Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Силовые назначения Президента

Эксперты: «Муженко — правильное решение, Косюк — смелый эксперимент, Гелетей — странная тактика»
03 июля, 19:18
ПРЕЗИДЕНТ ПЕТР ПОРОШЕНКО И НОВЫЙ НАЧАЛЬНИК ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА (НА ФОТО — ПОКА ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА) ВИКТОР МУЖЕНКО В ЗОНЕ АТО / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Президент Украины провел очередные кадровые изменения. Министром обороны стал Валерий Гелетей, главой Генерального штаба — Виктор Муженко, Юрий Косюк — первым заместителем главы АП — «для координации действий и повышения уровня управляемости силовым блоком.»

Учитывая военные действия на Донбассе, силовики на сегодняшний день играют важнейшую роль в государственной политике. Вопрос кадровых изменений Президента в этом блоке стоял давно, ведь нынешние главы ведомств были назначены еще до инаугурации Порошенко. К тому же, действия силовиков часто поддавались критике, в частности, в вопросах координации действий между разными структурами.

Наиболее бурную реакцию СМИ вызвало назначение на поста первого заместителя главы Администрации Президента Юрия Косюка. Но в основном вся критика сводилась к тому, что он — миллиардер, к тому же, подконтрольный ему «Мироновский хлебопродукт» поставляет продукцию на российский рынок. Практически никто из журналистов не упомянул что, то тот же «Мироновский хлебопродукт» — одно из немногих украинских предприятий, которое подготовилось к зоне свободной торговле с ЕС. И еще за полгода до злополучного  ноябрьского Вильнюсского саммита прошел сертификацию по европейским стандартам («День» писал об этом в материале «Наши куры первыми в Европу» в номере от 16 мая 2014 года). Кстати, соратники и знакомые отзываются о Косюке, как о человеке, который принадлежит к той немногочисленной когорте украинских бизнесменов, которые с первого дня своего предпринимательства создавали. Возможно, назначая Косюка на такую должность, Порошенко рассчитывает поставить армию, а особенно те большие деньги, которые будут выделяться на ее обеспечение под контроль менеджера, которому он доверяет.

И если логику привлечения Косюка еще можно попытаться объяснить, то вот Гелетея на должности Министра обороны понять сложно.  Полковник милиции, который в 2006 году стал руководителем Главной службы по вопросам деятельности правоохранительных органов Секретариата Президента Украины, а через год — начальником Управления госохраны стал известен широкой аудитории по двум эпизодам. Сперва — озвученной на пресс-конференции, а затем в эфире телепрограммы «Свобода слова» сенсационной (и в то же время слабо и неумело аргументированной) версией о якобы готовящихся покушениях на лидеров оппозиции и членов семьи Ющенко. В итоге за обнародованием фактов Гелетея и за их проверкой сотрудниками СБУ ни арестов кого бы то ни было, ни покушений на жизнь политиков не последовало. Затем Гелетей, только что занявший пост начальника Управления госохраны, отметился в скандальной истории со сменой руководителя Генеральной прокуратуры — лояльного к коалиции шефа ГПУ Святослава Пискуна на человека из команды президента, новоиспеченного и.о. генпрокурора Виктора Шемчука. Смена эта, как известно, сопровождалась силовой стычкой сотрудников госохраны с бойцами спецподразделения МВД «Беркут», ведомыми лично главой МВД Василием Цушко, и народными депутатами от Партии регионов. И это далеко не все, что можно в открытом доступе в Интернете прочитать о новом министре обороны. Из чего следует, что Президенту все эти факты известны. Но тем не менее он берет на себе политическую  ответственность за это назначение.

Более того, парламент, проголосовав это предложение, разделил его. «Петр Порошенко после длительного времени принял взвешенное решение, выбрав человека, способного выполнить те задачи, о которых говорил Президент в ВРУ. Поэтому причин не доверять ему нет, — объясняет народный депутат «УДАР» Павел РОЗЕНКО. — Надо дать возможность президенту решать кадровые вопросы, поэтому наша фракция поддержала это назначение.

Голосование в 260 голосов также показало, что поддержка у этого министра обороны есть, а Верховная Рада будет партнером и поддержкой для министерства и всех военных».

А вот, что касается нового главы Генштаба Виктора Муженко, то здесь логику Президента одобрили все. Муженко начал офицерскую службу в 1983 году командиром мотострелкового взвода в Закавказском военном округе. В мае 2012 года был назначен на должность заместителя начальника Генерального штаба ВСУ. В августе того же года был удостоен звания генерал-лейтенанта. Но пожалуй сегодня самое важное то, что Муженко, как человек, которому фактически будет подчиняться армия, имеет уникальный для украинских военных опыт в борьбе с террористами. Ведь он с 2003 по 2004 год был первым заместителем командира механизированной бригады Украинского миротворческого контингента в Ираке.

КОММЕНТАРИИ

«ЛЮБОВЬ ПРЕЗИДЕНТА К МИЛИЦИОНЕРАМ»

Виктор НЕБОЖЕНКО, политолог, директор социологической службы «Украинский барометр»:

— Виктор Муженко — это офицер. Любой офицер хочет быть генералом, а любой генерал хочет стать начальником Генштаба. В этом смысле попадание с его назначением должно быть точным. Он знает, что делает, и будем надеяться, что военная кампания на востоке Украины станет более профессиональной.

Что касается Валерия Гелетея, то тут сложно оценить, так как он милиционер. Вырисовывается интересная ситуация: милиционеры становятся генеральными прокурорами и министрами обороны. Я не удивлюсь, если милиционер возглавит политическую партию «Солидарность». Это какая-то странная тактика — любовь президента к милиционерам и нелюбовь к военным. Либо грядет страшная репрессивная реформа криминального бизнеса во всех сферах и нужны милиционеры как люди, знающие это. Либо милиционеры переквалифицируются, но это очень трудно, так же, как милиционеру трудно стать прокурором — они в функциональном плане всегда противоречили друг другу: милиции главное — поймать преступника, а прокурору — доказать его вину. Гелетей — не просто милиционер, он специалист по охране первых лиц страны. Единственное преимущество Гелетея на посту министра и Яремы на посту генпрокурора — они молоды и, возможно, смогут переквалифицироваться.

Назначение Юрия Косюка — это смелый эксперимент, скорее речь идет о его невероятно сильных менеджерских качествах. Ложкин в свое время заявил, что его назначили главой АП, потому что он хороший кризисный менеджер. Возможно, Косюк тоже считается кризисным менеджером. Ни Ложкин, ни Косюк никогда не работали в госорганах — это их и плюс, и большой минус. Думаю, Президент назначал их не только потому, что хорошо знает их по бизнесу, но и потому что их кризисные менеджерские способности помогут лучше, чем деятельность бюрократов на этих должностях.

Проблема реформ всегда сталкивается с одним вопросом: реформа проводится на подъеме страны или во время спада? Очень трудно ремонтировать машину на ходу. Реформировать страну во время военных действий сложно, я понимаю пожелания Президента, но украинские политики и специалисты давали мало повода для оптимизма в этой сфере. Сейчас реформировать можно то, что находится на периферии государственного правления в спокойном состоянии. Реформировать армию во время боевых действий — невероятно сложная задача, и я не знаю, насколько эти люди готовы ее выполнить.

Президент должен отдать приказ на военное положение. Его преимущество в том, что появляется генерал, который берет ответственность за Министерство обороны, Министерство юстиции, МВД, СМИ и за организацию снабжения. А сейчас главы всех силовых ведомств имеют свои задачи и как-то пытаются взаимодействовать — ничего из этого не будет. Поэтому сегодня нельзя оценить, справляется ли отдельный министр со своими обязанностями, ведь главы силовых ведомств могут перекладывать ответственность на своих коллег по АТО.

Петр Порошенко сейчас находится в большом поиске кадров. Он не прячет растерянность за кадровыми назначениями, но столь легкая победа на президентских выборах в некоторой степени застала его врасплох, и он экспериментирует с кадрами.

«ДЛЯ ПОРОШЕНКО СЕГОДНЯ ПРОБЛЕМА ПОДОБРАТЬ НОВУЮ КОМАНДУ. ЕСТЬ ДЕФИЦИТ НОВЫХ КОМПЕТЕНТНЫХ КАДРОВ»

Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА, доктор политических наук, конфликтолог, профессор КНУ им. Т. Г. Шевченко:

— Отстранение предыдущего руководства Министерства обороны — это однозначно правильный, хотя и запоздалый шаг. Эти два месяца показали, что оно неспособно исполнять свои функциональные должностные обязанности, которые возложены на них как на высшее военное руководство страны. Мы видели, какие колоссальные недостатки демонстрировало Министерство обороны с необеспечением личного состава, со злоупотреблениями, абсолютной некомпетентностью и самоустранением от ответственности за выполнение задач, в том числе по перекрытию государственной границы, которая входит в задачу ВСУ при вооруженной агрессии. Плюс полное отсутствие координации между воинскими подразделениями и другими силовыми структурами. Сегодня установлена специальная должность в АП, которая должна курировать силовой блок в условиях ведения войны, — это тоже правильно. Сейчас нужно принимать немедленные решения, и необходима прямая связь, координация Генштаба и других силовых структур непосредственно с Президентом. Эта должность будет устанавливать такую связь.

Другое дело — насколько новое руководство будет пригодным в этой отрасли. Пан Валерий Гелетей является представителем старой команды времен Ющенко, и мы видели инциденты с Генпрокуратурой, где принимал участие Гелетей как руководитель Государственной охраны. Очень трудно сказать, как он проявит себя на должности министра. Мне кажется, у него слишком много оптимизма. Он с такой структурой, как ВСУ, никогда не сталкивался, хотя имеет звание генерал-полковника. Министр обороны сейчас несет ответственность не только за подготовку Вооруженных сил, но и за их военный бюджет, кадровую политику, материально-техническое обеспечение. Для него это большая ответственность и большой шанс, но есть и много рисков. Я надеюсь, что он не будет таким некомпетентным и нерешительным, как пан Коваль.

Что касается генерала Муженко, то это правильное решение в том плане, чтобы взять не штабного, а армейского генерала, который не связан с ситуацией, что была характерной для Генштаба в последние годы. До этого существовала неспособность заниматься стратегическим планированием и оценивать военные угрозы, которые были очевидными. Также много проблем с мобилизационной подготовкой, которая находится в ведении Генерального штаба. То есть он продемонстрировал неготовность к ведению войны, что входит в его полномочия. Поэтому, возможно, армейский генерал, не связанный с корпоративной системой, сможет мыслить военными операциями, поскольку он посвящен в планирование и проведение боевых действий. Надеюсь, мы больше не услышим таких некомпетентных заявлений, которые слышали до этого от военных генералов относительно задач ВСУ, их назначения и т. д.

Для Порошенко сегодня является очень большой проблемой подобрать новую команду, поскольку с силовиками он никогда не работал, хотя и был секретарем СНБО. Есть дефицит новых компетентных кадров, потому процесс новых назначений так сильно затянулся. Порошенко нужно создать команду, которая заменила бы нынешнее руководство Вооруженных сил и других силовых структур, ведь сейчас поменялись только министры и, возможно, их заместители, а все другие остаются при должностях еще со времен Януковича. Поэтому там такая огромная коррупция и предательство.

Назначение Муженко является принципом, который показывает, что нужно приводить в МОУ людей новых, которые не задействованы в коррупционных схемах, которые будут принимать решения и нести за них ответственность, а не кивать в сторону Президента.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать