Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Присоединится ли Молдова к Таможенному союзу?

Оценки и прогнозы накануне парламентских выборов
27 ноября, 10:25
ФОТО РЕЙТЕР

В последнее время в экспертной среде достаточно предметно обсуждают перспективы будущих выборов в Украине, однако забывают обратить внимание на события, что происходят в соседней и пока дружественной к нам Республике Молдова (РМ). 24 февраля 2019 года в стране состоятся парламентские выборы, которые, по предварительной оценке, могут существенно изменить политический ландшафт, повлиять на вектор развития РМ и на будущие отношения с Украиной.

ПРЕДВЫБОРНАЯ АКТИВНОСТЬ

За последние несколько месяцев в РМ состоялся ряд событий, которые указывают на то, что в канун парламентских выборов уровень политического напряжения в стране только растет.

После августовских протестов проевропейской внепарламентской оппозиции — партий «Действие и солидарность» (ПДС) Андрея Нэстасе и «Платформа достоинство и справедливость» (ППДС) Майи Санду, а также «политтехнологического шага» Партии «Шор», свои массовые мероприятия в октябре и ноябре провели Демократическая партия Молдовы (ДПМ) Влада Плахотнюка и пророссийская Партия социалистов РМ (ПСРМ) президента Игоря Додона.

Митинг проевропейской партии власти — ДПМ прошел 21 октября на площади Больших национальных собраний в центре Кишинева. Он был сосредоточен на демонстрации достижений партии во время пребывания при власти на протяжении последних нескольких лет — стабилизации экономической ситуации, росте зарплат и пенсий, улучшении макроэкономических показателей, развитии сотрудничества с ЕС и тому подобное.

Демократам действительно удалось на протяжении последних трех лет стабилизировать ситуацию в стране. Но главной целью  ДПМ в рамках митинга в октябре было публично, масштабно и пафосно объявить о новом векторе развития — «Про Молдова», о котором молдавскими политиками фрагментарно говорилось в канун мероприятия. Фактически, демократы изменили свои ориентиры с проевропейских на промолдавские, которые предусматривают собственный путь развития страны с концентрацией на собственные возможности. То есть не исключительно проевропейский путь развития, но и не пророссийский.

Чем это предопределено? Дело в том, что в настоящее время и на формальном, и на неформальном уровне Европейский Союз (ЕС) достаточно часто прибегает к критике Молдовы. В Брюсселе разочарованы реформами в стране, свертыванием демократических свобод, кричащим случаем отмены результатов выборов в Кишиневе, давлением на оппозицию, коррупцией, избыточной концентрацией властных полномочий и контроля над всеми государственными структурами олигарха и лидера партии Влада  Плахотнюка и тому подобное. Вот и получается, что вместо  учета в собственной деятельности рекомендации ЕС, молдовская власть во главе с демократами, де-факто, решила маневрировать.

Митинг ПСРМ, который состоялся позже, — уже 18 ноября с.г. на том же месте в центре столицы, фактически продолжил предвыборные гонки.

Сторонники социалистов на акцию, так же как и ДМП, были организовано привезены в Кишинев на автобусах со всех районов Молдовы. Они прошли маршем по центру Кишинева и провели митинг на центральной площади. На мероприятии присутствовал главный социалист Игорь Додон, который после избрания президентом приостановил членство в Партии социалистов, но остается ее неформальным лидером. В своем выступлении он заявил, что «терпение его и народа исчерпано», но нужно «не поддаваться на провокации» и дождаться победы социалистов на парламентских выборах. ПСРМ заявила, что она борется с властью и, что является единственной оппозицией в стране. Вспоминался также и украденный из банковской системы РМ во время правления проевропейских сил миллиард долларов, и тому подобное. При этом, ни разу во время выступлений глав ПСРМ не было названо имя фактического руководителя РМ — Влада Плахотнюка, которого традиционно обвиняют во всех имеющихся проблемах.

В итоговой резолюции митинга социалисты изложили свои предвыборные обещания — поднятие в несколько раз зарплат и пенсий, обеспечение населения бесплатной медициной и образованием, дружба с Россией, вступление в Евразийский экономический союз, присоединение Приднестровья, закрытие офиса НАТО в Кишиневе и запрещение партий и организаций, которые выступают за объединение с Румынией. Фактически, социалисты продемонстрировали собственные ориентиры на будущее, которые с одной стороны отображают пожелание значительной части молдавского населения и являются откровенно популистскими, а с другой, особенно в контексте внешнегосударственных ориентиров, — обращают на себя внимание со стороны европейского содружества в целом, и Украины в частности, которая после выборов может потерять партнера на пути к европейской интеграции и стать инструментом российского влияния в регионе со всеми возможными последствиями.

РАСКЛАД СИЛ

На сегодня опросы в Молдове, которые проведены разными рейтинговыми и социологическими структурами, в той или иной мере отображают приблизительно одну и ту же картину. В парламент уверенно проходят пророссийская ПСРМ, властная ДПМ и проевропейские оппозиционные партии ПДС и ППДС. При этом лидирует в списке со значительным отрывом  именно партия социалистов. Так, например, по сентябрьскому исследованию Ассоциации социологов и демографов Молдовы ПСРМ получат 36,6% опрошенных, ПДС — 11,9%, ДПМ — 11,2%, а ППДС — 10,6%. При этом, согласно этому же исследованию, наибольшим доверием среди респондентов пользуются президент республики Игорь Додон (26,4%), на втором месте — Андрей Нэстасе (5,7%), а на третьем — Майя Санду. В пятерку вошли также премьер республики Павел Филипп (3,9%) и лидер Партии социалистов Республики Молдова Зинаида Гречаний (2,1%).

Такой расклад сил и симпатий в стране стало возможным из-за того, что проевропейские парламентские партии  скомпрометировали себя коррупционной деятельностью, а правительство  дискредитировало себя концентрацией властных полномочий, что при условиях слабой поддержки избирателей приводит к дефициту доверия и потери авторитета власти.

На фоне этого выросло влияние пророссийских сил во главе с президентом Молдовы Игорем Додоном. И хотя при существующей государственной модели, которая введена в Молдове, его должностные полномочия являются ограниченными, он как политик пользуется поддержкой масс, о чем и свидетельствуют рейтинги и опросы.

В свою очередь, ДПМ пытается использовать нарратив угрозы пророссийского реванша, но в то же время делает недостаточно шагов для реформирования страны, обеспечения необратимости проевропейского курса, а также прибегает к ситуативным альянсам с ПСРМ.

Внепарламентская проевропейская оппозиция сосредоточивается по большей части на критике нынешней власти и пренебрегает угрозами, которые могут вылиться в пророссийский реванш.

Тем не менее, стоит отметить, что выборы в парламент Молдовы впервые в истории страны будут проходить по смешанной системе — 50 депутатов будут избираться по партийным спискам, а 51 — по одномандатным округам. А здесь, как отмечают знатоки «политической кухни» РМ, подстерегают  разные неожиданности.

Сейчас существует много разных мнений относительно возможных сценариев развития событий. Так, украинские эксперты, в частности из неправительственного аналитического центра «Призма» рассматривают ряд возможных сценариев развития событий после избирательных гонок 2019 года в РМ.

В частности:

• коалиция ПСРМ и ДПМ (страна будет двигаться по курсу «Про Молдова» с наклоном в сторону РФ);

• победа ПСРМ (пророссийские силы получают полное большинство мандантов в парламенте и единолично будут руководить страной);

• партийный союз против ДПМ (объединение ПСРМ с другими партиями РМ, которые пройдут в парламент, в частности проевропейскими ПДС и ППДС);

• отсутствие коалиции из-за политических споров и имеющийся антагонизм и, как следствие, еще одни, уже внеочередные, парламентские выборы.

Наиболее достоверным сценарием развития событий является объединение ПСРМ и ДПМ, поскольку, в результате выборов ДПМ, скорее всего, будет иметь преимущество в мажоритарных округах (ведь на местах в регионах действительно созданы свои организации и есть соответствующий админресурс), а ПСРМ — по партийным спискам. И хотя главный социалист Игорь Додон неоднократно заявлял о невозможности создания коалиции ПСРМ и ДПМ, на практике картина может быть несколько другой. Например, отмеченные партии неоднократно голосовали одинаково по пакету вопросов, которые интересовали обе политических силы (в частности, внесение изменений в избирательное законодательство). Также, они имеют практически единую парадигму последующего развития для страны, которая основывается на «собственном пути развития для Молдовы». В конечном итоге, в соответствии с оценками молдавских экспертов, лидер ДПМ Владимир Плахотнюк имеет непосредственное влияние на Игоря Додона.

Такая расстановка сил, безусловно, повлияет на внешнюю политику страны, в первую очередь, в отношениях с Европейским союзом. Если в Брюсселе уже сегодня разочарованы ситуацией в стране, то после выборов отношения могут только ухудшиться. Вместо этого, очевидно, получит импульс сотрудничество с РФ, поскольку социал-демократический альянс будет пытаться компенсировать потери европейского вектора, путем углубления отношений с Россией.

В таком случае, по сути, есть высокая вероятность, что в стране будет реализовываться кремлевский план разрешения Приднестровского конфликта — федерализация Молдовы, где каждый субъект федерации сможет влиять на внешнюю политику государства. В дальнейшем это будет продемонстрировано мировому сообществу, как возможный «путь к разрешению конфликта на Донбассе».

Вполне очевидно, что в случае формирования пророссийского парламента в РМ отношения между Киевом и Кишиневом ухудшатся. Кроме того, украинская сторона будет вынуждена усилить военное присутствие на границе с Молдовой. Ведь Киев будет считать РМ территорией российского влияния, которая может быть использована для военной агрессии против Украины. К тому же, пример федерализации РМ по кремлевскому сценарию, который в случае его реализации, будет навязываться Киеву, является неприемлемым для Украины.

Хотя и не следует исключать, что союз ПСРМ и ДПМ может не отказаться от попыток наладить отношения с ЕС и продолжить маневрировать в отношениях с РФ. Однако все будет зависеть, в первую очередь от того, смогут ли партии найти между собой компромисс и пойдет ли на это Кремль. Пока же, трудно что-то прогнозировать в данном контексте однозначно.

Другой, также возможный сценарий развития событий в РМ, — отсутствие согласия среди избранных партий, в результате чего не удается сформировать парламентскую коалицию. В таком случае у власти остается ДПМ, а внеочередные парламентские выборы переносятся на более позднее время. Такая ситуация выгодна демократам, ведь они получают дополнительное время для управления страной. К тому же население должно несколько почувствовать изменения, которые состоятся после реализации принятого на 2019 год госбюджета, где в частности предусмотрен рост пенсий и зарплат. А в дальнейшем, как говорят — время покажет, и электоральная поддержка политических сил может измениться...

Полная победа пророссийской ПСРМ мало вероятна, потому  что ДПМ за счет административного ресурса просто не позволит этого сделать, а также то, что проевропейские силы  ПДС и ППДС также имеют значительную поддержку среди населения.

Сценарий относительно партийного союза партий, которые пройдут в парламент против ДПМ, — возможен, однако тоже маловероятный из-за наличия значительных споров ПСРМ, с одной стороны, и ПДС и ППДС — с другой. Оппозиционные партии убеждены, что «социалисты являются политтехнологическим инструментом Влада Плахотнюка».

Однако есть еще один важный момент, который может существенно повлиять на последующее развитие событий. 16 ноября 2018 года состоялось закрытое заседание парламентской комиссия РМ по расследованию деятельности фонда Open Dialog, руководителем которого является Людмила Козловская. В результате комиссией было принято решение обратиться в прокуратуру с целью проверки действий лидеров ACUM Майи Санду и Андрея Нэстасе на предмет измене родине. Расследование, якобы показало, что Open Dialog получал средства через компанию Silk Road, в которой много источников финансирования, в том числе российских, проведенных через российскую схему по отмыванию денег «Ландромат». В рамках этой схемы только в 2010—2014 гг. через Moldinconbank, который тогда контролировал Вячеслав Платон, было отмыто свыше $20 млн. Следственная комиссия парламента установила, что фонд Open Dialog оплатил главам ACUM Майе Санду и Андрею Нэстасе билеты в Брюссель.

Парламент в результате данного расследования должен провести новую оценку законопроектов, которые касаются деятельности политических организаций. Правительство выступит с предложениями относительно совершенствования законодательства. ЦИК накажет людей, ответственных за нарушения, а также проведет масштабный анализ процессов и институционной возможности. Не исключается, что Майю Санду и Андрея Нэстасе могут исключить из избирательного процесса на этих парламентских гонках. А это, конечно, отразится на рейтингах возглавляемых ими партий.

Местные молдавские эксперты убеждены, что расследование данного дела является политически мотивируемым и прямо или опосредствовано не указывает на вину лидеров оппозиционных партий. Ведь контакты с руководителем фонда Open Dialog были одиночные, потраченные на партийцев средства — минимальные, и составляли максимум около 300—400 евро в целом, а действия Андрея Нэстасе и Майи Санду не имели корыстного характера.

Тем не менее, данная ситуация «играет на руку»  Демократической партии и ее руководителю Владу Плахотнюку, а также его протеже президенту РМ Игорю Додону, ведь они избавляются от конкурентов и могут рассчитывать на увеличение собственных сторонников среди значительной части населения Молдовы, что еще не определилась с выбором.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Фактически, на конец ноября, все основные фавориты парламентских избирательных гонок провели массовые мероприятия в Кишиневе и попробовали продемонстрировать свои возможности и электоральную поддержку. Тем не менее, это только начало баталий между политическими партиями за власть в РМ, победитель которых станет известен в конце февраля 2019 года. На сегодня же действительность такова, что парламентские выборы в РМ реально могут изменить ситуацию в стране. При этом предварительно диапазон изменений не достаточно широкий — от изменения вектора развития страны на пророссийский (со всеми вытекающими последствиями) до замораживания текущего состояния на некоторое время. Тем не менее, официальному Киеву, учитывая имеющиеся оценки, следует обратить внимание на возможные изменения в РМ и учитывать их в своих будущих отношениях с Кишиневом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать