Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Телегид

15 декабря, 20:54
КАДР ИЗ ФИЛЬМА РОССИЙСКОГО КИНОРЕЖИССЕРА АЛЕКСЕЯ УЧИТЕЛЯ «ПРОГУЛКА» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРОГРАММОЙ «АРГУМЕНТ-КИНО»
Манифест «путевого кино»

С воскресенья на понедельник, с 18 на 19 декабря, в 01.05, на канале «1+1» смотрите программу «Аргумент-кино» и фильм российского кинорежиссера Алексея Учителя «Прогулка».

Лента создана по сюжету сценаристки и в настоящее время также режиссера Дуни Смирновой, известной как соведущая российского интеллектуального телевизионного ток-шоу «Школа злословия». В сюжете речь идет о том, как девушка и двое ее случайных спутников проходят пол-Петербурга; они флиртуют, спорят и за полтора часа реального времени проживают любовную драму. Прогулка эта наполнена смехом и слезами, будничной суетой улицы и какой-то почти зловещей тайной. Она удерживает зрителя в постоянном напряжении, но развязывается совершенно неожиданно.

Фильм увидел свет в 2003 году, а также был в конкурсной программе Московского международного кинофестиваля. Более того — беспрецедентно открывал этот фестиваль, хотя по этическим причинам на уважаемых кинофорумах это не практикуется. Следовательно, в фильме должно было быть что-то весьма особенное, сказать бы, программно-государственническое, ведь руководит фестивалем державник Михалков, а начало 2000-х — первые годы строительства и утверждения «путинской России» и системного прихода к власти так называемых питерских. Также это год провозглашения известным политиком Анатолием Чубайсом происхождения нововременной России в качестве «либеральной империи», что обозначало «экономическую и культурную экспансию без применения вооруженных сил».

Но в каждом случае в рекламном буклете «Прогулки» к упомянутому фестивальному показу писалось: «Герои фильма — молодые европейцы, легко и мучительно живущие в городе на Неве...». Авторы же картины, среди прочего, подчеркивали, что важнейший для них — именно акцент на принадлежности героев к космополитическому племени молодых европейцев: веселых, легких, цивилизованных, аполитичных и доброжелательных, которые обычно ходят в кафе или бары и пользуются интернетом и мобильными телефонами. То есть задумывался некий манифест поколения. А за ним даже прочитывался некоторый символический план, ведь не случайно главные герои носят имена Петр и Алексей: один олицетворяет мужественную волю, как царь Петр Первый, а второй — созерцательную рефлексию, как, вероятно, царь Алексей Михайлович Тишайший. Ну, а героиня Ольга — русая, русский тип, как будто Родина. Как Ольга в «Обломове» не может выбрать между противоположностями — Обломовым и Штольцом, так и эта — между романтиком и державником. Ну, и достается она кое-кому другому, не буду раскрывать социальную функцию, но с красноречивым именем Всеволод.

Собственно, здесь я иду по аналитическим выкладкам русского критика, журналиста и писателя Дмитрия Быкова, которые, на мой взгляд, чрезвычайно метки. Он буквально отмечает: «Прогулка» является попыткой некого «путевого кино», которое снимают не тогда, когда страна двинулась в путь, а когда перестают работать прежние сюжетные схемы и спасает самая архаичная, путешествующая — бессюжетная история, где дорога — сама себе сюжет. И по этой схеме, мол, организованы все фольклорные эпосы — от «Одиссеи» до «Колобка». «Прогулка» же и является таким «Колобком». Только разница сюжета в том, что тут Колобок после побега от деда и бабы поселился у волка. И теперь, с его разрешения, время от времени выбегает погулять, соблазняя то зайца, то лисичку, то еще кого-то.

И тут можно сделать несколько примечательных выводов. Первый: слабое по части мотиваций, поверхностное и не особо осмысленное кино превращается в важный социальный диагноз и само становится симптомом — кино как приговор «особенному русскому либерализму». И второй, по тексту фильма: в финале героиня Ольга — ну чисто Россия — не знает, чего хочет, а чувствует себя тем лучше, чем населению хуже...

Владимир ВОЙТЕНКО
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать