Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Чтобы бортничество ни стало архивом

В Житомирской области возрождают древний промысел и создают виртуальный музей
31 июля, 12:38

При поддержке Украинского культурного фонда в Украине начал реализацию национальной проект по возрождению древнего промысла — «Бортничество Полесья: архаическая традиция в современном измерении». Проект охватил три области: Киевскую, Житомирскую и Ривненскую, где действуют организации этого нематериального культурного наследия Украины. Кроме создания традиционных музейных экспозиций в его рамках планируется создать «Виртуальный музей бортничества», интерактивные просветительские материалы, онлайн-фотопроект бортничества и т.п. Инициатором проекта является руководительница Вышгородского историко-культурного заповедника Влада Литовченко. Подробнее об инициативе «День» расспросил одного из участников, автора трех туристических маршрутов на Житомирщине, краеведа Юрия Халимончука.

ДИКИЙ МЕД ИЗ ВУЛЛЕ

— Юрий, расскажите, пожалуйста, о своей роли как краеведа в проекте по созданию музея бортничества в Украине?

— Еще с детства меня интересовали кадки, висевшие на деревьях, которые старики называли «вулле». Уже после института, работая в школе, начал глубже изучать этот древний промысел. Тогда и выяснилось, что на севере Олевского района, в той его части, которая гранит с Беларусью, бортничество до сих существует почти в первозданном виде. О его распространении в наших краях свидетельствуют названия местных рек — Уборть и Перга.

Со временем мое увлечение краеведением и внешкольная работа с детьми переросли в экскурсионную деятельность. Так возник один из туристических маршрутов Олевщины — «Дикий мед или бортничество».

Впоследствии вышли тематические публикации в журналах «Геосфера» и «Український пасічник», вышли в эфир телепередачи. По моей инициативе и при содействии отдела культуры в сельских библиотеках нашего района возникли краеведческие уголки, отдельные экспозиции которых посвящены древним промыслам древлян, среди которых и бортничество. Поэтому я искренне поддерживаю проект по созданию музея бортничества в Украине, буду всесторонне этому содействовать и рад, что к нему привлечены известные Олевский и Сарненский музеи.

— Удалось туристов заинтересовать бортничеством? Что их привлекает в этой теме?

— Нельзя сказать, что этот маршрут — чрезвычайно популярен по сравнению с «раскрученным» Каменным селом, о котором снята масса сюжетов на телевидении, написано много статей. О бортничестве хотя и есть информация, но она — специфическая. Может, кто-то боится пчел. Туда едут те туристические компании, которые уже поняли, насколько захватывающим является этот промысел. А качество меда — люди едут, конечно, чтобы попробовать его и приобрести. Многое зависит от климата, или перезимовали пчелиные семьи, насколько они мощные, удачным ли был сезон — наносили ли они столько меда, чтобы туристы могли приобрести. Год на год не приходится — этот год тяжелый для пчеловодства вообще.

«ЧАСТЬ БОРТНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НАВСЕГДА УТРАЧЕНА»

— Чем интересен опыт Житомирщины в развитии этого ремесла? Расскажите, пожалуйста, о том, как исследовалось бортничество на Житомирщине, интересные факты из истории, какие артефакты были найдены? Чем опыт Житомирщины — уникален по сравнению с другими регионами?

— В плане изучения прошлого в целом и бортничества в частности большой интерес представляют исследования самобытного краеведа из Коростеня Николая Брицуна (Ходака). Его публикации в газете «Народний лікар» за 2003 год были для меня первыми печатными пособиями. Именно он называл Олевщину «Медовой нивой», где в древности меда было больше, чем хлеба. Интересна также его версия о происхождении названия города «Олевск» от «Вуллевск», то есть от тех же вуллив (бортей). А известный этнограф Василий Скуратовский записал когда-то в наших краях легенду о медовой реке Уборть, цвет воды которой имеет коричневую окраску потому, что в летнее время воск в бортях по берегам реки таял, мед вытекал, растворялся в воде, окрашивая ее в медовый цвет (на самом деле такой оттенок воде придают соединения железа и марганца, содержание которых в полесских почвах чрезмерно). «У-Борть» означает «река, текущая в бортные леса», или «идти к борти, заниматься бортничеством».

В поисках артефактов выяснилось, что значительная часть бортных снастей и инструментов на сегодня утеряна для широкой общественности. Что-то хранится в музеях, что-то осталось у бортников, которые продолжают им заниматься, а что-то оказалось в частных коллекциях. Многие из них были изъяты еще во времена коллективизации и насильственного введения пчеловодства в рамочных ульях. Понимая преимущества промышленного пчеловодства, я отстаиваю право на существование бортничества так, как, например, право на существование животных в дикой природе наряду с ведением животноводства.

Уникальность Житомирщины в том, что только здесь в Украине до сих пор остались очаги этого архаичного промысла. В сотрудничестве со старшим научным сотрудником Института археологии НАН Украины, к.и.н. Андреем Петраускасом, среди мероприятий экспериментальной археологии, проводившихся на Олевском древлянском городище «Бабина гора», мы установили на деревьях борти и сварили мед-пиво по старинным рецептам. Отдельно следует отметить оригинальный творческий подход коллектива Юровской ООШ нашего района в создании школьного историко-краеведческого музея. С 2010 года введен этнографический фестиваль «Уборти истоки медовые», который сейчас имеет статус областного.

«РАБОТАЮТ НА ЭНТУЗИАЗМЕ»

— Как работается сегодняшним бортникам Житомирщины? Не мешает ли в этом массовое усыхание сосен, использование пестицидов в сельском хозяйстве?

— Сегодняшние бортники, как и в древности, работают на энтузиазме. Никакой существенной помощи от государства они не получают. Глобальные изменения климата, которые затронули и Полесье, массовое усыхание хвойных деревьев, хищническое вырезание лесов, пожары в экосистемах, использование химикатов в сельском хозяйстве только углубляют кризис ведения пчеловодства. Нужно учесть и тот фактор, что те несколько человек в Олевщине, которым есть что показать и рассказать, все имеют возраст 50 лет. То есть в течение короткого промежутка времени мы можем потерять живых носителей уникального практического опыта, и бортных промысел перейдет в разряд только архивных материалов и музейных экспозиций. Здесь стоит внимания опыт Башкирии, где в лесхозах в обязательном порядке введены мероприятия по сохранению и восстановлению бортничества в тех регионах, где оно испокон веков велось. Это свидетельство государственной позиции по сохранению природы и исторического наследия. В этом смысле для меня лично очень важно, что проект «Бортничество Полесья: архаическая традиция в современном измерении» поддерживает местная власть — Житомирская, Ривненская и Киевская облгосадминистрации.

Что мотивирует людей заниматься бортничеством?

— Бортников — немного: до десяти в целом на Олевщине и несколько тех, к которым можно везти туристов. Большинство из них сочетают бортничество с рамочными ульями. Потому выход меда из рамочного улья с бортов может отличаться в два-четыре раза. Ухаживать за ульями сложно, они не стоят все вместе — на определенном расстоянии, это сложная процедура. Я записал местную пословицу: «Хочеш мед ести — то надо иметь уликов двести. Но чтобы они не стояли вместе». Это занятие у них — генетическое, они занимались этим с детства, их интересует и представляется важным сам процесс.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать