Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Комфорт с умом

В каких «микроэлементах» нуждается Киев для успешного превращения в smart city
02 ноября, 11:42
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Kyiv Smart City Forum проходит уже в третий раз. Более тысячи участников собралось в конгресно-выставочном центре «Парковый», чтобы послушать тех, кто непосредственно внедряет умные технологии в городах Украины и мира. За последние годы Киев далеко ушел в этом направлении. Но несколько идей и обещаний спикеров и участников форума все еще можно записывать в планы на следующие годы.

ВСЕМОГУЩАЯ БУКВА «Е»

В приветственной речи мэр Киева Виталий КЛИЧКО похвалился перед гостями рядом электронных сервисов, которые уже успешно работают в столице. «Открытый бюджет, е-петиции, контактный центр 1551, информационно-аналитическая система «Майно» и т.п. Уже третий год в городе совершенствуется механизм Общественного бюджета. Ежегодно увеличивается количество проектов, поданных киевлянами, и сумма на их реализацию. Голосование проходит на отдельном сайте с идентификацией через электронную цифровую подпись, карточку киевлянина или Bank ID. В цифровой формат перешли и очереди в детсадики и к врачам, — перечисляет Виталий Кличко. — Департамент информационно-коммуникационных технологий КГГА планирует со временем собрать эти сервисы в одном электронном кабинете, в придачу расширив функциональный набор карточки киевлянина».

Мэр и сотрудники разных подразделений Киевской городской госадминистрации имеют свое электронное «рабочее место», где могут изучать оперативные данные и отслеживать динамику в разных областях жизни столицы. Масштабы разные: от доходов и расходов городского бюджета до самых проблемных в плане коммунальных услуг домов, количества заключенных с врачами деклараций и транспорта на маршрутах. В этой системе руководители города могут налагать на документы свои цифровые подписи и даже наблюдать за тем, что происходит на улицах, через камеры видеонаблюдения.

Перевод закупок в электронную систему ProZorro позволил городу сэкономить около четырех миллиардов гривен. Алексей МОВЧАН, региональный проектный менеджер «Prozorro.Продажі», привел несколько успешных кейсов, которые принесли городу прибыль: аренда экспериментального одного квадратного метра Бессарабского рынка, площадей Главпочтамта и телецентра, продажа двух вагонов Киевского метрополитена и т.п. Алексей убеждает: общество может хорошо зарабатывать на таких аукционах, если они станут постоянными. По его мнению, в Киеве через «Prozorro.Продажі» можно продавать рекламу в метрополитене и права на организацию парковок, регулировать проведение ярмарок и установление временных сооружений, организовывать аренду коммунальной недвижимости и малую приватизацию. Система обеспечит прозрачные и справедливые правила игры, которые оценят и чиновники, и бизнесмены.

«Умное» управление тоже должно быть прозрачным. Город ежедневно генерирует большие массивы данных. Их открытие может не просто решить неотложные проблемы, но и изменить систему принятия решений в обществе. Но для удачных изменений данные нужно научиться использовать. Эта задача актуальна и для представителей администрации, и для жителей. Так, во Львове при поддержке городской рады был создан чат-бот в Telegram под названием LvivCityHelper. Пока он может рассказать о структуре городской рады, предоставить информацию о ремонтных работах, разрешениях на строительство или летнюю площадку, наличие мест в детсадах и первых классах.

Smart city невозможно без smart-жильцов. Поэтому в Дрогобыче, который на нынешнем форуме победил в номинации «Открытый город», создали «школу умного жителя». Там горожане узнают об эффективных механизмах общения с властью и овладевают ресурсами, созданными на основе открытых данных, как то карта бюджетов, имущества, проблем коммунальной сферы и задолженности жителей.

С оцифровыванием пространства городской власти помогают международные и локальные технологические лидеры. Так, Google в рамках проекта «Цифровое преобразование Украины» наносит на свои карты информацию об объектах социальной инфраструктуры и создает интерактивные путеводители для туристов. Мировые платежные системы в сотрудничестве с украинскими банками налаживают оплату через смартфоны — благодаря дополнениям Google Pay и Apple Pay, оборудуют для этого и турникеты на станциях метро и скоростного трамвая. Скоро этот механизм пригодится и  в наземном коммунальном транспорте — с ноября там началось тестирование электронного билета. Пока система не синхронизирована с метрополитеном, но в планах — одна карточка для всего, в частности и для маршруток.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ

Почти шесть тысяч камер в настоящее время подключены к общегородской системе видеонаблюдения. Андрей КРИЩЕНКО, начальник Главного управления Национальной полиции Киева, рассказал, что менее чем через два года работы камер информация с них помогла раскрыть около 2 500 дел. Система распознает лица людей, номерные знаки, цвета и маршруты автомобилей. Видеонаблюдение помогает не только расследовать преступления и ДТП, но и контролировать массовые мероприятия, собирать данные о дорожном траффике и заторах.

С помощью цифровых технологий полиция планирует укрепить связь с гражданами. Так, в Голосеевском районе Киева уже запущен пилотный «Электронный кабинет участкового», где люди могут оставлять обращения для того, кто заботится о безопасности их территории.

Ни стартапы, ни авторитетные игроки технологического рынка не остаются в стороне от решений по безопасности. Среди предложений и перспектив, озвученных на форуме, — общая для всей Украины система видеонаблюдения и видеофиксации, мероприятия по кибербезопасности для городских сервисов, общий для всех служб информационный центр, автоматическое управление светофорами на основе данных о трафике и тому подобное.

Впрочем, безопасность горожан — это не только борьба с преступностью и наблюдение за улицами. Одно из решений — смарт-освещение, интенсивность которого регулируется в зависимости от времени суток и интенсивности движения по улицам. Параллельно эта система может руководить уличным Wi-Fi, паркоматами, заправочными станциями и тому подобное.

Эксперты отмечают, что ситуация на дороге не улучшится без повышения культуры водителей, которые часто считают пешеходов и велосипедистов ниже по иерархии. Людям на двух колесах для безопасности нужны не только велодорожки, велопарковки и ремонтные станции, но и изменения в правила дорожного движения и система штрафов за нарушение их прав на дороге.

Тренд, который поможет освободить улицы и очистить воздух от выхлопов, — общие транспортные средства. Каршеринг и байкшеринг достаточно популярны в Европе. Там они снижают уровень стресса горожан и загрязнения среды, становятся полноценной альтернативой собственной машине. У нас едва лишь появляется велопрокат, а автомобильный тренд обратный — массовое нашествие «евроблях». Конкретные предложения относительно перелома этой тенденции со сцены форума не прозвучали.

НЕ ЛЕНЬ, А УДОБСТВО

Во время обсуждений требований к комфортной среде и украинцы и гости из-за границы согласились, что smart city должен быть инклюзивным и предлагать как можно больше возможностей каждому горожанину. Разветвленная транспортная сеть — это замечательно, отмечают эксперты, но в идеальных для жизни районах все необходимое должно быть «возле дома» — максимально доступным для пешехода.

Бизнес, который «оживляет» первые этажи, кооперативное управление жильем, комбинации правительственных и общественных проектов с поощрением инициативы местных жителей, сочетание офисов, жилья и развлечений в одном районе — все это есть и в Украине. В настоящее время в разных городах разрабатывается немало проектов ревитализации промзон или обновления центров тяжести в жилищных массивах. Где-то это остается на уровне концепции, а где-то происходят точечные изменения. Заграничные проекты более футуристические, уже в настоящий момент готовят город к трансформациям, о которых мы еще даже не мечтаем. Пока киевляне думают о строительстве велодорожек, японцы проектируют пространства без ограничений, где будут двигаться машины, велосипеды, люди и работы. Пока киевские тротуары и дворы оккупированы машинами, за рубежом обдумывают, как перепрофилировать ненужные паркинги и вообще убрать авто из дворов.

Не обошлось и без разговоров о комфорте жилья. Одни киевские застройщики создают дополнения для управления жильем и расходами на него, другие инсталлируют в каждую квартиру аналог системы «умного дома» от отечественных стартаперов. В то же время их коллеги могут пренебрегать государственными строительными нормами относительно высотности или доступности жилья, не заботиться о крайне неприятных внешних условиях наподобие шума и газа от мощных магистралей, отсутствием парка или школы, перегрузкой коммуникаций и транспорта.

* * *

Организаторы форума, награждая инновационные города, в этом году назвали Киев самым комфортным городом для жизни в Украине. Среди аргументов — запуск вышеупомянутых сервисов е-управления и электронный билет, который столица запускает не первой в стране. Безусловно, оплата смартфоном и обращение к власти в несколько кликов — весомый плюс для активных и продвинутых горожан. Но эта чаша весов явно легче, чем та, на которой лежат «евробляхи», маршрутки, заторы, смог, хаотические застройка и паркинги. Без комфорта в реальном мире виртуальное «самый-самый» ничего не весит.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать