Искусство соли

Участники арт-резиденции «Заземление» в Соледаре, работая с природным материалом, призывают людей быть внимательнее к проблемам окружающей среды

В марте двое художников приняли участие в арт-резиденции «Заземление» в Соледаре. Это — художник, куратор, соучредитель галерей Detenpyla gallery и Еfremova 26 gallery Павел Ковач из Львова. И художница Валентина Беро, которая работает с керамикой, скульптурой, текстилем, живописью и графикой.

Серия краткосрочных резиденций для художников «Заземление», инициированная культурной платформой ИЗОЛЯЦИЯ, продлится до августа. Ее цель — языком современного искусства привлечь внимание к экологическим и социальным проблемам в регионе, спровоцированным человеческой деятельностью. Художники в течение недели живут в Соледаре, куда в 2020-м из Киева переехала ИЗОЛЯЦИЯ, и работают над художественными проектами, которые потом остаются в городе.

«Я подал заявку на участие в резиденции от ИЗОЛЯЦИИ, потому что здесь, в Соледаре, присутствует тема соли, с которой я уже работал в 2020 году в Дрогобыче, — рассказывает Павел Ковач. — Возможность поработать с этой темой еще раз, но уже в другом по духу месте, в другом контексте, показалась мне интересной».

ИСТОРИЧЕСКАЯ АФИША И КОНЦЕРТ В ШАХТЕ

В Соледаре художник преимущественно работал с архивами, которые и натолкнули его на идею экспериментального музыкального проекта. Сейчас проект — на стадии разработки.

«Я погрузился во все эти документы, воспоминания, исследования — и 17 марта 2021 года наткнулся на старую афишу о том, что 17 марта 1902 года, ровно 119 лет назад, в Бахмуте состоялся концерт. На афише был указан репертуар. Меня это заинтересовало, я начал думать, как с этим можно поработать. Пока идея заключается в том, чтобы из партитур забрать все ноты, кроме ноты «соль», и сделать концерт. Хочу привлечь львовскую группу, играющую дрон-музыку (дронная музыка — минималистичный жанр музыки, который акцентирует внимание на использовании устойчивых звуков, нот, кластеров. — Ред.), и группу молодых музыкантов из Соледара. Возможно, удастся привлечь еще и оркестр. Было бы классно сыграть этот концерт в соляной шахте, где есть большой акустический зал, уже летом. Работаем над этим «, — рассказывает Павел Ковач.

Также художник прочитал в Соледаре лекцию о самоорганизационных практиках в искусстве и поделился собственным опытом в этом. По словам Павла Ковача, эти практики приобретают особое значение во времена пандемии, так как дают возможность организовывать культурные события в новых форматах, например, камерные выставки в квартирах, онлайн-презентации и т.п. Различные стратегии самоорганизации можно успешно воплощать как в крупных городах, так и в небольших, поэтому некоторые из них могут быть интересными и полезными для Соледара.

«Надо работать громадой и ничего особо не ждать от политиков — и постепенно изменения будут. Это как раз тот путь, по которому может идти громада и ее участники, чем бы они ни занимались — урбанистикой, искусством, туристической деятельностью», — говорит Павел Ковач.

ЧЕЛОВЕК ИЗ СОЛИ

Художница Валентина Беро отправлялась в резиденцию «Заземление» с идеей проекта, в основе которого была работа с солью как с материалом, и эта идея постепенно выкристаллизовалась в визуальный образ.

«Я знала о Соледаре из рассказов друзей, которые бывали здесь на экскурсиях, но сама здесь никогда не была и не знала, как выглядят эти соляные блоки, какого они размера, реально ли из них что-то сделать, как с ними вообще работать. Все это я узнавала уже в процессе подготовки к резиденции, но только приехав в Соледар, смогла убедиться, что все задуманное реально воплотить, и работа идет по плану. Сама же идея сделать скульптуру из соляных блоков у меня возникла очень давно, и вот такая возможность наконец представилась», — рассказывает Валентина Беро.

На резиденцию художница приехала со стопкой эскизов, металлической проволокой для будущей скульптуры и договоренностью с соледарским мастером о работе в его соляной мастерской. Ее скульптура «Следы» — это образ человека, который имеет мощное влияние на все вокруг, но одновременно является хрупким и уязвимым, потому что и сам попадает под влияние своих действий и поступков. Высота скульптуры около 220 см, вес — примерно 130 кг, она подсвечена изнутри.

«Тема резиденции — Антропоцен, то есть влияние человека на окружающую среду. Сквозная тема моего проекта — это город, а также добыча в нем соли, что, по моему мнению, является ярким примером деятельности человека в эпоху Антропоцена. Моя скульптура — о том, что действия человека влияют не только на природу, но и на него самого. Что человек и его деятельность являются неразделимыми, они не существуют раздельно. Я сплетаю тело человека из металлической проволоки и маленьких соляных плиточек. Эти соляные плиточки как раз и символизируют эти отдельные действия человека, — объясняет Валентина Беро. — Несмотря на то, что человек многое может — добывать ресурсы из земли, летать в космос и т.д., он остается хрупким и уязвимым. И соль как материал прекрасно передает эту идею».

Голову для скульптуры художница сделала с помощью специального оборудования в местной соляной мастерской. Рассказывает, что все это для нее было впервые — и работа с солью, и работа с новыми для нее инструментами в мастерской, и сама мастерская, покрытая соляной пылью, поражала. Валентина объясняет, что эта арт-резиденция — прекрасная возможность для художников воплотить в жизнь свои идеи, получить новый опыт, пообщаться и повзаимодействовать с местными жителями. Это важно, отмечает художница, чтобы современное искусство не концентрировалось только в крупных городах, но и осваивало новые территории — малые города.

«Культура — это то, что несет положительные изменения. Она позволяет обогатить свои знания, свой опыт, а это меняет мышление, меняет взгляд на собственную жизнь. Например, в Соледаре местные жители традиционно работают на предприятиях, связанных с добычей соли, но культура может привнести новые смыслы и новое видение, в том числе и по развитию этих предприятий. Она расширяет сферу интересов и деятельности. Такие художественные опыты полезны всем — и художникам, и жителям этих городов», — заключает художница.

Искусство соли

Искусство соли

Участники арт-резиденции «Заземление» в Соледаре, работая с природным материалом, призывают людей быть внимательнее к проблемам окружающей среды

В марте двое художников приняли участие в арт-резиденции «Заземление» в Соледаре. Это — художник, куратор, соучредитель галерей Detenpyla gallery и Еfremova 26 gallery Павел Ковач из Львова. И художница Валентина Беро, которая работает с керамикой, скульптурой, текстилем, живописью и графикой.

Серия краткосрочных резиденций для художников «Заземление», инициированная культурной платформой ИЗОЛЯЦИЯ, продлится до августа. Ее цель — языком современного искусства привлечь внимание к экологическим и социальным проблемам в регионе, спровоцированным человеческой деятельностью. Художники в течение недели живут в Соледаре, куда в 2020-м из Киева переехала ИЗОЛЯЦИЯ, и работают над художественными проектами, которые потом остаются в городе.

«Я подал заявку на участие в резиденции от ИЗОЛЯЦИИ, потому что здесь, в Соледаре, присутствует тема соли, с которой я уже работал в 2020 году в Дрогобыче, — рассказывает Павел Ковач. — Возможность поработать с этой темой еще раз, но уже в другом по духу месте, в другом контексте, показалась мне интересной».

ИСТОРИЧЕСКАЯ АФИША И КОНЦЕРТ В ШАХТЕ

В Соледаре художник преимущественно работал с архивами, которые и натолкнули его на идею экспериментального музыкального проекта. Сейчас проект — на стадии разработки.

«Я погрузился во все эти документы, воспоминания, исследования — и 17 марта 2021 года наткнулся на старую афишу о том, что 17 марта 1902 года, ровно 119 лет назад, в Бахмуте состоялся концерт. На афише был указан репертуар. Меня это заинтересовало, я начал думать, как с этим можно поработать. Пока идея заключается в том, чтобы из партитур забрать все ноты, кроме ноты «соль», и сделать концерт. Хочу привлечь львовскую группу, играющую дрон-музыку (дронная музыка — минималистичный жанр музыки, который акцентирует внимание на использовании устойчивых звуков, нот, кластеров. — Ред.), и группу молодых музыкантов из Соледара. Возможно, удастся привлечь еще и оркестр. Было бы классно сыграть этот концерт в соляной шахте, где есть большой акустический зал, уже летом. Работаем над этим «, — рассказывает Павел Ковач.

Также художник прочитал в Соледаре лекцию о самоорганизационных практиках в искусстве и поделился собственным опытом в этом. По словам Павла Ковача, эти практики приобретают особое значение во времена пандемии, так как дают возможность организовывать культурные события в новых форматах, например, камерные выставки в квартирах, онлайн-презентации и т.п. Различные стратегии самоорганизации можно успешно воплощать как в крупных городах, так и в небольших, поэтому некоторые из них могут быть интересными и полезными для Соледара.

«Надо работать громадой и ничего особо не ждать от политиков — и постепенно изменения будут. Это как раз тот путь, по которому может идти громада и ее участники, чем бы они ни занимались — урбанистикой, искусством, туристической деятельностью», — говорит Павел Ковач.

ЧЕЛОВЕК ИЗ СОЛИ

Художница Валентина Беро отправлялась в резиденцию «Заземление» с идеей проекта, в основе которого была работа с солью как с материалом, и эта идея постепенно выкристаллизовалась в визуальный образ.

«Я знала о Соледаре из рассказов друзей, которые бывали здесь на экскурсиях, но сама здесь никогда не была и не знала, как выглядят эти соляные блоки, какого они размера, реально ли из них что-то сделать, как с ними вообще работать. Все это я узнавала уже в процессе подготовки к резиденции, но только приехав в Соледар, смогла убедиться, что все задуманное реально воплотить, и работа идет по плану. Сама же идея сделать скульптуру из соляных блоков у меня возникла очень давно, и вот такая возможность наконец представилась», — рассказывает Валентина Беро.

На резиденцию художница приехала со стопкой эскизов, металлической проволокой для будущей скульптуры и договоренностью с соледарским мастером о работе в его соляной мастерской. Ее скульптура «Следы» — это образ человека, который имеет мощное влияние на все вокруг, но одновременно является хрупким и уязвимым, потому что и сам попадает под влияние своих действий и поступков. Высота скульптуры около 220 см, вес — примерно 130 кг, она подсвечена изнутри.

«Тема резиденции — Антропоцен, то есть влияние человека на окружающую среду. Сквозная тема моего проекта — это город, а также добыча в нем соли, что, по моему мнению, является ярким примером деятельности человека в эпоху Антропоцена. Моя скульптура — о том, что действия человека влияют не только на природу, но и на него самого. Что человек и его деятельность являются неразделимыми, они не существуют раздельно. Я сплетаю тело человека из металлической проволоки и маленьких соляных плиточек. Эти соляные плиточки как раз и символизируют эти отдельные действия человека, — объясняет Валентина Беро. — Несмотря на то, что человек многое может — добывать ресурсы из земли, летать в космос и т.д., он остается хрупким и уязвимым. И соль как материал прекрасно передает эту идею».

Голову для скульптуры художница сделала с помощью специального оборудования в местной соляной мастерской. Рассказывает, что все это для нее было впервые — и работа с солью, и работа с новыми для нее инструментами в мастерской, и сама мастерская, покрытая соляной пылью, поражала. Валентина объясняет, что эта арт-резиденция — прекрасная возможность для художников воплотить в жизнь свои идеи, получить новый опыт, пообщаться и повзаимодействовать с местными жителями. Это важно, отмечает художница, чтобы современное искусство не концентрировалось только в крупных городах, но и осваивало новые территории — малые города.

«Культура — это то, что несет положительные изменения. Она позволяет обогатить свои знания, свой опыт, а это меняет мышление, меняет взгляд на собственную жизнь. Например, в Соледаре местные жители традиционно работают на предприятиях, связанных с добычей соли, но культура может привнести новые смыслы и новое видение, в том числе и по развитию этих предприятий. Она расширяет сферу интересов и деятельности. Такие художественные опыты полезны всем — и художникам, и жителям этих городов», — заключает художница.