МЕНЮ

Как рождалась фотография?

Марина КОНДРАТЬЕВА, кинорежиссер, искусствовед
8 ноября, 2019 - 11:30
В канун знакового события — выставки «Дня», которая состоится с 9 по 17 ноября в Доме кино, — мы решили напомнить о феномене появления «странных картинок» — зеркала времени и человеческой сущности

Фотография рождалась долго, в муках. Еще Леонардо да Винчи указывал в своих работах, что от света в темных комнатах остается отпечаток. В разных исторических документах мы находим свидетельство о «странных картинках». Так, в 1816 г. продавец оптических приборов по фамилии Шевалье вдруг увидел в своем заведении странного посетителя. Бедный парень показал продавцу... фотографии. Он рассказал владельцу магазина, что изобрел раствор, который позволяет делать изображение реально существующих предметов на плотных поверхностях. Юноша сказал, что у него нет денег на последующие опыты, и попросил Шевалье сохранить его изобретение — «волшебный раствор» (флакон с темной жидкостью, которая напоминала йод). А загадочный парень так больше и не появился.

Свои впечатления от странного посетителя Шевалье записал за десять лет до того, как бывший солдат армии Наполеона, изобретатель Жозеф Ниепс сделал первую официально зарегистрированную фотографию — отпечаток крыш парижских зданий, который он сделал на первой в истории человечества фотобумаге на основе асфальта. Экспозиция этой фотографии длилась восемь часов! Ниепс потратил все свои деньги на фотографические опыты и умер банкротом в возрасте 64 лет. Однако его дело продолжил Дагер, Фогель, де Мазер и Высоцкий.

ФУНКЦИИ ЭКСПОНОМЕТРА ВЫПОЛНЯЛИ... КОТЫ

Первые фотографы были как в прямом, так и в переносном смысле слова люди тяжелые; тяжелыми были также и их фотоаппараты. Фотографией увлекались люди разного возраста и разных профессий: химики, физики, художники, астрономы и журналисты. Обычно это были крепкие мужчины, жизнь которых напоминала черно-белую фотографию, поскольку имела и белые и черные стороны. Именно пионерам фотографии приходилось выдумывать замену приборам, которые появятся впоследствии, как, например, экспонометр. Функции этого устройства, что и сегодня используется для просчета длительности экспозиции (то есть количества света в помещении или на улице), в те времена выполняли... коты. Расширенные зрачки кошки указывали на недостаток света и, соответственно, на потребность продленного процесса фиксации изображения, и наоборот: суженные зрачки позволяли работать без дополнительного света.

 Кстати, первые фотопортреты стоили недешево (иногда дороже нарисованного семейного портрета). Роль семейных фотографий в гостиных в те времена отводилась картинам, написанным масляными красками.

ПЕРВУЮ ФОТОГРАФИЮ КИЕВА СДЕЛАЛ АНГЛИЧАНИН ДЖОН БОРН

 

Понятие «фотопортрет» распространилось только в конце 1860-х: ведь именно в это время фотографы сумели довести экспозицию фотографии до незначительной длительности в несколько минут. До этого период создания фотографии могло длиться несколько часов подряд, а просидеть абсолютно неподвижно на одном месте, к тому же не моргая, могла далеко не каждая модель.

ПРАБАБУШКА СОВРЕМЕННОЙ ФОТОПЛЕНКИ ВЕСИЛА 15 КИЛОГРАММОВ

За тогдашними фотографами ходили ассистенты: одни носили сам фотоаппарат, другие — только кассету, в которую заправлялись двенадцать листов с фотобумагой. Прабабушка современной фотопленки весила 15 килограммов. Отчасти и по этой причине фотографы часто попадали в смешные ситуации. Так, самый состоятельный из киевских фотографов, Франц де Мазер, владелец наибольшего фотоателье в Киеве, однажды попал в полицейский участок: его  с помощником приняли за шпионов в то время, когда Мазер выбирал наилучшую точку для съемки пейзажа  Андреевского спуска.

Мазер считал фотоискусство бизнесом. Более того: он стал первым фотографом, который понял важность рекламы, и собственноручно печатал рекламные фотографии своего ателье для поощрения посетителей.

Фотоателье тех времен были чем-то вроде смеси элитного клуба, парикмахерской и фотолаборатории. Господа имели возможность сделать себе прическу или подобрать для фотографирования зонтик или перчатки под цвет платья. Их кавалеры часто заходили в ателье, чтобы услышать последние городские новости, почитать прессу или выпить чашку чая.

ПЕРВОПРОХОДЦЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ

Между владельцами фотоателье происходили «профессиональные соревнования», которые заключались, например, в коллекционировании рисованных фонов, на фоне которых обычно делали первые фотокарточки. Это были нарисованные исторические здания (например, Эйфелева башня), пейзажи (преимущественно морской берег или пляжи с пальмами), натюрморты (например, вазы с цветами), и тому подобное. Многие из художников получали от фотографов постоянные заказы на выполнение подобных композиций, и именно они считались среди них не последней возможностью заработка.

Личная судьба первых фотографов тоже складывалась непросто. Как и большинство первопроходцев, они тратили все свои деньги на эксперименты и исследования, часто умирая в бедности и забвении. Именно так окончилась жизнь Нисефора Ниепса — автора первой фотографии в истории человечества. Франц де Мазер умер в 1922 году от инфаркта. Его сердце не выдержало большевицких обысков: ведь солдаты Красной армии почему-то считали все, что было связано с фотографией, сугубо буржуазным искусством и уничтожали все, с фотоаппаратами включительно. Благодаря их усилиям почти все фотографии де Мазера были уничтожены. Лишь в библиотеке им. В.И. Вернадского каким-то чудом сохранился альбом его киевских фотографий, которые в настоящее время являются документальным свидетельством того, как выглядели киевские улицы,  скажем, Крещатик или Андреевский спуск, в средине XIX века. Не удивительно, что эти пейзажи отличает незначительное количество домов, зеленые холмы и церкви, и, конечно же, извозчики, которых де Мазер особенно уважал и достаточно часто фотографировал.

Первую фотографию Киева сделал англичанин Джон Борн по просьбе своего друга, также англичанина, инженера де Винейля, который создал подвесной мост в Киеве, что соединил два берега Днепра. Борн сфотографировал его одним из первых в истории человечества фотоаппаратом для того, чтобы сохранить этот шедевр архитектуры для потомков.

КАЖДАЯ ФОТОГРАФИЯ СОЗДАВАЛАСЬ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. ЭТО ОБЪЯСНЯЛОСЬ ТЕМ, ЧТО, ВО-ПЕРВЫХ, ФОТОГРАФИИ СТОИЛИ ДОРОГО, И ЭТО РАЗРЕШАЛО ОТНОСИТЬСЯ К НИМ КАК К КАРТИНАМ

 

Киев в то время был известным европейским центром культуры, именно поэтому среди первых украинских фотографов были поляки, немцы и англичане. Сам де Мазер учился искусству фотографии в Австрии, а, например, известный пионер фотографии, немец Герман Фогель, путешествуя по Европе со своей фотокамерой, посещал также и киевские холмы.

Основная же особенность первых фотографий заключается в том, что понятие «бытовая фотография» вообще отсутствовало в середине ХІХ —  в начале ХХ вв. Каждая фотография создавалась в качестве художественного произведения. Это объяснялось тем, что, во-первых, фотографии стоили дорого, и это позволяло относиться к фотографиям так же, как и к картинам. Во-вторых, каждая фотография требовала  значительного количества времени. Так, первая в истории человечества попытка сделать статическое изображение зримым длилась 14 часов, однако, в отличие от следующей восьмичасовой съемки, в тот раз Ниепса ожидала неудача.

Фотография рождалась в муках и потом долго ждала  своего времени. Но именно благодаря фотографии родился кинематограф, постоянно совершенствовалась живопись, а главное — наши прабабушки и прадедушки навсегда остались молодыми и красивыми, впечатлительными и чувственными, мужественными и иногда смешными. Ведь фотография — это не только зеркало времени и человеческой сущности. В определенном смысле она сама и является жизнью.