Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Куда приводят мечты?

В Вильнюсе при участии украинских мастеров прошла самая большая в Восточной Европе ярмарка современного искусства
14 июня, 11:28

ArtVilnius («Арт-Вильнюс») состоялся впервые в 2009 году, будучи одним из важнейших событий в проекте «Вильнюс — Европейская столица культуры». Постепенно ярмарка расширилась и утвердилась на местной и международной арт-сцене. Это подтверждается статистикой. Ежегодно ArtVilnius посещает свыше 20000 зрителей. В ярмарке принимают участие свыше 60 художественных галерей из десятков стран-участниц (в частности Бельгии, Германии, Эстонии, Латвии, Польши, Украины, Беларуси, Нидерландов, Италии и Франции). ArtVilnius организует Литовская ассоциация арт-галеристов, возглавляемая Дианой СТОМЕНЕ, которая  также является основательницей и неизменным директором ярмарки.

Задачи «Арт-Вильнюса» не ограничиваются стимулированием арт-рынка в Восточной Европе, а также презентацией современных художественных тенденций. Организаторы интегрировали Вильнюс в систему важнейших центров современного искусства в Европе и помогли ему стать мостом между Востоком и Западом.

ArtVilnius проходит на одной из лучших специализированных площадок в Литве — выставочном центре LITEXPO. Это экспозиционное пространство площадью 33600 кв. м дает возможность провести полный комплекс всех нужных мероприятий. Само построение ярмарки за последние несколько лет корректировалось при участии команды архитекторов.

Комитет искусствоведов выбирает победителей в пяти категориях: лучший художник, лучшая галерея, лучшая зарубежная галерея, лучшая инсталляция и лучший молодой художник. Кроме того, посетители на выставке могут голосовать за художников и галереи, которые им больше всего нравятся. Лучшему молодому художнику выплачивают денежную премию из меценатских фондов.

ИГРА И РАЗМАХ

Нынешний ArtVilnius стал юбилейным — десятым. Тематическая страна — Франция. Организаторы собрали чрезвычайно разнообразную программу: от балета до книжных презентаций, от живописи до перформанса.

Конечно, первое, что поражает, — размах. Экспозиции занимают три колоссальных зала, в свою очередь разбитых на десятки выставочных пространств; каждое из этих помещений — это отдельная галерея. Наибольший зал — пятый; зал три был посвящен преимущественно французским и зарубежным галереям, зал четыре — отдельным проектам и молодым художникам. Поток посетителей не прекращался все пять дней, невзирая на отдаленность комплекса от центра.

Это действительно общенациональное мероприятие. Например, нет разделения по поколениям, что преобладает у нас, когда живописцы старшей генерации почти не пересекаются с младшими экспериментаторами. Например, зал 5 начинался с работ ведущего мастера литовского абстракционизма — Рамунаса ЧАПОНИСА. Его полотна с их плотной цветной экспрессией распорядители обыграли неожиданным образом: поместив на темном фоне; спроецировав на них специальное освещение; на внешней белой стене. В итоге вышла несколькоуровневая игра света и цветов, где задействованы не только картины, но и само пространство галереи.

Почти каждая галерея пыталась найти свой отдельный экспозиционный прием, который бы привлекал внимание. Например, галерея Vilkamirges — из маленького местечка, в котором живет менее 30 тыс. жителей, однако отбор художников там вполне солидный: один делает иронические фотоколлажи о провинциальной жизни, второй много лет продуцирует собственные обнаженные фотопортреты, на которых фиксирует свое старение, — откровенно, смело и достойно.

В центре  экспозиции группы Routers оказалась довольно причудливая инсталляция из разных приборов и магазинной тележки для покупок, выполненная настоящим водителем троллейбуса. Сам троллейбус, разрисованный «роутерами», продолжает ездить по Вильнюсу.

Организация Apiece отличается таинственностью. Неизвестно, кто за ними стоит, выставляют они всегда только один объект. В этот раз выставили даже не скульптуру, а фотографию скульптуры — поролонового объекта, садомазохистски связанного золотыми бечевками — замкнув ее внутрь большого прозрачного шкафа, как в музее.

Кристина НОРВИЛАЙТЕ превратила свой семейный быт в объект искусства — перекрашивая игрушки своих дочерей, организовывая из множества разных безделушек вроде использованных автобусных билетов особый мир на пересечении взрослости и детства, который живет по своим не всегда понятным законам.

Родион ПЕТРОВ (галерея Baroti, Клайпеда) в проекте «Шум» сбритыми волосами творит на поверхностях умывальников очень остроумные картины — почти в стиле древней наскальной живописи. Центральный художник галереи-студии Irenos Mikuliciutes dailes (Каунас) Андреус МАКАРЕВИЧЮС рисует экспрессивные жанрово-бытовые полотна из жизни привокзальной бедноты, реконструируя в сущности исчезнувший мир. «Вильнюсская детская и молодежная галерея» выставила двух абсолютно непохожих художников: радостно наивную Далию ЮОДАКИТЕ и нервного, хаотического Довидаса ТИЛА — художника, о котором никто ничего не знает. Фотографий его нет, разве что быстрые шкицы отдельных частей тела. Лишь посвященным известно, что второй в действительности создан первой.

И таких примеров — десятки. В сущности, ArtVilnius — это одно громадное поле для многофакторной игры, которая проходит при участии сотен игроков.

Еще одна особенность является предметом отдельной зависти. Пять пространств было отведено под галереи, в свою очередь созданные при Вильнюсской академии искусств. Причем безразлично, факультет это текстиля или департамент современных медиа: практически каждая часть студенческого сообщества в Академии имеет свою собственную, активно аботающую арт-организацию с помещениями, менеджментом и средствами. О такой активности у нас можно только мечтать.

ПРИЗЕРЫ

Жюри распределило призы вполне взвешенно. Что-то досталось концептуальным проектам, что-то — более традиционным. Страной-триумфатором стала Франция: галереи Bubenberg, Eric Mouchet, Thomas Bernard/Cortex Athletico; к ним приобщились Kogo  (Эстония) и Maksla XO (Латвия). От хозяев ярмарки в число победителей вошли The Rooster Gallery и Titanikas. VDA parodu sales. Лучшими художниками признали так же французов: Эмиле БРУТ и Максима МАРИОНА, представленных галереей «22,48 кв. м.»

Сквозной темой ArtVilnius-2019 было взаимовлияние природы и человеческой цивилизации. Это очень ярко вышло в инсталляции Брут и Мариона «Волкодав»: несколько охотничьих курток оранжевого цвета с рисунком дерева на спинах, сшитых по вертикали так, чтобы образовать собственно это дерево в натуральную величину. Оранжевый — это цвет, который не различают животные; так их проще убивать — и вот таким образом люди создают свою собственную, искусственную природу, которая истребляет жизнь.

Тот же дуэт создал «Возвращение разбитых экранов» — набор разбитых смартфонов и планшетов, для каждого из которых снято отдельное авторское видео. Здесь тоже есть определенная ирония: в ежедневном пользовании прибор ничем не выделялся среди миллионов других типичных изделий, а выйдя из строя, вдруг приобретает уникальный арт-статус. Тоже эволюция в определенном смысле.

Bubenberg скомпоновал почти буддийский покой: монохромная графика на стенах, белые камни на полу, минималистичный металлический каркас-инсталляция по диагонали. Thomas Bernard/Cortex Athletico достигли ощущения идеальной уравновешенности пространства, представив трех взаимодополняющих по цвету и формам художников, продумав даже такие детали, как скамья посредине комнаты — то есть сконструировали такой себе мини-музей. Соседние Eric Mouchet, напротив, сделали акцент на индивидуальности, на разнообразии жанров — от видеоарта до выразительно антиклерикальной фотографии, от стеклянной аппликации с высушенными растениями до гуаши самого Ле КОРБЮЗЬЕ — презентация произведения классика современной архитектуры была проведена отдельно.

The Rooster Gallery презентовал свыше десятка преимущественно молодых авторов, но с интересным колористическим знаменателем: на глубоко лазурных стенах. Работы, где тоже затрагивались темы природы, экологии и даже мутаций, на таком фоне выглядели особенно причудливо.

Maksla XO поиграл с образом женщины. На входе в секцию стоял большой барельеф — лица Милды, женщины-символа латвийской войны за независимость 1918-1920, воплощенный в том числе и в знаменитом монументе в Риге.  Рядом, на видео Ольги ШИЛОВОЙ, демонстрировались разные попытки найти конкретное воплощение этого символа. Ряд картин Иевы ИЛЬТНЕРЕ изображали зрителей — примечательно, как правило, матерей с детьми — на разных стадиях слияния с пейзажами или с произведениями искусства. Наконец, образный ряд замыкал ряд портретов той же Милды в стиле модерной французской графики (Мишель КАСТАНЬЕ).

Наконец, Titanikas. VDA parodu sales (можно перевести как «Титаник. Выставочные залы Вильнюсской академии искусств») явил собой торжество технологий. Три отдельных работы были выполнены в технике виртуальной реальности, еще две являли собой концептуальный видеоарт, еще одна касалась судьбы семян, отбракованных из семенного фонда, — побеги можно было увидеть в земле прямо на выставке. Странные и немного жуткие жизненные формы, виртуально-звуковая реконструкция автомобильной аварии, которая превращается в притчу о парадоксах человеческой памяти, — диапазон изобретательности вильнюсских студентов не мог не поражать.

УКРАИНА В ВИЛЬНЮСЕ

Отдельно следует отметить, что ArtVilnius проводит политику, дружественную к нам. Так, в 2015-м темой ярмарки была именно Украина, потому что, как отметила Диана Стомене, «мы просто болели вашими событиями». Центральным произведением фестиваля тогда стала большая инсталляция Никиты ШАЛЕНОГО (род. в 1982 г., живет в Днепре). В этом году в Вильнюсе традиционно имела свое отделение киевская галерея «Цех» (получила приз как лучшая в 2015), которая представила своих постоянных авторов Николая БИЛОУСА (лучший художник ярмарки в 2013 г.), Рустама МИРЗОЕВА, Ярослава ДЕРКАЧА, Евгения ПЕТРОВА. Все они — совершенные формалисты и этим интересны; Петров создал свою стилистику акварельного рисунка, в которой достигает фотографической точности. Дергач, со своей стороны, — беженец с Луганщины; в Вильнюсе представил объект простой и по-своему трагический: куб с вырезанной в нем короной, покрытый специальной металлической краской, причем по всей поверхности медленно растекаются капилляры коррозии.  Через несколько лет этот объект будет полностью ржавым; лучшего выражения токсичности власти невозможно и придумать.

В «импортном» 3 зале также нашлось место для только что образованного киевского креативного пространства Set. Инара БАГИРОВА, полностью укладываясь в лейтмотив ярмарки, создает кинематографически метафизические полотна с мужчинами, которые проводят непонятные манипуляции с оленьими рогами; Андрей СИГУНЦОВ делает недобрые политические коллажи из телевизионных и анимационных образов. Наиболее интересна здесь — графика швейцарки Марианни ХОЛЛЕНШТАЙН «Состояние человека». В ее основе — письма немецко-американского философа еврейского происхождения Анны АРЕНДТ к ее мужу Генриху БЛЮХЕРУ, к психиатру и философу Карлу ЯСПЕРСУ, к каббалисту Гершому ШОЛЕМУ; так или иначе присутствует  и персона учителя и любовника Арендт, философа Мартина ГАЙДЕГЕРА, который запятнал себя сотрудничеством с нацизмом. Неразборчивые, но до крайности экспрессивные шрифты-орнаменты составляют собственную историю или даже драму.

Отдельно во французской галерее Suzanne Tarasieve экспонировались 4 классических — еще 1960-х — работы выдающегося украинского художника Бориса МИХАЙЛОВА из серии «Вчерашний бутерброд» — невзирая на полувековую дистанцию, до сих пор смелые и провокативные. В целом же на ArtVilnius побывали уже десятки украинских галерей и художников.

Главное наблюдение в завершение: литовское искусство — это искусство хорошо обеспеченное. Оно престижно. Под него существует мощный рынок. Все дни на ArtVilnius приходили десятки коллекционеров и меценатов из всей Европы. Я спросил у одного из патронов ярмарки, почему собственно богатые люди в Литве инвестируют в искусство, и он ответил, что это давно уже не вопрос денег или даже имиджа: литовский художник — сам по себе престижная, признанная фигура, и поддержать его — честь для любого капиталиста, способного это сделать.

Вот такой взаимовыгодный альянс между художниками, властью и бизнесом дал вершинный результат: накануне открытия ArtVilnius стало известно, что именно литовский павильон с проектом «Солнце и море» (авторы — Лина ЛАПЕЛИТА, Вайва ГРАЙНИТЕ и Ругиле БАРЗДЗИУКАЙТЕ) стал лучшим на Венецианской биеннале, получив «Золотого льва».

Можем ли мы когда-то достичь такого уровня?

Большой путь начинается с маленьких шагов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Вот как зарождение и развитие ArtVilnius комментирует Диана Стомене.

— Как идея ArtVilnius зародился давно — 12 лет назад. Мы думали, как поднять наш художественный рынок, который, как и везде в Восточной Европе, был достаточно слабым. Продажи шли плохо, люди не очень ходили по галереям. Нужно было большое международное мероприятие с хорошей коммуникацией, с красивой рекламой, чтоб приглашать больше участников, зрителей. На наше счастье, в 2009 году Вильнюс объявили столицей европейской культуры. Это, среди всего прочего, позволило нам получить финансирование, что очень важно.

— Люди сначала не покупали искусство активно. Приходили как на выставку. Но сейчас уже все знают, что это ярмарка, что это только четыре дня и что нужно быстро прийти, выбрать работу, купить, а галереи и художники видят, что «Арт-Вильнюс» дает результаты. Привлечены также очень много международных компаний. Мы очень рады, кстати, что в Киеве проходит «Art Week»; возможно, организаторы чему-то научились у нас. А на прошлой неделе открылся «Арт-Тбилиси». У этого процесса есть будущее.

— Мы ездили по зарубежным ярмаркам, смотрели и учились, как это происходит. Читали об этом, смотрели, какие результаты. Мы поняли, что если только будут галереи, то ничего не выйдет. И потому мы собрали большую программу из семи частей. Там есть и территория проектов, и зона образования, и выставка «Дорога» с концептуальными работами и большими скульптурами, которые сложно показывать в галереях. Много возможностей для молодых: конкурсы, премии, награды. Плюс — дискуссии, презентации, встречи. Сама ярмарка занимает 12000 квадратных метров дворца LITEXPO, и еще есть выставочный двор, поэтому можем воплощать любые форматы. То есть как минимум два дня нужно, чтобы все посмотреть.

— У нас есть фонды. Мы подаем проекты в Совет культуры, который их распределяет,  так же получаем поддержку от муниципалитета. Есть также много спонсоров. Можем много чего делать, потому что нас поддерживают фонды.

 Такое междисциплинарное искусство никто не купит. Материалы для проектов тоже нуждаются в средствах. А частных спонсоров, пока ты никому не известен, найти не так и легко. Нужно развиваться, и через 10 лет будут покупать. Но нужно время и те гарантии, о которых вы говорили.

— Нас включили в туристическую сеть. Но раньше смотрели со скепсисом: «Посмотрим, что будет». Всегда в начале сложно. Но нужно делать от сердца, не обращать внимания, и это все всегда срабатывает. У нас очень хорошая команда. А начинали мы только вдвоем. Главное — верить в свою идею, тогда получится. Просто верить. Изо всех сил.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать