как их «улучшают». В последнее время у меня складывается впечатление, что власть на местах накупила сколько «утепляшки», что решили залепить ею все что только можно. Собственно, сам вопрос «частичного утепления» и привлек мое внимание в тендерной документации заказчика, который должен был выставить предложение на изготовление проектно-сметной документации для проведения реставрационных работ, а, по сути, разместил предложение с уже указанным объемом работ: реставрацией нескольких классов общей площадью 107 м кв. (кто определил такую ??площадь?), восстановлением утраченных элементов таких, как козырьков, спуска в подвал (а с остальными что?), частичным утеплением и т.д. — обо всем этом в принципе не может идти речи на этапе заказа изготовления проектной документации, это даже не можно воспринимать как пожелание. Ведь все проектные работы должны быть подготовлены специалистами, а уже потом разрабатываться конкретные решения по реставрации. Фактически это свидетельствует о том, что винницкая художественная школа взяла на себя полномочия определить перечень работ, которые в дальнейшем должны быть выполнены. Возможно, таким образом они решили через Prozorro купить документ, который позволил бы выполнить тот объем работ, который уже был определен. Кто-то решил одним тендером провести реставрацию и получить разрешение на проведение работ.

То, что петиция за короткий промежуток времени набрала нужное количество голосов, говорит о том, что общество держит такие решения на контроле и власти должна это понимать. Я, откровенно говоря, прогнозировал, что рано или поздно так могло случиться с помещением детской художественной школы, которую в свое время заканчивал. Интересна в этой ситуации реакция главного архитектора города, Центра истории Винницы, потому что ее просто нет. Я не понимаю отсутствие каких-либо действий среди тех, кто должен первым бить тревогу. Беспокойство у них есть, но прямых действий нет. И это создает условия для того, что происходит в нашем городе. Потому что, если бы было сильное общественное возмущение или четкая позиция относительно таких вещей, то они бы не были такими тотальными, а молчание — это содействие такому поведению».

«ЗДАНИЕ ШКОЛЫ НЕ РЕСТАВРИРОВАЛОСЬ, СКОЛЬКО Я ЕЕ ПОМНЮ»

В петиции, ссылаясь на тендерную документацию, Леонид Марущак рекомендовал отменить вышеуказанную тендерную закупку и создать рабочую группу по наработке необходимых исследований, которые в дальнейшем будут служить техническим заданием для проектных работ. Кроме того, он советовал провести открытый памятнико-охранный конкурс для разработки целостного проекта полной реставрации памятника или хотя бы общественные слушания относительно наработок, которые лягут в основу финального технического задания для проектно-сметной документации. Ответов на его предложения Винницкая городская рада пока не дала, а вот директор Винницкой детской художественной школы Наталья Стафийчук в комментарии «Дню» сообщила, что объявленный тендер не состоялся. И не по вине заказчика, который якобы не так составил предложение, а из-за участников, подавших не все документы или имели ошибки в прикрепленной документации. Поэтому в ближайшее время заведение снова будет выставлять тендерное предложение, потому что, пока есть выделенные целевые средства под проект, их нужно освоить, иначе могут забрать, как это уже было в прошлом году.

«В прошлом году мы даже договор заключили на изготовление проекта реконструкции, но мы должны были его разорвать, потому что в связи с пандемией средства забрали и перенаправили на борьбу с коронавирусом, — говорит Наталья Стафийчук. — Здание школы не реставрировалось, сколько я ее помню. В советское время существенно пострадал интерьер, но в некоторых классах еще осталась лепнина, и мы хотим ее отреставрировать. Но больше всего вызывает беспокойство фасад, наружные стены, оконные и дверные блоки. На сегодняшний день мы имеем средства только на изготовление проектно-сметной документации в сумме 780 тыс. гривен. То есть это только проект реконструкции, а когда начнутся сами работы, сложно спрогнозировать. Если на следующий год нам дадут какую-то сумму в соответствии с прописанными затратами в проект, то начнем работы, если не дадут, то будем ждать, когда дадут. Реставрационные мероприятия можно проводить и снаружи, и внутри параллельно. Только бы их сделать, потому что это здание заслуживает того, чтобы быть сохраненным для будущих поколений».

«ПРОЕКТ РЕСТАВРАЦИИ ЭТОГО СООРУЖЕНИЯ АКТУАЛЕН И ЕГО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ПОКА ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ»

Что касается создания рабочей группы для наработки исследований или проведения открытого памятнико-охранного конкурса для разработки целостного проекта полной реставрации памятника, на котором акцентирует автор петиции, то нынешнее законодательство таких мер не предусматривает, говорит заведующий сектором охраны культурного наследия Винницкой ОГА Михаил Потупчик. Поскольку это памятник местного значения, то проект ее реставрации выносится на рассмотрение консультативного совета, созданного при органе охраны культурного наследия управления градостроительства и архитектуры Винницкой ОГА. В нее входят опытные архитекторы, кандидаты наук как по архитектуре, так и истории и археологии. Поэтому, как отмечает Михаил Потупчик, вряд ли какая-то идея с утеплением фасада, изменением внешнего вида или повреждением его могла бы пройти без согласования.

«Насколько мне известно, тендер не состоялся из-за того, что проектно-строительная компания МУР опротестовала документы одного из участников и торги признали недействительным. Но проект реставрации этого сооружения актуален и его нужно делать, пока есть такая финансовая возможность, — отмечает заведующий сектором охраны культурного наследия Винницкой ОГА. — То, что в предложении заказчик указал определенный объем работ, в том числе частичное утепление, не означает, что должны облепливаться фасады пенопластом. Этого никто не позволит делать! Речь может идти об утеплении чердака, крыши, подвального помещения — это нормальная ситуация. В любом случае изготовленная ??проектная документация еще должна пройти рассмотрение в консультативном совете при органе охраны культурного наследия. По его решению заказчик получит или не получит разрешение на проведение реставрационных работ. То, что общественность отреагировала на тендер, — это хорошо, потому что есть контроль действий власти. Но, с другой стороны, не целесообразно созывать на этом этапе общественные слушания или проводить архитектурный конкурс на реставрационные работы. Такие меры не предусмотрены Государственными строительными нормами, а, соответственно, мы не имеем права требовать то, что не прописано законодательством».

Пока резонанс вокруг возможных реставрационно-ремонтных работ утихает, общественные активисты ждут ответа на петицию, а Винницкая детская художественная школа готовит новое предложение на тендер. Обе стороны выступают за искренний диалог, потому что заинтересованы в том, чтобы сохранить особняк Длуголенцкого для будущих поколений. Хотя бы в том виде, который получили мы.