МЕНЮ

«Формировать ценности для потребителей»

Виктория ЖУЙКО, Ужгород
7 декабря, 2017 - 10:42
Предприниматели четырех областей объединились, чтобы воссоздать настоящий вкус Карпат

Для того, чтобы помочь друг другу, они основали союз «Карпатський смак». Это неприбыльное объединение мелких производителей продуктов питания региона Украинских Карпат и экспертов, работающих в направлении восстановления традиций и вкуса натуральных продуктов, сохранения производства традиционных сельскохозяйственных продуктов питания.

Чем именно занимается союз, нам рассказал член союза, консультант по маркетингу Александр КОВАЛЬ.

— Общественный союз «Карпатський смак» основан производителями местных продуктов еще в августе 2013 года. Они объединились вокруг идеи и принципов применения в хозяйствах только натуральных удобрений, без использования стимуляторов роста и защиты растений (исключительно натуральные препараты), без использования пестицидов, фунгицидов, инсектицидов для борьбы с вредителями на полях, — говорит Александр. — Производители выступают за сохранение биологического разнообразия и традиционных вкусов Карпат. Также все члены союза против ГМО во всех видах. Производителям мясных изделий, которые выращивают свиней, коз, овец, коров, птицу, запрещается использовать гормоны и стимуляторы роста животных.

Конечно, возникает вопрос, как конкурировать на рынке с другими, но именно такие критерии и принципы формируют уникальность производителей и создают ценности, доверие для потребителей. Да, таких производителей не много, но они есть в Карпатах.

Вместе с экспертами по аграрному маркетингу Института органического земледелия FiBL и консультантами из Швейцарии члены союза работают над повышением конкурентоспособности, продвижением, формированием привлекательности, созданием новых каналов сбыта продукции. Одним словом, общественный союз «Карпатський смак» способствует выходу на рынок малых и средних предприятий, которые находятся в Украинских Карпатах.

— Сколько сегодня предприятий входит в союз, добавляются ли новые?

— На сегодняшний день в союзе свою деятельность осуществляют 22 производителя, еще 8 подали заявки на вступление и ждут визита внутренней инспекции до конца года. Инспекция по критериям, которые согласовали производители, осуществляет проверку на соответствие внутренним стандартам работы, качества, проверяет происхождение сырья (по условиям 90% продукции должно производиться в регионе) и условия производства. Если говорить о группах товаров, то союз «Карпатський смак» объединяет производителей, изготавливающих молочные и мясные продукты, соки и джемы, травяные чаи, мед и продукты пчеловодства, зерновые культуры, пищевые масла. Некоторые из производителей имеют сертификат производителя органической продукции.

— Почему предпринимателям надо объединяться?

— Четыре года назад группа производителей сделала шаг навстречу друг другу и согласилась вместе повышать конкурентоспособность и помогать мелким производителям, фермерам, предпринимателям, представителям личных крестьянских хозяйств, которые отвечают принципам и ценностям общества. Лишь объединив усилия, можно не только сформировать свою целевую аудиторию потребителей, но и конкурировать на рынке. В союзе достаточно известные производители, чье название формирует доверие, именно это позволяет гарантировать качество тех, кто рядом. Некоторые нуждаются в поиске путей выхода на рынок, производители помогают друг другу с этим, с контактами, вместе едут на выставки, ярмарки, фестивали, участвуют в дегустациях, форумах. А еще это позволяет конкурировать с глобальными сетями супермаркетов, где часто барьер входа на рынок является высоким для крафтовикив. Союз подчеркивает уникальность объединения, которое работает на имидж каждого.

— Чем союз полезен для потребителей?

— Мы изучаем лучшие практики и опыт Европы, мира и четко понимаем, в чем наша уникальность и специфичность. Это сила союза на территории Украины является уникальной, и я могу отметить, что единственной, где инициатива пошла от производителей. Эту инициативу со своей стороны поддержал проект технической помощи Швейцарии. Именно эксперты из Швейцарии помогают развивать способность организации, производителей, усиливать позиционирование и гарантировать качество продукта.

В целом, за последние годы более двух десятков мелких производителей получили возможность представлять свою продукцию на гастрономических фестивалях и ярмарках в Украине, заинтересованы в экспорте продукции приняли участие в международных выставках производителей региональных продуктов за рубежом, например, Salon del Gusto (Италия), были визиты и презентации в Польше.

На сегодня есть интерес в увеличении уровня формирования культуры потребления специфических продуктов через заведения общественного питания. Периодически происходят встречи с поварами и рестораторами, имеющими интерес продвигать идею потребления региональных продуктов в блюдах традиционной карпатской кухни. Кроме участия в ярмарках и презентациях, есть идея сформировать карпатское меню из продуктов, принесенных членами союза. Оно будет предложено в заведениях питания на территории Львовской, Черновицкой, Закарпатской, Ивано-Франковской областей. Также каждый из производителей представлен на интернет-странице общественного союза.

На сегодня сформирована профессиональная бизнес-среда, где каждый имеет доступ к информации, консультациям и развитию.

— Как на регионального производителя влияет развитие туризма?

— Развитие туризма в Украине положительно влияет на создание новых тематических туров, в том числе гастрономических в Карпаты, где члены союза предлагают дегустации и визиты на производства, фермы, тем самым формируя культуру питания, а главное — непосредственно знакомятся с потенциальными покупателями своих продуктов. Все мы привыкли к индустриальному вкусу, а о культуре производства, потребления часто забываем. Как результат, турист сможет прочно связать в своей памяти и воображении вкус, аромат, технологические особенности, уникальные характеристики, тайны производства, историю, легенды, в зависимости от района (низменность, горы), культуры (бойковская, лемковская, гуцульская, долинская, венгерская, словацкая, румынская и прочие).

Союз убежден, что, покупая региональные продукты, покупатели поддерживают жизнеспособность и развитие производителей, обеспечивают постоянство территории. Во всем мире местные муниципалитеты поддерживают производителей региональных продуктов, ведь именно их названия вызывают ассоциации у людей, к примеру, город Парма — это и ветчина, но прежде всего сыр пармезан. Мы хотим, чтобы местные продукты, такие, как брынза, грибы, травяные чаи, карпатский мед, мясные изделия, специальные эндемические растения, зерновые культуры — вызвали эти ассоциации у потребителей. Это будет, но необходимо время.