Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинские корни Буэнос-Айреса

О поддержке Украины и поисках украинских следов в Аргентине «День» расспросил Ростислава ШКИРКО
29 апреля, 15:53
Мозаика Крюкова в Украинском греко-католическом соборе

Наша диаспора осуществила и продолжает осуществлять большой вклад не только в Украину, но и в те государства, где проживает. Как рассказывает профессор социальных коммуникаций Ростислав ШКИРКО, и сейчас, спустя более ста лет со времени прибытия украинцев в Аргентину, местные жители удивляются трудолюбию нашего народа. Эти достижения диаспоры – не только повод для гордости, но и возможность ознакомить с украинской историей и культурой. Именно это и стремится осуществить Ростислав Шкирко, работая над исследованием: рассказать и украинцам, и аргентинцам об украинском вкладе в Буэнос-Айресе. И он уже реализует это в своих постах в соцсетях, делясь интересными деталями. Как украинцы связаны с рождением рок-музыки на испанском языке в Аргентине? О ком из украинцев знает каждый аргентинский филателист? Какой подарок сделала диаспора нашему государству? Как сейчас украинская диаспора помогает нашему народу и государству пережить войну? На эти вопросы мы просили ответить пана Ростислава уже после основного разговора, состоявшегося в мирное время:

– Украинская диаспора в Аргентине – одна из самых больших в мире и всегда сохраняла огонь нашей культуры, воли, языка, веры, наших традиций и бессмертного духа нации. Более столетия украинцы в Аргентине воспроизводят землю своих предков на чужбине: где бы ни были наши люди — там живет часть Украины. За все мои 27 лет в Аргентине я вижу всю силу единства этой диаспоры. Российская орда и ее преступное вторжение объединили украинцев как никогда. С первого дня войны диаспора организует митинги и демонстрации, чтобы каждый аргентинец знал, что происходит в Украине, чтобы все знали истинное лицо России. Постоянно кто-то из руководителей наших организаций или простые граждане дают свои показания на телевизионных программах, радио, газетах и в соцсетях. Кроме того, организуется прямая помощь для Украины, собираются средства и необходимые продукты. Каждый делает то, что может со своего места, даже уроки украинского языка в такой момент важны, как никогда. Культурное образование – это тоже борьба, и в Аргентине мы тоже боремся за нашу Украину.

«МОЯ ЦЕЛЬ — ЧТОБЫ И АРГЕНТИНЦЫ МОГЛИ УЗНАТЬ ОБ УКРАИНСКОМ НАСЛЕДИИ В БУЭНОС-АЙРЕСЕ»

– Как давно вы живете в Аргентине?

- Я родился в Стрыю. Мне было всего девять лет, когда родители в 1990-х уехали из Украины. Чтобы узнать о Родине, нашей истории, культуре, я имел помощь только от своих родителей, их воспоминания, их жизненный опыт. И хотя я здесь столько времени уже прожил, однако Украина, в том числе мой родной город, всегда меня тянет. Стрый — город Сечевых Стрельцов, город Степана Бандеры, даже глава Украинской греко-католической церкви Блаженнейший Святослав (Шевчук) отсюда. Это маленький городок, где многое с исторической точки зрения началось. В частности, Стрый — первый город в Украине, где официально поднялся украинский флаг еще в советские времена, в 1990 году, когда даже никто не думал, что Союз развалится. Это событие очень символично, как начало независимости — процесс, который уже нельзя было остановить.

— Как появилась идея найти украинские следы в Буэнос-Айресе?

— Я профессор социальных коммуникаций, а также туристический гид. На фоне пандемии было много свободного времени, и начал в «Инстаграмме» и «Фейсбуке» публиковать посты о городе. Роману Данилишину, директору украинской школы в «Просвите» в Буэнос-Айресе, понравилось то, что я делаю, и он спросил, интересно ли мне было бы написать о нашей диаспоре. Так эта мысль запечатлелась мне в памяти. А поскольку я как туристический гид привык не просто что-либо рассказывать, но и показывать людям достопримечательности и другие объекты, то немного видоизменил идею пана Романа, чтобы вспомнить не только об украинцах, которые здесь жили или живут, но и о конкретных следах, которые они оставили.

Еще одним импульсом для меня было то, что мои аргентинские друзья, знакомые почти ничего не знают об Украине. И когда я рассказываю о Шевченко, они в первую очередь думают о футболисте. Некоторые до сих пор говорят, что Украина — это Россия. Они даже не догадываются, сколько нашей культуры в Аргентине. Я и сам, начиная это исследование, не надеялся, что ее здесь так много — именно поэтому моя работа ограничивается только Буэнос-Айресом и его окрестностями. Для меня территориальный фактор очень важен, потому что я хочу каждому памятнику уделить внимание, как говорится, заглянуть под каждый камень. В то же время это и так много: 3 млн человек живут в самом городе, а еще 9 млн — в его окрестностях. Это правдивый мегаполис — есть места, в которые мне нужно три часа ехать поездом или автобусом.


Икона святой Ольги, исполненная Борисом Крюковым

Конечно, я не первый, кто пытается подготовить подобное исследование. В 1970-х годах была издана книга Михаила Данилишина; в 1990-х – Михаила Василика. Чуть позже появилась работа на английском языке Сергея Ципко, которую в 2015 году издало украинское издательство «Дуліби». Впрочем, особенность моего исследования - в другой точке зрения. Предшествующие монографии рассказывают об истории нашей диаспоры, ассоциациях. Они охватывают всю Аргентину, но обо всем упоминается очень кратко. Кроме того, эти книги для тех, кто интересуется этой темой, кто из диаспоры, украинец. А я хотел бы подготовить работу для более широкой публики.

Хочу написать обо всем, что связано с украинской культурой. Например, недавно я посещал рекреативный клуб «Веселка», принадлежащий «Просвите». Там есть четыре бронзовых бюста, среди них и Степана Бандеры. Однако если вы спросите у аргентинца, кто такой Степан Бандера, никто ничего не скажет и не поймет значение этого бюста. А когда ты объясняешь, что это одно из самых известных имен в истории Украины ХХ в., что до сих пор страна расколота относительно этой темы, то им становится интереснее. И так благодаря этому бюсту можно рассказать часть украинской истории ХХ ст. Это то, что я пытаюсь сделать, чтобы не только украинцы, но и аргентинцы могли узнать об украинском наследии в Буэнос-Айресе.

УНИКАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ В СТИЛЕ КАЗАЦКОГО БАРОККО И ПЕРВАЯ КАРТИНА О ГОЛОДОМОРЕ

— Так какие украинские следы вам уже удалось отыскать и какие больше всего запомнились?

— В Буэнос-Айресе есть улицы Украина, святого Владимира, Просвиты, Ивана Франко, установлены бюсты, памятники Тарасу Шевченко — и это только маленькая часть моря памятников, объектов, которые наша культура оставила для Аргентины. В их числе и церкви уникального стиля. Например, в Буэнос-Айресе есть греко-католическая церковь, построенная в стиле казацкого барокко (хотя, конечно, она не такая роскошная, как те, что в Украине). Это единственная церковь этого стиля в Северной и Южной Америке, и в ней, кстати, сохранилась знаменитая мозаика художника Бориса Крюкова. Поэтому когда я буду рассказывать о Крюкове в своем исследовании, то получится не просто рассказ, а маленькая карта, чтобы у человека появился маршрут памятников в городе, связанных с художником.


Улица Ивана Франко

Во время моего визита мне позволили не только осмотреть церковь, но и зайти в помещение, где живут священники. Там висела икона, очень интересная, — «Покрова», но без подписи. Никто не знал, чья это работа. Благодаря Юрию Данилишину, главе «Просвиты» в Аргентине, мне удалось получить книгу, которую в 1970 году издала жена Крюкова, и в этом труде был помещен небольшой каталог работ художника. Выяснилось, что икона «Покрова» - тоже работа Крюкова. Если бы эта книга исчезла или люди, которые об этом еще помнили, никому не рассказали, эти знания просто исчезли бы.

В общем личностям, которые сделали свой вклад в Аргентине, будет посвящена отдельная часть книги. Например, в ней будет упомянуто об одном из самых знаменитых художников ХХ ст. – Виктора Цымбала. Украинцы о нем мало знают, потому что все его творчество было создано за границей (если бы он остался в СССР, то не выжил бы). Однако несколько лет назад его самую известную работу – «Год 1933» – привезли в Киев, в музей Голодомора. Она считается первой в искусстве на эту тему и была создана здесь, в Буэнос-Айресе, экспонирована еще в 1936 году, когда об этих событиях почти никто не говорил. Местные коммунисты, кстати, начали тогда Цымбала винить, что он оскорбил СССР. Позже художник уехал в Штаты, забрал эту картину туда, и она там осталась, а потом ее передали Украине. Конечно, кроме «Год 1933», Виктор Цымбал и в Аргентине, и в США создал много работ. К тому же он работал в аргентинской компании, и созданную им рекламу (которую тогда делали вручную) видели тысячи людей. А еще он иллюстрировал книги, а для одной из церквей создал икону святой Ольги.


Картина Анны Сокол

Я назвал только два имени, однако их гораздо больше. Есть поэты, прозаики, другие, менее известные художники, есть даже знаменитая художница Анна Сокол, которая была почти совсем забыта, потому что не имела академических знаний, а просто рисовала в стиле наив. Приехав в Аргентину после Второй мировой войны, украинка работала парикмахером и при случае продавала на работе свои картины. В 1960-х годах Анна Сокол была очень знаменита, однако когда умерла, была забыта. И вот недавно аргентинская художница Паола Вега прочитала о ней в какой-то давней статье, заинтересовалась, начала разыскивать информацию и организовала выставку, которая еще продолжается в Аргентине в одном из центров культуры и посвящена этой украинской художнице.

Недавно я разыскивал для исследования информацию о коллекционере Мирославе Самоверском. У него был магазин, где продавал марки и другое, что связано с филателией, и был одним из первых в Аргентине, кто начал делать каталоги марок. Все коллекционеры в Аргентине о нем знают, потому что имеют эти каталоги. Также он поспособствовал тому, чтобы аргентинская почта издала марки и конверты, посвященные Украине. А родился Мирослав в Черновцах, до Второй мировой войны он даже имел там магазин. Юрий Данилишин рассказал, что «Укрпочта» недавно посвятила ему конверт и марку по случаю столетия со дня рождения, и сейчас ведется разговор о том, чтобы в Черновцах установить памятную доску на доме, где был книжный магазин Мирослава Самоверского.


Модель для памятника Шевченко во Львове

Более того, оказывается, что Украина даже связана с рождением рок-музыки на испанском языке в Аргентине. Одна из первых аргентинских рок-групп на испанском языке Arco Iris («Радуга») появилась в начале 1970-х годов (кстати, руководитель группы, композитор Густаво Альфредо Сантаолалья, ныне знаменит на весь мир, так как дважды получил Оскара за свою музыку). А духовным проводником этой группы, чье имя было указано на каждом диске, была Дана. Выяснилось, что Дана – это сокращение от Богданы! Она была украинкой, работала модельером в знаменитой интернациональной фирме, очень интересный человек. Сохранились даже фото этой группы в вышитых сорочках, которые дала Богдана. Нужно понимать, что группа Arco Iris важна не только для Аргентины, но и для всей испаноязычной рок-музыки. Ведь до 1960-1970-х годов рок пели только на английском. И первая культура, начавшая его петь на другом языке, была испаноязычной. Аргентина была одной из основательниц этого тренда, а Arco Іris — среди самых первых рок-групп, и именно она связана с украинкой. Для меня такие рассказы - это способ связать что-то украинское с тем, что аргентинцы знают. Это как студентов учить: сначала спрашиваешь, что они знают, а потом думаешь, как связать что-то новое с тем, что они уже знают, чтобы они легче запомнили и им было интереснее. То же самое я пытаюсь сделать через мое исследование.

В то же время и в Украине можно найти следы украинцев Аргентины. Помните памятник Тарасу Шевченко во Львове? Это, пожалуй, один из самых больших подарков нашей диаспоры Украине. Гипс этого монумента был сделан в Аргентине, сохранились даже фотографии, как его собирали в окрестностях столицы. Бронзу тоже отлили здесь, в другой части окрестностей Буэнос-Айреса. Несколько дней назад я даже смог найти оригинальный макет этого памятника, он стоял забыт почти тридцать лет на полке на Литейном заводе «Бухас». Теперь это один из символов Львова, навсегда связанный с Буэнос-Айресом. Это и символ того, насколько важна диаспора. Когда россияне пытались погасить украинский огонь, диаспора его поддержала, чтобы украинское дело жило. Ведь если бы не было диаспоры, то многое из нашей культуры просто исчезло бы. Например, первая книга в мире, которая написана об СС «Галичина», издана на испанском в Аргентине и называется «Война и воля». СС «Галичину» часто используют для того, чтобы называть украинцев нацистами, хотя большинство входивших в нее людей думали, что это будет способ, чтобы прогнать с наших земель большевиков. История не всегда черно-белая, и благодаря этой книге существует другая перспектива рассмотрения этого вопроса.


Украинский греко-католический собор в Буэнос-Айресе

Еще один аспект, который мне очень интересен и о котором, наверное, еще никто не писал — вклад украинских евреев в культуру Аргентины. Почему бы нам о них не говорить? В частности, в Аргентине есть бюст известному еврейскому писателю Шолом-Алейхему. Мне очень нравится, что в современных книгах, где пишут о евреях Украины, их считают украинцами. И я думаю, что это правильно, потому что они тоже часть нашей культуры. Возможно, я так думаю, потому что вырос в Аргентине, ведь каждый аргентинец (не важно, какой он религии и происхождения) думает о себе прежде всего как аргентинец, а уже позже - как представитель определенной культуры. Потому что Аргентина — это страна мигрантов, и это подтверждается даже в аргентинской конституции, которая начинается со слов: «Чтобы строить будущее для нас, наших детей и любого человека мира, который захочет жить на нашей земле». К тому же мне важно показать, что Украина — это не только вареники или танцы, а богатая культура, которую формировали представители разных народов, в которой существуют разные взгляды. Иногда многокультурность воспринимается как нечто плохое, как ведущее к конфликтам. Однако это неправда: чем разнообразнее твое государство, тем богаче оно, и именно такая Украина. Благодаря этому богатству каждый сможет найти в Украине что-нибудь свое.

Знаю, что самое трудное впереди — меня ждет море работы. Практически через день-два я должен что-то новое посещать, искать, писать кому-то, узнавать чей-то телефон. Очень многие мне помогают в этом исследовании. Если бы не они, я вынужден был бы оставить эту идею в первый же день. Поскольку нужно что-нибудь новое написать, а без людей это невозможно. Ведь в каталоге Аргентинской национальной библиотеки (важнейшей в стране) только 11 записей, связанных с Украиной. Так что приходится искать в библиотеках украинских организаций — все держится на отдельных людях. И также я должен быть благодарен, что мы живем в ХХІ веке, потому что благодаря соцсетям все гораздо проще. К примеру, так я нашел внука Бориса Крюкова.

Планирую собирать материал в течение года. Может, немного больше или меньше, но я себе это поставил как дедлайн. Потому что это работа, над которой можно десять лет работать - и все равно будет что находить, ведь наша диаспора очень большая. А когда-то была еще больше — более 50 организаций, было несколько газет, даже сатирически-юмористический журнал. «Просвіта» и «Відродження» – это крупнейшие организации, остающиеся в Аргентине. Еще есть пластуны, Центральная украинская репрезентация и многие другие, не менее важные. Всем организациям удалось многое сделать.

«ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА, ПОЧЕМУ О НАШЕЙ ДИАСПОРЕ МАЛО ЗНАЮТ, — АРГЕНТИНА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ БЕДНАЯ СТРАНА»

— Спасибо, что вы рассказываете о диаспоре в Аргентине, потому что, мне кажется, недостаточно информации о наших общинах в Южной Америке в целом...

— Мало знают не потому, что нечего рассказать. Да, первая волна украинцев — это в основном селяне. Они много работали и многого добились (и ныне, через сто лет, аргентинцы удивляются, какие наши люди трудолюбивые). А уже вторая и третья волны — украинцы, выехавшие по политическим мотивам, и это преимущественно интеллигенция, внесшая весомый вклад в это государство.

Главная причина, почему о нашей диаспоре мало знают, — Аргентина сейчас бедная страна. Когда-то она была совсем другой. Три первые волны украинцев (первая — в конце XIX в., вторая — межвоенный период, третья — после Второй мировой войны) могли гарантировать лучшее будущее для себя, своих детей и даже для внуков и правнуков. Исторически Аргентина была самой богатой страной Латинской Америки, в начале ХХ ст. была одной из пяти крупнейших стран по экономике. Это начало исчезать в 1930-х годах. Последняя волна украинцев, приехавшая в 1990-х, застала совсем другую Аргентину. Хотя еще в 1990 году курс был одно аргентинское песо к одному доллару, и в газетах говорили, что Аргентина — лучший пример в мире, как нужно строить капитализм, однако это все было начало того знаменитого неолиберализма, который вместо того, чтобы строить, разрушает страны. В 2001 году в Аргентине произошло то же, что в Греции, хотя о ее дефолте говорили больше. Так что уже прошло 20 лет, как государство не может из этого кризиса выйти. В итоге экономическая ситуация изменилась, и диаспора просто не в силах все поддерживать.

Мне рассказывали, что раньше если ты зарабатываешь, условно говоря, десять аргентинских песо, то три идет на дом, три – на еду, а три – чтобы строить «Просвіту» или «Відродження». Кто такое теперь может делать? В настоящее время в Аргентине 40% бедных людей. Девальвация страшная: 1 доллар фактически покупаем за 200 аргентинских песо. Поэтому если даже дать деньги на школу, построить лучший дом, найти лучших учителей и качественные книги, как ребенок придет на обучение голодный? Ему будет не до образования. Нет средств и от Украины. А как без денег организовать мероприятия по объединению общества? А главное – очень мало циркулирующей информации. Даже когда что-то украинское делается, то о нем не упоминают в новостях, это остается в маленьком кругу.

Однако украинцев в Аргентине очень много: называют число в 300 тысяч, но это примерные данные. Поэтому даже если где-нибудь украинское дело замрет, то все равно со временем восстановится. В Росарио, третьем по величине городе Аргентины, тоже была очень большая украинская диаспора, многие организации, но все закрылись. Однако несколько лет назад люди украинского происхождения, которые даже не знают нашего языка, начали заинтересовываться и создали новую организацию, начинают восстанавливать давние традиции. Поэтому наше население здесь так велико, что даже там, где исчезло украинское дело, оно снова появилось.

Украинцы – народ независимый и выносливый. Куда бы мы ни эмигрировали, мы сеем зерна нашей культуры. А там, где наша культура, живет Украина.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать