МЕНЮ

Спасти Олега Сенцова

Владимир ВОЙТЕНКО
6 июня, 2014 - 10:35
В ночь с 8 на 9 июня в 1.25 на телеканале «1+1» смотрите специальный выпуск программы «Аргумент-кино», посвященный украинскому режиссеру. А также — фильм этого мастера «Гамер»

Олег Сенцов — чрезвычайно талантливый украинский режиссер-самоучка. Он крымчанин, имеет высшее экономическое образование и не учился ни в одном специальном кинематографическом заведении. Но уже первым своим полнометражным фильмом, который имеет название «Гамер», и который был снят за копеечные для кинематографа средства, стремительно ворвался в европейский кинематографический мир.

Олега Сенцова нет рядом с нами. Он в неволе. Его, крымчанина, и еще нескольких украинцев, 11 мая арестовала российская Федеральная служба безопасности в Симферополе. Инкриминируют абсолютно абсурдные для Олега вещи — подготовка террористических актов на полуострове.

Задержание, арест, этапирование в Москву, следственный изолятор — печально известная тюрьма Лефортово. Та же тюрьма, которую во время сталинского «большого террора» использовал НКВД в качестве места пыток во время проведения допросов. Та же тюрьма, которая впоследствии была следственным изолятором КГБ, и в ней удерживали многих известных советских диссидентов.

Российская государственная тирания пошла на новейший круг. Очевидно, готовятся новые показательные процессы. Среди них — кинематографический. На самом же деле, это месть украинскому гражданину за его патриотическую позицию. За три зимних месяца, проведенных в борьбе на киевском Майдане. За попытку организовать Автомайдан в Симферополе. В конечном итоге, это подлый акт запугивания сознательных украинских граждан в Крыму.

Украинское киносообщество сразу же после задержания Олега Сенцова забило тревогу, проведя ряд манифестаций-протестов против ареста своего коллеги. С подобным воззванием выступила Европейская киноакадемия. Протесты прозвучали на весь мир во время Каннского фестиваля. Также — со стороны российских кинематографистов. Между прочим, «Гамер» Сенцова в свое время получил Специальный приз киноведов и кинокритиков России на международном фестивале в Ханты-Мансийске.

Правдивый режиссер — это всегда личность, а не просто лицо определенной профессии. Он является демиургом, творцом, кинематографическим богом, который несет с собой и дарит людям свой особый мир. Олег Сенцов — именно из таких. И естественно, что своими киноучителями он считает Тарковского, Антониони, Брессона, Бергмана, Германа.

О «Гамере». Прежде всего — о названии: это сленговое слово — ближе к английскому звучанию, конечно, «геймер», то есть «игрок». Ведь история в фильме — это драматическая история взросления подростка, который увлекается киберспортом, выступает на международных соревнованиях, преодолевает жизненные и другие трудности и побеждает. Но получает, как бывает, свою мелодию из медных труб славы...

«Гамера», который путешествовал по тридцати международным кинофорумам, был участником самого престижного в мире Роттердамского фестиваля арт-кино, получил также Приз международной кинопрессы на Одесском международном кинофесте, можно воспринимать и трактовать по-разному — и как спортивную драму, и как фильм о субкультуре тех же геймеров. Но, конечно, кино в своих художественных проявлениях (а фильм Сенцова, безусловно, из таких) — прежде всего о человеке, о его душе, о том, что, как говорится, руководит человеком, его внешним и внутренним миром.

И, не в последнюю очередь, как было точно подмечено одним из критиков, это лента о феномене потерянного в виртуальном мире поколения. А главный герой по имени Кос — словно «собирательный образ тысяч украинских подростков, которые проводят свое время в полутемных помещениях компьютерных клубов».

Это кино будто о новом виде человека — homo ludens — «человека, который играет». И в этом его исчерпывающая суть. И в этом его счастье, драма и трагедия. Что остается для героя после игры? И не остается ли он сам за пределами другой — большой — игры? Дидактические ответы словно сами напрашиваются, но вы не спешите — посмотрите «Гамера».

Перед нами предстает кинематографически и психологически утонченная лента с неподдельной игрой-существованием в кадре непрофессиональных актеров. Созданная в так называемой документальной манере, картина абсолютно убеждает своей событийной подлинностью. Кино это создано минималистическими средствами, а влияет на чуткого зрителя максималистически. Вплоть до совершенно неожиданного финала. И надолго остается с тобой...

«Аргумент-кино»: Спасти Олега Сенцова! Украинское киносообщество прилагает к этому все возможные усилия. Потому что мы уверены   — правда на нашей стороне. А в будущем          — талантливые и популярные среди украинцев фильмы. Среди которых, не сомневаемся, — и новые ленты нашего Олега Сенцова, о котором в программе скажут свое слово друзья и коллеги-кинематографисты, в частности, кинооператоры Евгения Врадий и Ярослав Пилунский, звукорежиссер Артем Мостовой, председатель Национального союза кинематографистов Сергей Трымбач...