26 напоминаний о Голодоморе

В США продолжается виртуальная выставка украинско-американской художницы Лидии Боднар-Балагутрак

Этот проект был совместно создан и воплощен командой активных участников украинских громад: Роксоланой Кармазин (Даллас), Кристиной Брындзьой (Хьюстон), Ксенией Рыхтицкой (Детройт), Анизией Кармазин (Питсбург) и Олей Черкасс (Санкт-Петербург) в сотрудничестве с художницей  Лидией Боднар-Балагутрак.  На выставке, которую можно просматривать в том числе на сайте Колумбийского университета по ссылке (в PowerPoint) и (в формате PDF), а так же на сайтах разных украинских организаций в США, представлено 26 работ смешанной техники.  Мероприятие бесплатное и продолжается в течение ноября 2020 года.

ОТ НЕБОЛЬШОГО ТЕХАССКОГО ПРОЕКТА — ДО ПРЕДСТАВЛЕННОГО ВО ВСЕХ США

Как рассказала одна из кураторов выставки пани Роксолана КАРМАЗИН (которая, кстати, поделилась, что любит «День» и покупала его, находясь в Украине), идея этого проекта возникла еще в начале июля — тогда она обратилась к художнице из Хьюстона Лидии  Боднар-Балагутрак, чтобы обсудить возможность создать виртуальную выставку ее произведений на тему Голодомора и в ноябре представить ее общественности.  «Мы были в восторге, когда она согласилась, — говорит куратор.  — Лидия прислала мне тонны письменных материалов и образцы своих работ, касающихся Голодомора-геноцида, и из этого я выбрала двадцать шесть работ и начала создавать выставку с помощью PowerPoint».

«Мы начали этот проект как выставку, которую будут совместно представлять украинские организации в Техасе, но такой интерес был и за пределами Техаса, и из-за пандемии было и есть сильное стремление к интересным виртуальным программам, — продолжает Роксолана.  — Выставка прошла путь от небольшого техасского проекта до чрезвычайно мощного, и сейчас его показывают во всех США и Канаде. Ориентировочно сорок организаций демонстрируют эту выставку».

«Кроме того, искусство — это отличный способ узнать об этой важной теме, и я думаю, что творчество Лидии — мощный способ сделать это.  Когда вы смотрите на ее работы, вас сразу поражает эта жуткая и убедительная, но красивая презентация», — делится соображениями куратор.

«ДЛЯ ТОГО, ЧТО Я ХОТЕЛА ПЕРЕДАТЬ ЗРИТЕЛЮ, НЕ ХВАТАЛО ПРОСТО КРАСОК»

Автор представленных работ, Лидия Боднар-Балагутрак, работает на факультете Школы искусств Гласселла в Музее изобразительных искусств в Хьюстоне.  Ее картины можно найти в музеях и частных коллекциях США и Европы.  Лидия рассказывает, что тема Голодомора в ее творчестве возникла после первого посещения Украины — это было в 1991 году, незадолго до того, как наша страна обрела независимость.  «Я тогда была очень поражена, что многие люди, которых я встречала во Львове и других городах, не знали о Голодоморе или, может, не хотели говорить о нем.  Эта тема не была популярной среди художников.  Когда я вернулась, то решила быть своеобразным свидетелем того исторического события, потому что даже в Украине об этом не знали, а здесь, в Америке, и подавно.  Я находила информацию, копировала фотографии, и все те разные материалы использовала в своих произведениях», — рассказала она недавно в подкасте «Завзятисть» организации «Украинский Сан-Антонио» (его можно прослушать по ссылке).  В то же время Лидия Боднар-Балагутрак отмечает, что теперь в Украине проходят глубокие исследования, историки и художники занимаются этой темой, и это ее очень радует.

Украинско-американская художница родилась и выросла в США, является гражданкой этой страны, ей легче говорить на английском, и в то же время женщина очень благодарна, что родители в детстве говорили с ней на украинском и лелеяли в ней украинство.

«Выбирая информацию, собранную из разных документальных источников, я упорядочиваю ее, создавая своеобразный диалог, который позже ложится коллажем на поверхность полотна, доски или бумаги.  Я росла в двух культурах — наследственной, которую лелеяла моя семья, которая вынуждена была бежать из Украины после Второй мировой войны, а также культуре Америки — страны, которая дала прибежище моей семье, в которой я родилась, выросла, живу и работаю,  — говорит автор.  — Мои работы выражают мое увлечение человеческим достоинством и личностью».

Что касается собственно произведений на тему Голодомора, то в них художница часто обращается к формальным средствам, присущим иконописи.  В то же время подчеркивает: ее произведения не являются иконами.  «То, что я делаю, — коллаж, смешанная техника: рисунок, рисунок и даже 3D — это довольно традиционные формы, которые я помещаю вместе.  Это началось с первой поездки в Украину.  Ведь для того, что я хотела произнести и передать зрителю, не хватало просто красок.  Надо было вложить действительно правдивые вещи: письма, описания, фотографии.  Так возникал фон, на который я накладывала больше информации.  Если посмотреть на мои произведения, то человеческая фигура исчезла, ее изображения нет, но человек там действует — в словах, фотографиях...», — поделилась Лидия Боднар-Балагутрак в упомянутом подкасте.  Один из ее приемов — наложение своеобразного растительного «покрывала» на фон работ.  Автор объясняет, что на нее очень большое влияние оказало посещение Чернобыля несколько лет назад — где покинутая человеком территория полностью заросла деревьями и кустами.  «Вроде естественное одеяло, которое заживляет, — делится Лидия.  — Теперь я применяю такой метафорический образ».

Художница рассказывает, что ей очень интересен отзыв на представленные работы именно украинской громады. «Ведь я все-таки воспринимаю Украину моими американскими глазами», — признается она.  Презентация этой выставки планировалось и вживую — во Львове и других украинских городах, но, к сожалению, коронавирусная пандемия заставила отложить эти планы.  Но — не отменить.  Поэтому надеемся на продолжение проекта.